Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения. 1. Основной тезис Фромма таков, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом






1. Основной тезис Фромма таков, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в то же время развив способность мышления, предвидения и воображения. Сочетание недостатка животных инстинктов с из­бытком рационального мышления превратило человека в своеобразную ошибку природы. Самосознание порождает чувство одино­чества, изоляции и неприкаянности. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится снова соединиться с природой и с себе подобными.

2. В этом стремлении к объединению стимулирующими факторами выступают четыре экзистенциальные потребности: в установлении связей (сближение с другим через подчинение, власть или любовь), в преодолении себя (способность подняться над своим пассивным существованием, создавая или разрушая собственную жизнь), в чувстве укорененности (рождающем чувство стабильности мира, снова ставшего для человека родным домом), в самоидентичности («Я — это Я, и никто другой»), в системе взглядов (развитие по­следовательного, взвешенного взгляда на мир, опирающегося на традицию). 3. Фромм считал, что результатом неудовлетворения лю­бой из этих потребностей становится психическое заболевание, по­этому мы стремимся их удовлетворить более или менее эффектив­ными способами.

3 .Потребность в установлении связей может быть удовлетворена через подчинение, власть или любовь, но лишь любовь истинное удовлетворение.

4. Потребность в преодолении удовлетво­ряется посредством разрушения или созидания, однако радость приносит только последнее.

5. Потребность в корнях может быть удовлетворена путем фиксации на матери или движения к са­мореализации и целостности.

6. Потребность в самоидентично­сти путем принадлежности к какой-либо группе или посредст­вом созидательного движения к индивидуальности; и наконец, по­требность в системе ценностей может быть иррациональной или рациональной, причем лишь рациональная философия является реальной базой для личностного роста.

7. Фромм различал одну продуктивную и четыре непродуктивные ориентации личности. Продуктивная ориентация формируется на основе: любви, труда и мысли (имеется в виду мысль как харак­теристика активной работы сознания). Поведение психически здоровых людей представляет собой соотношение этих трех ипостасей в той или иной пропорции.

8. Ключевым свойством здорово­го индивида является биофилия, т. е. любовь к жизни. Люди с непродуктивной ориентацией распределяются по четырем типам: ре­цептивный, эксплуативный, накопительский и рыночный. Противоположностью биофилии является некрофилия, или влече­ние к смерти, разрушению, упадку. Некрофилия — одна из трех характерных черт, составляющих синдром упадка, двумя други­ми являются нарциссизм — чрезмерное увлечение собой и инцестуалъный симбиоз — пожизненная привязанность человека к ма­тери или тому, кто ее заменяет.

9. Экономическая и политическая свобода, отвоеванная человеком в ходе исторического развития, стала причиной многих бед, среди которых наиболее мучительными для человека является непре­одолимое чувство изоляции и оторванности от мира. Бремя сво­боды, свалившееся человеку на плечи, явилось причиной глобаль­ной тревоги и чувства одиночества в этом мире. Чтобы избавить­ся от этих чувств, одни люди используют механизмы избегания — авторитарность, деструктивность, подчи­нение. Другим удается достичь единства с миром и обрести под­линную свободу, т. е. спонтанное поведение здоровой целостной личности.

10. Фромм считал, что люди идут к психотерапевтам в поисках удов­летворения своих первоочередных человеческих потребностей — в установлении связей, самопреодолении, укорененности в мире, самоидентичности и системе ценностей.

11. Концепция Фромма высоко оценивается социологами-теоретика­ми, а также некоторыми философскими течениями. Тем не менее, ее научный, т. е. логический и эмпирически доказательный, по­тенциал откровенно слаб. Поверхностность многих положений и абсолютное доверие к интуиции сводит на нет возможность ее сис­тематического применения на практике.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал