Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Келли. Две фунции референтных групп.
Термин «референтная группа», впервые употребленный Хайманом (1942), стал использоваться для обозначения любойгруппы, с которой индивид соотносит свои установки. Вместе с такого рода использованием данного термина стала развиваться общая теория референтных групп, главным образом в работах Шерифа (1948), Ньюкома (1950), Мэртона и Китт (1950). Цель данной статьи — уяснить некоторые аспекты «теории референтной группы» путем выделения двух основных функций, которые выполняют референтные группы в формировании социальных установок. 1. Современное использование понятия «референтная группа» Понятие «референтная группа» используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой. Во-первых, это понятие используется для обозначения группы, которая мотивирует индивида быть принятым в ней. Здесь подразумевается, что члены референтной группы наблюдают за этим индивидом и оценивают его. Пример такого использования понятия «референтная группа» можно найти у Мертона, исследования «Американский солдат». Пример 1. Был проведен опрос трех выборок солдат, в ходе которого выяснилось их желание участвовать в боевых действиях. Первая группа состояла из новичков, служивших в подразделениях, целиком состоявших из новобранцев. Вторая группа состояла из новичков, явившихся пополнением в подразделениях фронтовиков, уже участвовавших в боевых действиях. Третью группу составляли сами фронтовики в вышеуказанных подразделениях. Согласно ранее полученным данным, фронтовики считали, что «бой — это ад», у них было ярко выражено групповое чувство против тенденции восхваления боя. При сравнении этих групп выяснилось, что если в первой группе подразделений новобранцев 45% были «готовы вступить в боевые действия», то в группе фронтовиков ‑ 15%. Новобранцы, попавшие в подразделение фронтовиков заняли промежуточное положение ‑ 28% из них выразили готовность участвовать в боевых действиях. Новобранцы восприняли в определенной мере социальные установки фронтовиков. Мертон следующим образом интерпретирует результаты: для новобранцев предполагаемая функция усвоения ими ценностных установок, фронтовиковзаключается в том, чтобы их с большей готовностью приняла группа с более высоким статусом. Использование понятия «референтная группа» у Ньюкома попадает под эту категорию. Считается, что другие люди составляют для индивида референтную группу, если на его установки воздействует набор норм, которые он воспринимает от них. Мотивационные аспекты данного употребления термина «референтная группа» подчеркивается тем, что Ньюком выделяет различие между позитивными и негативными референтными группами. Под позитивной референтной группой понимается такая группа, которая мотивирует индивида быть принятым в этой группе и добиться к себе отношения как к члену группы. Негативной референтной группой называется такая группа, которая мотивирует индивида выступать против нее или в которой он не хочет отношения к себе как к члену группы. Шериф также использует термин «референтная группа» в этом смысле. Он подчеркивает стремление индивида сохранить свое положение в референтной группе и указывает, что нормы референтной группы превращаются в социальные установки индивида. Второе употребление термина «референтная группа»связано с обозначением группы, которую индивид использует как точку соотнесения (эталон) при оценке себя и других. Примеры такого употребления термина можно найти в работе Хаймана, посвященной «психологии статуса». Пример II. Испытуемых вначале просили назвать, какая часть всего взрослого населения США занимаетболее низкий экономический статус, чем испытуемые. Эта оценка была сравнена с оценкой тех же испытуемых по вопросу, какая часть людей их профессиизанимает более низкий экономический статус, чем испытуемые. Пример III. Если женщина идет работать манекенщицей и решающим является ее физическая привлекательность. Референтная группа в данной ситуации будет состоять из уже имеющихся манекенщиц. Пример IV. Опрос американских солдат, находившихся за границей, которые не участвовали в боях, показал более высокую удовлетворенность своей судьбой, чем это ожидалось. Внешняя, нечленская, группа являлась референтной. Как у Хаймана, так и у Мертона референтная группа используется для самооценки.
|