№
| Дата
| Тема
| Тип урока
| Цели
| Основные понятия
содержание
| Планируемый результат
| Д/з
|
|
РАЗДЕЛ 1. «Земля и Солнце» (17часов)
|
|
| 3.09
| Подготовка к путешествию. Общие слова-понятия.
| Вводн
| - Познакомить учащихся с новым учебником, основными разделами курса
| Живая и неживая природа (различия, краткая х-ка объектов живой и неживой природы)
| Знать:
- элементарные сведения о трех состояниях веществ;
- что Земля имеет форму шара,
- что горизонт – воображаемая линия;
- основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звёзды);
- закон всемирного тяготения;
- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца.
Уметь:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы
| с.3
|
|
|
| Из чего состоят все предметы
| УВНЗ
| - Обучать учащихся пользоваться правильным употреблением понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит.
- Учить учащихся различать твердые вещества, жидкости и газы.
- Познакомить уч-ся со способами превращения вещества из одного состояния в другое.
| Связи живой и неживой природы.
Твердые, жидкие и газообразные вещества
| с.6
|
|
|
| УУЗ
| с.8 №8
|
|
|
| Природные часы. Календарь и компас
| УВНЗ
| - Обратить внимание уч-ся на регулярность (закономерность) движения небесных тел, прежде всего, Солнца и Луны относительно Земли.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие логического мышления и речи.
| Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта
| с.12 № 4-5
|
|
|
| практикум
| Работа над ошибками
|
|
|
| Форма Земли – огромный шар
| УВНЗ
| - Обратить внимание уч-ся на факты, свидетельствующие о том, что Земля – огромный шар.
- Познакомить учащихся с понятием «линия горизонта».
- Развитие речи и логического мышления уч-ся.
| Линия горизонта, глобус- модель Земли
| с.15
|
|
|
| Земля в космосе
| УВНЗ
| - Познакомить уч-ся с тем, что регулярность движения Солнца относительно Земли связана с обращением Земли вокруг Солнца и своей оси.
- Познакомить уч-ся с основными типами небесных светил.
| Земля – планета Солнечной системы, глобус
| с.18
|
|
|
| Мир космоса
| УВНЗ
| - Закрепить понятие «Солнечная система».
- Познакомить учащихся с названиями и основными особенностями планет.
- Познакомить учащихся с причинами такого явления, как «солнечное затмение»
| Представление о звездах, солнечное затмение
| Знать:
- закон всемирного тяготения и его проявления;
- последовательность событий в течение суток
- понятия воображаемая ось, земная ось;
- высоте Солнца над поверхностью Земли в разное время года;
- значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси
Уметь:
- различать утро, вечер, день, ночь, времена года по основным признакам;
-пользоваться календарем и часами;
| с.21 №3
|
|
| 1.10
| УУЗ
| с.21 № 4-5
|
|
|
| Всемирное тяготение
| УОНМ
| - Познакомить уч-ся с Законом всемирного тяготения и его основными проявлениями.
- Познакомить учащихся с интересными фактами из жизни Исаака Ньютона.
- Расширять кругозор уч-ся.
| Причины движения планет вокруг солнца
Исаак Ньютон
| с.25
|
|
|
| Смена дня и ночи
| УВНЗ
| - Объяснить уч-ся связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг собственной оси, а также помочь им разобраться с последовательностью событий в течение суток.
| Связь смены дня и ночи с Вращением Земли
| С.31-32
|
|
|
| Времена года
| УВНЗ
| - Познакомить уч-ся с вращением Земли как причиной смены времен года.
- Учить уч-ся давать характеристику времени года по определенному плану.
- Расширять кругозор учащихся, развивать речь, память и мышление уч-ся.
| Особенности времен года
| с.38 № 6
|
|
|
| Смена времен года
| УУЗ
| Зависимость природных условий различных участков Земли от их расположения на планете. Погода как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность осадки. Выбор одежды для путешествия.
| с.39-41
|
|
|
| Тепловые пояса
| УВНЗ
| - Познакомить учащихся с особенностями природных условий различных участков земного шара в зависимости от их расположения на Земле и с характером ох освещения солнечными лучами.
| с. 42, 44
|
|
|
| Погода и климат
| УВНЗ
| - Обучать учащихся умению различать погоду и климат.
- Формировать у уч-ся умения описывать и объяснять причины происходящих погодных явлений.
- Развивать речь уч-ся.
| с. 45-46
|
|
|
| Обобщение по разделу
| Урок обобщ
| - Обобщить знания учащихся по разделу: «Земля и солнце»
|
|
|
|
| ОБЖ
Урок-игра «Памятка для путешественника»
| Урок повторения
| - Повторить и закрепить знания уч-ся по разделу: «Земля и солнце»
| с.58
|
|
РАЗДЕЛ 2. «Что изображают на глобусе и на карте» (17часов)
|
|
| 9.11
| Что изображено на глобусе и карте
| Урок-путешествие
| - Познакомить учащихся с отличиями изображения на глобусе и картах, особенностями изображения суши и водной части.
- Формировать умения ориентироваться на глобусе и карте.
| Правила игры «Путь человечества»
| Иметь понятие о карте и глобусе.
| Рисунок «Вид из космоса»
|
|
|
| План и карта
| УВНЗ
| - Познакомить уч-ся с планами и картами.
- Вырабатывать у уч-ся навыки использования планов и карт.
- Познакомить учащихся с понятием «масштаб», уметь определять масштаб на картах.
| Элементарные приемы чтения карты
| Знать:
- что глобус - уменьшенная модель Земли;
- что такое параллели и меридианы; маршрут,
- понимать условные обозначения на глобусе и карте;
-элементарные приемы чтения плана,
- масштаб,
-части света, материки и океаны;
Владеть:
-элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений)
Иметь представление:
- о круговороте воды в природе;
Уметь:
-показывать на карте части света, материки и океаны
| с. 60-62
|
|
| |
практикум
| с. 63
|
|
|
| Глобус и карта
| Урок повторения
| - Познакомить уч-ся с глобусом и картой полушарий
- Формировать у учащихся умения работать с картой;
| Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе и карте)
| с. 64-67
|
|
|
| Что изображают на карте
| УВНЗ
| - Научить детей узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны
- Формировать у учащихся умения работать с картой;
- Совершенствовать речь учащихся.
- Развивать речь, память и мышление.
- Расширять кругозор учащихся.
| Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины различных географических объектов
| с. 73
|
|
|
| Учимся пользоваться картой
| Урок - путешествие
| с. 74-75
|
|
|
| Части света. Материки и океаны.
| УВНЗ
| Материки и океаны (общее представление)
| с. 78
|
|
|
| Реки.
| УВНЗ
| - Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводности.
- Научить уч-ся уметь находить важнейшие реки и правильно показывать их на карте.
| Вода в природе. Их использование человеком, охрана
| Знать:
- особенности гор, равнин, рек, озер, морей, океанов, островов и полуостровов,
-реки, составные части рек, крупные реки (Волга, Енисей, Дунай, Обь, Урал);
- особенности озера Байкал;
- моря России;
- Уральские, Кавказские горы;
- Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины;
Уметь:
Находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны.
| с. 1-2
|
|
| 3.12
| Озера.
| комбинир
| - Познакомить уч-ся с особенностями озер (пресные - солёные, проточные– бессточные).
- Формировать у учащихся умения находить важнейшие озера на карте и правильно показывать их на карте.
| Особенности озёр (пресные - солёные, проточные– бессточные)
| с. 10, 17
№ 2
|
|
|
| Равнины.
| УВНЗ
| - Познакомить уч-ся с понятием «равнина», а также научить их на примере равнин связывать воедино различные географические понятия.
- Познакомить уч-ся с изображением равнин на карте.
Формирования умения правильно показывать и называть равнины на карте.
| Формы поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, карте и по рисунку)
| с. 11-13
|
|
|
| Горы.
|
| - Познакомить уч-ся с особенностями и природой гор, объяснить причины их возникновения.
- Формировать умения показывать горы на карте.
| с. 20-21
|
|
|
| Острова и полуострова.
| комбинир
| - Познакомить учащихся с особенностями островов и полуостровов.
- Научить находить острова и полуострова на карте.
| Особенности островов и полуостровов (нахождение на карте)
| с. 25-27
|
|
|
| Моря. Обитатели морей.
| УВНЗ
| - Познакомить учащихся с особенностями окружающих сушу соленых водоемов – морей.
- Познакомить уч-ся с животным и растительным миром морей.
- Расширять кругозор уч-ся, развивать речь.
| Особенности моря (нахождение на карте)
| с. 31
|
|
|
| Моря. Обитатели морей.
| УВНЗ
| Растительный и животный мир морей
| с. 33
|
|
|
| Обобщение по теме.
| Урок обобщения
| - Обобщить знания учащихся по разделу «Что изображают на глобусе и картах»
| Подготовка к контрольной работе
|
|
|
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
| контроль
| - Проверить знания учащихся по изученным темам.
|
| Знать:
- особенности гор, равнин, рек, озер, морей, океанов, островов и полуостровов, рек, морей
Уметь:
Находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны.
|
| |
|
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Работа над ошибками
| - Развивать интерес к изучению окружающего мира.
- Обобщить знания по основным изученным темам.
- Совершенствовать умения ориентироваться по карте.
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 3. «Многообразие Земли» (14 часов)
|
|
| 11.01
| Экологические системы
| УВНЗ
| - Познакомить уч-ся с понятием «экосистема», показать особую роль живых организмов на Земле.
- Формировать умения давать характеристику экосистеме, определять связи, характерные для той, или иной экосистемы.
| Представление о законах экосистемы
| Знать:
- понятие экосистемы;
- природные сообщества родного края
Уметь давать характеристику экосистемы
| с. 35-36
|
|
|
| Как живёт экосистема
| комбинир
| Законы экосистемы, составляющие экосистемы
| с. 37-38
|
|
с. 41
|
|
|
| Природная зональность
| УВНЗ
| - Познакомить учащихся с понятием «природная зона» и проявлением природной зональности.
- Формировать у уч-ся умения объяснять закономерное чередование природных зон на территории планеты и связь этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.
- Формировать у учащихся умения работать с картой;
| Природные зоны России, растительный и животный мир
| Знать:
-основные природные зоны; смену природных зон на поверхности Земли;
- особенности природных зон, растительного и животного мира;
Уметь:
- показывать по карте природные зоны, - распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения;
- называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте;
- объяснять особенности
каждой зоны, её климата, взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы; их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
| с. 42-44
|
|
|
| Природные зоны холодного пояса
| УВНЗ
| - Познакомить учащихся с пейзажем природной зоны холодного пояса, её климатом и природными условиями, растительность и животным миром.
- Формировать умения узнавать природные зоны по их особенностям, находить их на карте природных зон.
| Особенности зон холодного пояса
| с. 45-47
|
|
|
| Леса - умеренного пояса
| УВНЗ
| - Познакомить учащихся с пейзажем природной зоны лесов умеренного пояса, её климатом и природными условиями, растительность и животным миром.
- Познакомить уч-ся отличием хвойных и лиственных лесов.
- Формировать умения узнавать природные зоны по их особенностям, находить их на карте природных зон.
| Особенности зоны лесов - тайга, смешанные, хвойные, широколиственные
| с. 49-52
|
|
|
| Лес- это интересно
| Урок-дискуссия
| с. 53-55
|
|
| 1.02
| Засушливые зоны умеренного пояса
| УВНЗ
| - Познакомить учащихся с пейзажем природной зоны степей и пустынь, её климатом и природными условиями, растительность и животным миром.
- Познакомить уч-ся с приспособленность живых организмов к условиям степей и пустынь, их зависимость от неживых компонентов.
- Формировать умения узнавать природные зоны по их особенностям, находить их на карте природных зон.
| Особенности климата степи, пустыни, животный мир зоны.
Последствия нарушения экосистемы.
| с. 56-58
|
|
| 4.02
| Хрупкая природа степей и пустынь
| Урок-поиск
| с. 60-61
|
|
| 8.02
| Засушливые зоны жаркого пояса
| УВНЗ
| - Познакомить учащихся с пейзажем природной зоны, её климатом и природными условиями, растительность и животным миром.
- Формировать умения узнавать природные зоны по их особенностям, находить их на карте природных зон.
| Особенности климата, животного мира зон жаркого пояса.
| с. 63-66
|
|
| 11.02
| Тропические леса
| УВНЗ
| - Познакомить учащихся с пейзажем природной зоны, её климатом и природными условиями, растительность и животным миром.
- Формировать умения узнавать природные зоны по их особенностям, находить их на карте природных зон.
| с. 67-69
|
|
| 15.02
| Горные экосистемы
| Урок-поиск
| - Познакомить учащихся с явлением высотной поясности, сменой природных условий по мере подъема вверх.
| Особенности климата, растительного и животного мира горной экосистемы
| с. 70-72
|
|
|
| Природные катастрофы. Землетрясения. Вулканы.
| УВНЗ
| - Познакомить учащихся с понятием «чрезвычайные ситуации природного характера.
- Познакомить уч-ся с причинами и последствиями возникновения землетрясений.
| Понятия вулканы, природные катастрофы, землетрясения, оползни, лавины, ураганы, наводнения и др.
| Знать:
-причины возникновения ЧС природного характера,
- основную характеристику наводнений, землетрясений, ураганов, оползней, лавин;
-сигналы оповещения при катастрофах,
- правила безопасного поведения при возникновении ЧС природного характера;
-особенности географического расположения местностей, наиболее опасных для возникновения природных катастроф;
- что такое вулканы.
| с. 73-74
|
|
|
| Другие природные катастрофы
| комбинир
| - Познакомить учащихся с причинами возникновения и последствиями наводнений, пожаров, ураганов и других природных катастроф.
- Познакомить с правилами поведениями людей при возникновении ЧС природного характера.
| с. 75-76
|
|
|
| Обобщение по теме
| обобщающ
| - Обобщить знания учащихся по разделу «Многообразие Земли»
|
| Уметь дать характеристику природным зонам,
Знать:
-особенности климате и животного мираразличных природных зон;
- правила безопасного поведения при возникновении природных катастроф.
|
| |
РАЗДЕЛ 4. «Части света» (20часов)
|
|
|
| Человечество
| УВНЗ
| - Познакомить уч-ся с особенностями распространения людей по природным зонам.
- Показать связь хозяйства человека с природными условиями.
- Развивать речь, память и мышления учащихся.
| Человек- член общества
| Знать:
- герб столицы, основные достопримечательности Москвы,
Иметь представление о человечестве.
| с. 1-3
| |
| 7.03
| Города и страны.
| УУЗ
| - Познакомить учащихся с политической картой мира
- Формировать у учащихся умения работать с картой;
| Влияние деятельности человека на природу
| Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города
| с. 5-6
|
|
|
| Путешествие тучки по Европе
|
УВНЗ
| - Познакомить уч-ся с важнейшими странами Европы, населяющими их людьми, их достижениями.
- Познакомить уч-ся с родиной некоторых предметов, которые нас окружают.
- Формировать у учащихся умения работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию.
| Москва-столица России.
Города России (2-3), их расположение на карте.
Родное село (название, достопримечательности)
| Уметь показывать на карте части света, географические объекты на карте в различных частях света
| с. 13
|
|
|
| Урок- путешествие
|
|
|
| Знакомство со странами Европы.
| Урок-отчет
| - Познакомить уч-ся с важнейшими странами Европы, населяющими их людьми, их достижениями.
- Познакомить уч-ся с родиной некоторых предметов, которые нас окружают.
- Формировать у учащихся умения работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию.
| Страны и население Европы, достижения и достопримечательности этих стран
| Уметь находить и показывать на политической карте страны, города, части света
| с. 15-17
|
|
|
| Азия.
| УВНЗ
| - Познакомить уч-ся с важнейшими странами Азии, населяющими их людьми, их достижениями.
- Познакомить уч-ся с родиной некоторых предметов, которые нас окружают.
- Формировать у учащихся умения работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию.
| Природа и страны Азии, населяющие их народы, достижения и достопримечательности,
| Знать особенности географического расположения Азии.
Уметь показывать Азию на карте
| с. 21-22
|
|
| 4.04
| Азия: поиски Северного морского пути в Индию.
| комбин
| с. 25 № 4
|
|
|
| Африка
| УВНЗ
| - Познакомить уч-ся с природой Африки, населяющими её людьми, их достижениями.
- Познакомить уч-ся с родиной некоторых предметов, которые нас окружают.
- Формировать у учащихся умения работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию.
| Природа и страны Африки, населяющие их народы, разнообразие животного мира Африки
| Знать особенности географического расположения Африки;
Уметь показывать Африку на карте;
- приводить примеры животных Африки
| с. 26-28
|
|
|
| Путешествие к африканским животным
| Урок- путешествие
| с. 29-31
|
|
|
| Америка
| УВНЗ
| - Познакомить уч-ся с природой и странами Америки, населяющими их людьми, их достижениями.
- Познакомить уч-ся с родиной некоторых предметов, которые нас окружают.
- Познакомить учащихся с историей открытия Америки, интересными фактами жизни Христофора Колумба.
- Формировать у учащихся умения работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию.
| Страны и население Америки, достижения и достопримечательности этих стран
Природа и страны Америки, растительный и животный мир населяющие их народы, достижения и достопримечательности,
| Уметь находить и показывать на карте континенты и части света.
Знать представителей животного и растительного мира Южной и Северной Америки
| с. 33
|
|
|
| Северная Америка
| комбин
| с. 33-35
|
|
|
| Южная Америка
| комбин
| с. 36
|
|
|
| Кто открыл Америку
| Урок - дискуссия
| Христофор Колумб
| Иметь представление об истории открытия Америки
| с. 38
|
|
| 2.05
| Австралия и Антарктида
| УВНЗ
| - Познакомить уч-ся с природой и особенностями Австралии и Антарктиды, населяющими их людьми, их достижениями.
- Познакомить уч-ся с родиной некоторых предметов, которые нас окружают.
- Формировать у учащихся умения работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию.
| Особенности природный условий континентов, население, растительный и животный мир
| Знать природу Австралии и Антарктиды, животный и растительный мир
Уметь узнавать животных по рисункам.
| с. 40-42
|
|
|
| Животный мир Австралии и Антарктиды
| Урок- путешествие
| с. 43-45
|
|
|
| Россия – наша Родина
| УВНЗ
| - Познакомить уч-ся со своей страной, селом.
- Развитие речи уч-ся.
- Воспитывать любовь к родному краю.
| Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность
| Знать русских путешественников.
Уметь использовать различные виды карт для получения различной информации.
Уметь узнавать животных по рисункам.
| с. 46
|
|
|
| Моя Родина
| комбин
| с. 48
|
|
|
| Берегись животных!
| комбин
| - Познакомить учащихся с правилами поведения с животными
| Опасности, возникающие при общении с животными
| Знать меры безопасности при общении с животными.
| с. 53-54
|
|
|
| Наша маленькая планета Земля
| Урок-дискуссия
| - Расширить знания учащихся о нашей планете.
- Показать уч-ся, что могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действия людей.
| Экология, экологические проблемы, природоохранная деятельность
| Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах её спасения.
Иметь навыки бережного отношения к природе
| с. 55-57
|
|
|
| Твой маршрут в страну Знаний. Здравствуй лето!
| обобщающ
| - Обобщить и систематизировать знания учащихся по основным темам курса «Окружающий мир», изученным во втором классе.
| Правила поведения в природе в летний период, средства защиты и оказания первой помощи
| Знать правила поведения в природе в летний период, средства защиты и оказания первой помощи
|
|
|