Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цивилизация Древней Индии.
Первые протогосударства Индии возникают в долине Инда в 3-м тысячелетии до н.э. Их гибель за несколько веков до прихода индоарийских племен вынудила последних заново закладывать очаг древнеиндийской цивилизации. О появлении ариев в Индии рассказывают такие литературные памятники как Веды, Махабхарата и Рамаяна. Растущая социальная дифференциация привела к резкому сословному делению и появлению замкнутых варн, существование которых является своеобразной чертой индийского общества. Варны часто называются португальским термином касты. Место в жизни и обществе определялось варной, а принадлежность к ней посредством рождения именно здесь – кармой. Соответственно, закон кармы (сумма поступков во всех жизнях) ориентировал людей не на социальную борьбу за свои права, а на уход от активной социальной жизни в поисках освобождения от кармы. Индийские Варны: - брахманы (жречество), - кшатрии (военная знать), - вайшьи (земледельцы, ремесленники, купцы), - шудры (переселенцы и покоренные народы, не имевшие корней в индийском традиционном обществе), - «неприкасаемые» – изгои общества, стоявшие вне Варн. Права и обязанности каждой варны не только существовали в обычном праве, но впоследствии фиксировались в писаном праве, в т.ч. в Законах Ману. При этом, правоспособность человека определялась его варновой принадлежностью. С появлением железных орудий и расслоения общества, родоплеменное устройство уступает место государственной организации. Раджи, которые первоначально фигурируют в качестве племенных вождей, превращаются в наследственных царьков. Литературная традиция сохранила воспоминания о 2 древних династиях: Лунная (Хастинапур) и Солнечная (Айодхия). Первые города в долине Ганга, по данным археологии, возникают в 9 в. до н.э. До 6в. до н.э. Индия делилась на множество государств, переломом стало вторжение А. Македонского, овладевшего Западной Индией и спустившегося к устью Инда благодаря распрям среди индийских радж. Возглавивший борьбу с эпигонами Чандрагупта около 317г. объединил большую часть страны, основав державу Маурьев. При императоре Ашоке (268-231гг. до н.э.) лишь Южная Индия не входила в объединенное государство. Император и окружавший его совет сановников (паришад) выполняли функции центрального исполнительного органа власти. При императоре состоял тайный совет, а иногда собирался совещательный представительный орган – раджасабха, из аристократов и некоторых городов и сельских общин. Царевичи выполняли роль наместников над провинциями, управлявшихся как из центра, так и местной администрацией. В 3в. н.э. Индия распадается на ряд мелких государств. Отдельные попытки объединения (царство Гуптов) оказались кратковременными, и к концу 5в. Индия переживает период феодальной раздробленности. Основными источниками права в Индии служили дхармашастры – древние законодательные сборники. Толкование законов было функцией ученых пандитов, которые, как правило, ограничивались изучением комментариев к древним текстам. Помимо мифических и эпических произведений, до наших дней дошли такие трактаты как «Законы Ману» (3в. до н.э. – 3в. н.э.) и «Артхашастра» (сер. 4в. до н.э.) – трактат об управлении государством. Эти произведения впитали в себя древние обычаи и установления. Законы Ману – памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами, где доведенное до крайности социальное неравенство полностью освящено авторитетом религии. В Артхашастре, составление которой приписывается сановнику Каутилье, содержится ряд советов и предписаний, отражающих условия периода установления централизации и бюрократизации Индии. Отличительной чертой древнеиндийского права является религиозная направленность и представление об изначальном неравенстве людей. Сложная иерархия правовых статусов дополнялась законом кармы – зависимостью прав и обязанностей от его «заслуг» в предыдущей жизни.
|