Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИЛЛЮЗОРНО-КОНКРЕТНЫЙ МИР РОМАНСА






Изначально русский романс ограничивался пасторальными сюжетами, что было привнесено из Франции французскими романсистами. Пастушеские идиллии включают в себя: простодушных пастушек и пастушков, коварных соблазнителей, фон - живописные зеленые лужайки, ручейки крутые берега, цветочки, голубки, канареечки, бабочки. Зло олицетворяется " мучением жестоким", " злой кручиной", " унылой судьбой", " злая скука" и " лютая горесть", (Общий пейзанский стиль.) Российские авторы заимствуют символы, образы, эпитеты и обращения из народного песенного творчества: " любезный", " мил-сердечный", " душа-девица", " красна девица", " мой свет", " отрада", " моя радость" (пример: " ты здесь, моя отрада, любезный пастушок" Ломоносова) Все эти символы и эпитеты из " российской песни" плавно переходят в " русскую" в XIX веке.

С развитием романтизма в русском романсе появляются и заимствованные из произведений Байрона символы мятежного духа, обозначающие конфликт человека и общества: море, пловец, " парус одинокий". Тема одиночества накладывается на российскую действительность, отсюда мотивы дороги, тройки, узничества. Если у Байрона - борьба личности с обществом, то у русских поэтов помимо этого еще и борьба с аракчеевщиной, внутренней политикой Николая I, чиновным произволом.

Байроническое стремление к прекрасным странам вылилось в испанских серенадах и итальянских баркаролах. Примеры: " Ночной зефир" и " Я здесь, Инезилья" А. С. Пушкина, " Ирландская мелодия" и " Венециянская ночь" И. Козлова, " Еврейская мелодия" М. Ю. Лермонтова. Образы Востока, Кавказа и Сибири (места ссылок опальных поэтов): " В полдневный жар в долине Дагестана", " Смерть Ермака", " На холмах Грузии", " Не пой, красавица, при мне".

Мир городского романса ограничен городскими и сельскими пейзажами, (здесь нет дальних прекрасных стран), но насыщен местным колоритом: " Домик-крошечка", " Глядя на луч пурпурного заката, стояли мы на берегу Невы", " Прощаясь в аллее". Позже, с развитием в литературе реализма в пространство русского романса вступают картины крестьянского быта и мелкого чиновничества (Суриков " Рябина", Никитин " Ехал из ярмарки ухарь-купец", Некрасов).

Дальше - предреволюционная и революционная лирика: " Замучен тяжёлой неволей", " По диким степям Забайкалья", но эти песни очень скоро выходят за рамки романса, так как в них присутствует некоторая агрессия интонации. Конец 19-го начало 20-го века: калитки, беседки, сады, увядающие цветы, осень - как закат любви, закат жизни., символика декаданса. Из области цыганских романсов: нож, сталь, огонь, месть.

Всё это взаимодействует и в русском романсе XX века. По нескольким ключевым символам слушатель угадывает сюжетную развязку. Символы близки и понятны слушателю, который в подобных ситуациях никогда не был и не будет, но проживает эти события в романсе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал