![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Московичи. Индивид и масса.⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Индивид должен вести себя согласно своему разуму, судить бесстрастно о людях и вещах и действовать с полным сознанием дела. Он должен принимать чужое мнение только с достаточным на то основанием, оценив его, взвесив все «за» и «против», не подчиняясь суждению авторитета или большинства людей. От каждого ожидается, что он будет действовать рассудительно, руководствуясь сознанием и своими интересами будь он один или в обществе. Однако любой человек в какой-то момент пассивно подчиняется решениям своих начальников, принимает мнения своих друзей, установки, манеру говорить и вкусы своего окружения. С того момента, как человек примыкает к группе, поглощается массой, он становится способным на крайние формы насилия или паники, энтузиазма или жестокости. В социальной ситуации люди не проявляют своих достоинств, наоборот, существует тенденция проявлять худшие качества. «Один в отдельности взятый человек довольно умен и понятлив; люди, собранные вместе, превращаются в дураков». Фундаментальный факт: взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства. В толпе люди приобретают общую сущность, которая подавляет их собственную (что выражается как обезличивание умов, паралич инициативы). Нежелание вступать в толпу, страх или даже фобия являются реакциями, характеризующими влияние толпы, психологическими откликами на него. Почему индивид способен рассуждать, а в толпе теряет эту способность? Группы и массы живут под влиянием сильных эмоций, чрезвычайных аффективных порывов. Одиночный индивид, присутствующий в толпе, видит свою личность глубоко в этом смысле измененной. Он становится другим, не всегда это осознавая. «Мы» говорит через его «Я». Как из социальных атомов (индивидов) получается коллективная совокупность и каким образом каждый из них не только принимает, но выражает как свое собственное мнение, которое пришло к нему извне? На это влияют феноменывнушения или влияния, т.е. воздействие на сознание: какое-то приказание или сообщение с убеждающей силой заставляют принять некую идею, эмоцию, действие, которые логически человек не имел основания принимать. У людей появляется иллюзия, что они принимают решение сами, и они не отдают себе отчета в том, что стали объектом воздействия или внушения Внушение или влияние – это в коллективном плане то, что в индивидуальном плане является неврозом. И внушение, и влияние предполагают: · уход от логического мышления, даже его избегание, и предпочтение алогичного мышления; · раскол рационального и иррационального в человеке, его внутренней и внешней жизни. В обоих случаях наблюдается утрата связи с реальностью и потеря веры в себя. Соответственно, человек с готовностью подчиняется авторитету группы или вожака, становится податливым к приказаниям внушающего. Индивидуальное «Я» сталкивается с «Я» социальным. Так же, как влияние общества может охватить и поглотить человека, вплоть до его растворения в такой недифференцированной массе, где он представляет собой набор имитаций, так и невроз подтачивает сознательный слой личности до такой степени, что его слова и действия становятся живым повторением травмирующих воспоминаний детства. . Социальное воздействие делает индивида способным существовать в группе и надолго лишает способности жить одному. Невроз мешает ему сосуществовать с другим, отталкивает его от массы и замыкает в себе самом. В итоге воздействие представляет социальное, а невроз – асоциальное начала. Коллективные «безумия», т.о., имеют иную природу, нежелииндивидуальные «безумия». Первые возникают вследствие избытка социабельности, вторые являются результатом неспособности существовать вместе с другими и находить в совместной жизни необходимые компромиссы.
|