![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интеграция сформированных психологических предпосылок к усвоению орфографии в процессе применения правил правописания младшими школьниками
При проведении коррекции дизорфографии учитывается, что орфографические навыки являются сложной интеллектуальной деятельностью, в структуре которой взаимодействуют многие неречевые и речевые функции. Поэтому при формировании каждого из направлений логопедической работы ставится задача выработать автоматизм, интериоризацию (перевод во внутренний план) того или иного действия и постоянное включение данной операции (автоматизированного действия) в процесс орфографически правильного письма. Интеграция данных операций проводится не только на заключительном этапе коррекции дизорфографии. На каждом логопедическом занятии важно формировать определенный алгоритм как отдельных мыслительных и орфографических действий, так и их комплекса. Они включаются в определенную иерархию выработанных автоматизмов, во взаимодействие операций гностико-практического и языкового уровней. Актуализация алгоритма орфографического действия (в определенном смысле это не только вспоминание, но и закрепление написания) происходит в процессе выполнения детьми письменных работ (диктантов, изложений, сочинений, заданий творческого характера). Объяснение правильности написания орфограмм в комментированном письме и при самопроверке, а также при работе над орфографическими ошибками также способствуют становлению орфографических умений и навыков, усвоению знаний в области правописания. Как показывает опыт работы логопедов и учителей начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, использование данной методики помогает не только предупредить и преодолеть орфографические ошибки и трудности в изучении правил правописания учащимися с дизорфографи-ей. Более эффективной становится работа по коррекции дисг-рафии и дислексии. Дети гораздо лучше усваивают не только Z13 русский язык, но и овладевают чтением (литературным чтением), эффективнее развивается их устная речь. Приобретаемые учениками умения в области языковых закономерностей (фонематических, морфологических и, наконец, синтаксических обобщений) делают более продуктивной работу по устранению наиболее стойких нарушений, которые обусловлены аграмматической дисграфией и дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В ходе занятий у младших школьников улучшается почерк, письменные работы и устные высказывания становятся грамматически и стилистически правильными. Методика проведения каждого логопедического занятия (урока) должна строиться с учетом структуры речевого дефекта, особенностей и состояния неречевых психических функций ребенка, с учетом ведущего принципа изучаемой (закрепляемой) орфограммы и отвечать всем требованиям к проведению уроков (занятий) на современном этапе развития коррекцион-ной педагогики.
|