Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цивилизация Древнего Китая.






Судя по археологическим данным, Китай был заселен еще в древнекаменный век палеолита (синантроп). Усиление одного из племен в бассейне реки Хуанхэ в 17в. до н.э. привело к образованию государства Шан или Инь. Легендарная династия Ся, основанная мудрецами, вследствие потери добродетелей и была поглощена династией бронзового века Шан. Постепенное складывание госаппарата приводит к тому, что выборные племенные вожди – ваны, превращаются в наследственных царей. Сами китайцы называют свою страну Чжун Го (Срединное царство) или по наименованию тех или иных династий (Цинь).

Крушение царства Шан привело к появлению на его обломках государства династии Чжоу (1122-249гг. до н.э.). Эта эпоха делится на время Западного Чжоу (столица – Хао) и Восточного Чжоу (Лоян). В этот период выработана концепция детерминированного права на власть, согласно которой мандат на власть вручается правителю Небом (царь – «сын Неба»).

Династия Чжоу обладала лишь номинальной властью над фактическими самостоятельными гос. образованиями, количество которых исчислялось сотнями, и потому период с конца 5 по сер. 3вв. именуются Чжаньго – период «враждующих царств». Стремление китайцев к политическому единству были выражены учением Конфуция (551-479гг. до н.э.), которое стало этическим выражением китайской религиозной мысли. Конфуций выдвинул тезис о том, что государство – это та же семья, распространив тем самым свои этические принципы на политику:

1.чувства высокого долга (и),

2.гуманности (жэнь),

3.нормы взаимоотношений между людьми (ли),

4.сыновней почтительности (сяо).

Конфуцианству как учению морально-этическому, противостоял легизм, опиравшийся на культ закона (создатель – Гуань Чжун). Основной тезис легизма – упор на административные распоряжения осуществляющего централизованную власть правителя.

Для создания единой ирригационной системы и регулярного распределения речных вод в масштабе всей страны, требовались усилия разных областей, что было невозможно при децентрализации. В 4в. до н.э. в царстве Цинь сановник Шан Ян провел реформы, которые выдвинули служилую знать и торгово-ростовщические круги. Ван Ин Чжэн (246-210гг. до н.э.) подчинил своей власти все государства Китая и, объединив страну, в 221г. принял титул императора, став именоваться Цинь Шихуанди. Создание империи было логическим завершением сложного и длительного процесса усиления интегрирующих центростремительных тенденций в ведущих чжоуских царствах.

Имперская тирания истощила страну, и потому после смерти Шихуанди началось массовое крестьянское восстание, по итогам которого вождь движения староста Лю Бан в 207г. основал династию Старшая Хань (206г. до н.э. – 25г. н.э.). При императоре У-ди (140-87гг. до н.э.) местная знать была вновь поставлена под контроль чиновников, территория Китая расширена до Северного Вьетнама, Западной Кореи и Ферганы. Восстание «краснобровых» уничтожило царство, а один из вождей восстания Лю Сю объявил о создании династии Младшая Хань (25-220гг.). Снижение налогообложения и освобождение многих категорий рабов позволило добиться умиротворения страны. Однако, восстание «Желтых повязок» (184г.), длившееся более 20 лет, расшатало империю, и в 220г. она распадается на три царства. Тем не менее, легистский тезис о приоритете сильной центральной власти, имперского принципа администрации, сама по себе имперская идея на тысячелетия вперед определила будущее страны.

 

Тема 3


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал