Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Брайант Артур. Эпоха рыцарства в истории Англии. СПб, 2001.






Семестр

Литература Британских островов эпохи Средневековья (V– XIV вв. н.э.)

Тема 1. Культурологические основания периодизации истории литературы.

1. Понятие «культурной эпохи». Культурные эпохи в истории Западной Европы (Средние века, Возрождение, Просвещение, XIX и ХХ вв.). Литература как зеркало истории. Периодизация истории литературы.

2. Концепция национального «Космо-Психо-Логоса» (Г. Гачев). Понятие «persistent patterns of culture» («устойчивых идей культуры»). Устойчивые модели английской и американской культуры. Англо-американская литература как отражение национальной «картины мира».

Литература

Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX. Проблема взаимодействия литературных эпох. М., 2009.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством. М., 1997.

Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. М., 2003.

Жюссеран Ж. История английского народа в его литературе. М., 2009.

Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001.

Овчинников В. В. Корни дуба. / Овчинников В. В. Сакура и дуб. М., 1987.

Оруэлл Дж. Англичане / Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. М., 1989.

Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

Шестаков В. П. Английская литература и английский национальный характер. СПб., 2010.

Шестаков В. П. Английский акцент = English accent: Английское искусство и национальный характер. М., 2000.

Тема 2. Культура и литература Британских островов раннего Средневековья (V–XI вв.). Эпос.

1. Средневековье как культурно-историческая эпоха. Периодизация Средневековья (ранее, высокое или классическое, позднее). Культура европейского Средневековья как результат взаимодействия античной, варварской и христианской культур. Истоки и предпосылки становления литературы европейского Средневековья. «Картина мира» раннего Средневековья (V–XI вв.). Отражение средневекового жизненного уклада в ранних литературных памятниках Британских островов. Проблема взаимодействия кельтской и англо-саксонской культуры на пространстве Британских островов.

2. Эпос как древнейший род литературы. Мифологический эпос («Старшая Эдда») как отражение мифологических представлений древних народов Европы о мире. Героический эпос как этап эволюции средневековой литературы. Эпический хронотоп. Эпический герой. Роль эпоса и эпического сказителя в жизни средневекового социума. Ирландские саги уладского цикла как отражение мифологических представлений и как хроника реальных исторических событий. Англо-саксонский эпос «Беовульф»: проблема атрибутации. Языческие и христианские мотивы в тексте «Беовульфа».

Семинар «Кельтские и англо-саксонские эпические памятники»

1. Эпос как род литературы (определение; особенности в сравнении с другими родами; примеры эпических жанров). Эпос как жанр. Формы эпоса. Определение жанра героического эпоса. Функции героического эпоса.

2. Эпический хронотоп. Художественное пространство эпоса: где разворачивается действие? Чем и кем наполнен мир вокруг героев эпоса и как этот мир структурирован? Символика пространства эпоса (лес, вода, дворец, горы, долины и т. д.). Художественное время эпоса: когда разворачиваются события? Как структурировано время действия? Связь художественного времени и физического действия в эпосе.

3. Образ эпического героя:

· его происхождение;

· его физический облик;

· одежда, оружие, конь, корабль…

· его способности и умения (как физические, так и интеллектуальные);

· его главные подвиги;

· кем или чем определяются поступки героя? В чем его цель, смысл его поступков?

· роль предопределения, рока в жизни героев эпоса. Подвиги эпического героя: свободный выбор или предначертанная судьба?

4. Другие персонажи эпоса: боги, духи и волшебные существа; животные и т.д.; женские образы в эпосе. Можно ли их как-то классифицировать?

5. Особенности языка и стиля героического эпоса.

 

Литература

Бахтин М. М. Проблема исторической инверсии и фольклорного хронотопа / Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике: В кн. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.

Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.

Голуб М.О. Критерии выделения зла в поэме «Беовульф» / МГУ: Научные исследования. М., 2006.

Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1: Древние германцы. Викинги. М.-СПб.: Университетская книга, 1999.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Гуревич А.Я. Средневековье как тип культуры / Антропология культуры. М.: ОГИ, 2002. — В. 1. — С. 39-55.

Гуревич А.Я. Средневековый героический эпос германских народов / Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.

Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.

Древнеанглийская поэзия. М., 1982.

Ирландские саги. М., 1961.

Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973.

История средних веков / Под ред. С. П. Карпова. В 2 тт. М.: Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2003.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Мелетинский Е. М. Англосаксонская эпическая поэзия / История всемирной литературы: В 8 томах. АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. — 1984. — С. 478—482.

Мелетинский Е. М. Кельтский эпос / История всемирной литературы: В 8 томах. АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. — 1984. — С. 460—467.

Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.

Мифология и история кельтов

Мифология Британских островов: Энциклопедия. М., СПб., 2004.

Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон-Кихоте» / Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Поэзия Ирландии. М., 1988.

Похищение быка из Куальнге. М., 1985.

Смирницкая О. А. Поэтическое искусство англосаксов / Древнеанглийская поэзия. М., 1982.

Толкин Дж. Р. Р. Профессор и чудовища. СПб., 2006.

Тема 3. Литература Британских островов периода высокого Средневековья (XI–XII вв.). Рыцарская литература

1. Период «высокого Средневековья» (XI–XII вв.) как очередной этап европейской культуры и его отличия от «героического века». Литература периода феодализма как отражение социальных изменений. Рыцарство как социальный феномен. Психология рыцаря. Роль французского языка и французской литературы в культурном пространстве Европы в XII в. Понятие «куртуазности». Куртуазная поэзия: основные темы и жанры.

2. Происхождение и поэтика жанра рыцарского романа. Эпический богатырь и рыцарь: сходство и различие. Циклы рыцарского романа (античный, бретонский, византийский). Основные сюжетные линии и источники сюжетов бретонского (артуровского) цикла. Дальнейшая эволюция рыцарского романа в эпоху позднего Средневековья и реминисценции рыцарской культуры в XVI (У. Шекспир), XVIII («готический роман») и XIX («Артуровское Возрождение») веках.

Семинар «Куртуазная лирика и рыцарский роман»

1. Лирика как род литературы. Ее отличие от эпоса и драмы. Структурные и содержательные особенности лирического произведения. Куртуазная поэзия. Жанровые разновидности и тематика.

2. Тема любви в куртуазной поэзии. «Разновидности» любовного чувства. Лирический герой куртуазной поэзии (характер, род занятий, социальный статус и т.д.). Каким образом любовные переживания влияют или изменяют жизнь поэта?

3. Образ Прекрасной Дамы:

· ее внешность;

· ее характер и привычки;

· ее способности и таланты;

· ее социальное и семейное положение.

4. Роман как жанр. Происхождение термина «роман». Определение жанра «рыцарский роман».

5. Хронотоп рыцарского романа. Авантюра как составной компонент сюжета. Реальное и фантастическое в художественном мире рыцарского романа. Символика в художественной мире рыцарского романа.

6. Рыцарь как главный герой рыцарского романа:

· его происхождение и воспитание;

· его внешность и физические данные, характер

· его интеллектуальные и творческие способности и умения;

· его система ценностей;

· его главные подвиги;

· смысл и цель его поступков;

· эволюция героя.

7. Роль судьбы, предопределения и свобода выбора поведения героя.

8. Религиозные мотивы/ идеи/ образы в рыцарском романе.

 

Литература

Андрей Капеллан. О любви / Жизнеописания трубадуров. М., 1993.

Брайант Артур. Эпоха рыцарства в истории Англии. СПб, 2001.

Бахтин М. М. Рыцарский роман / Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике: В кн. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975.

Бедье Ж. Тристан и Изольда. М., 1993.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.. М., 1984.

Жизнеописания трубадуров. М., 1993.

Иванов К. А. Многоликое средневековье. М., 1996.

Иванов К.А. Романы Круглого стола / Иванов К. А. Трубадуры, труверы, миннезингеры. М., 2001.

Иванов К.А. Тристан и Изольда / Иванов К. А. Трубадуры, труверы, миннезингеры. М., 2001.

История всемирной литературы: лирика Прованса: https://feb-web.ru/feb/ivl/vl2/vl2-5312.htm

История западноевропейской средневековой культуры. Часть II. Культура рыцарской среды: Учебное пособие. Томск, 2003.

Кретьен де Труа. Эрек и Энида; Клижес. М., 1980.

Кретьен де Труа. Ивэйн, или рыцарь со львом / Средневековый роман и повесть. М., 1974.

Кретье де Труа. Роман о Тристане и Изольде / Средневековый роман и повесть. М., 1974.

Легенда о Тристане и Изольде. М, 1976.

Лирика средневековой Франции. М., 1991.

Мелетинский Е. М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. М., 1983.

Михайлов А. Д. Артуровские легенды и их эволюция. / Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1991.

Михайлов А. Д. История легенды о Тристане и Изольде. / Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976.

Михайлов А.Д. Роман и повесть высокого средневековья / Средневековый роман и повесть. М., 1974.

Мортон А. Артуровский цикл и развитие феодального общества / Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1991.

Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1991.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа (исследования по истории морали). М., 1987.

Песни трубадуров. М., 1979.

Поэзия трубадуров. СПб., 1995.

Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974.

Прекрасная Дама: из средневековой лирики. М., 1984.

Пуришев Б.И. Лирическая поэзия средних веков / Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. - М., 1974. С. 5-28.

Руа Ж.Ж. История рыцарства. М., 2007.

Самарин Р. М., Михайлов А. Д. Лирика Прованса / История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. 1984. — С. 530—548.

Самарин Р. М., Михайлов А. Д. Английский рыцарский роман / История всемирной литературы: В 8 томах. АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994.Т. 2. 1984. — С.569—570

Смирнов А.А. Лирика трубадуров и труверов / История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987.

Французская средневековая лирика. М., 1990.

 

Тема 4. Клерикальная литература и литература на латинском языке в эпоху Средневековья.

1. Значение христианской церкви как консолидирующего начала в эпоху Средневековья. Этапы крещения Британии. Роль ирландского монашеского движения в распространении христианского мировоззрения в средневековой Европе. Ирландская монастырская поэзия. Роль латинского языка и латинской культуры в процессе формирования и развития средневековой литературы. Интернациональный характер латинской культуры. Клерикальная и светская литература европейского средневековья на латинском языке: темы, жанры. Дальнейшее функционирование христианская мифология в европейской культуре.

2. Поэзия вагантов XII в. как явление «смеховой культуры» средневековья.

 

Литература

Адрианова-Перетц В.П. «Римские деяния» / История русской литературы в 10 томах. Том 2. М., 1941–1956. С.401–406.

Алкуин. Словопрение Пипина с Альбином / Памятники средневековой латинской литературы VIII–IX века. М., 2006.

Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского средневековья. СПб., 2001.

Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер.: В. В. Эрлихман. — СПб.: Алетейя, 2001.

Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.

Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.: Наука, 1984.

Гаспаров М. Л. Каролингское возрождение (VIII-IX вв.) / Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М.: Наука, 1970.

Гаспаров М.Л. Клерикальные жанры: [Латинская литература] / История всемирной литературы в 9 томах. Том 2. М., 1983. С.503–507.

Гаспаров М.Л. Место латинской литературы в литературе XI—XIII веков / История всемирной литературы в 9 томах. Том 2. М., 1983. С.499–503.

Гаспаров М.Л. Поэзия вагантов / Поэзия вагантов = Carmina Goliardica. М.: Наука, 1975.

Гаспаров М. Л. Светские жанры: [Латинская литература] / История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. — 1984. — С. 508—512.

Зарубежная литература средних веков: Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы: Учеб. пособие… Сост. Б. И. Пуришев. М., 1974.

Лев Диакон. История. М., 1988.

Ненарокова М. Р. Досточтимый Беда - ритор, агиограф, проповедник. М., 2003.

Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. М., 1970.

Памятники средневековой латинской литературы X-XII вв. М., 1972.

Поэзия Ирландии. М., 1988.

Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974.

Поэзия вагантов = Carmina Goliardica. М.: Наука, 1975.

Сазонова А.А. Первый англосаксонский интеллектуал Альдхельм Мальмсберийский.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

 

Тема 5. Переход от Средневековья к культуре Нового времени в английской литературе (XIV–XVI вв.).

1. Возникновение городов как новый этап в развитии культуры Европы. Горожанин (бюргер) как социальный и психологический тип. Усиление «светского» и эмпирического начала во всех аспектах жизни. Дискредитация роли христианской церкви (ереси) и идеалов рыцарской эпохи в городском фольклоре и литературе («Видение Петра Пахаря»). «Фаблио» как жанр городской литературы. «Роман о Розе» и «Роман о Лисе» как примеры эволюции романного жанра.

2. Значение личности и творчества Дж.Чосера (1343–1400) в английской литературе. Творчество Дж. Чосера как переход от средневекового мировоззрения к мировоззрению Нового времени. Новаторство Дж. Чосера как автора «Кентерберийских рассказов» (1387–1390). Источники «Кентерберийских рассказов» (средневековая литература; поэты итальянского Возрождения). «Кентерберийские рассказы» как «энциклопедия» английской жизни: 29 паломников как представители всех сословий английского общества. «Кентерберийские рассказы» как энциклопедия жанров средневековой литературы (рыцарский роман, христианская легенда, фаблио). Роль «Кентерберийских рассказов» в становлении английского литературного языка и национальной английской литературы.

Семинар «“Кентерберийские рассказы” Дж. Чосера»

Первая часть семинара (45 минут) проходит в форме ролевой игры. За две недели до семинара студентам предлагается разбиться на группы по 8-12 человек и выбрать один из «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера для последующей инсценировки. Для инсценировки предполагается использовать костюмы, реквизит, музыкальное сопровождение и т.д. Приветствуется присутствие и участие в инсценировке студентов других групп и факультетов, родственников и друзей. Инсценировка также может быть представлена в виде фильма, срежиссированного и снятого студентами самостоятельно.

Вторая часть семинара (45 минут) проходит в виде викторины по различным аспектам биографии и творчества Чосера, в основном по содержанию «Кентерберийских рассказов». Студентам предлагается заранее подготовить в малых группах 25 вопросов по творчеству Чосера для своих «конкурентов». Подразумевается, что в процессе разработки вопросов студенты основательно штудируют текст «Кентерберийских рассказов» и научно-исследовательскую литературу.

Литература

Вышенская Ю.П. Куртуазная традиция в средневековой английской поэзии. / Studia Linguistica XVI. Язык. Текст. Культура: Сборник. СПб.: Борей Арт, 2007.

Гарднер Дж. Жизнь и время Чосера. М., 1986.

Горбунов А. Н. Чосер средневековый. М., 2010.

Казакова Е. В. Роман о Лисе в контексте средневековых литературных интепретаций. / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2012. - № 3 (1). - С. 357-363.

Кашкин И.А. Джеффри Чосер /Кашкин И. Для читателя–современника. М.. 1977.

Михайлов А. Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа (исследования по истории морали). М., 1987.

Попова М. К. Литературные и философские истоки «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера. Воронеж, 2003.

Самарин Р. М., Михайлов А. Д. Фаблио, шванки, сатирические стихотворения / История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. — 1984. — С. 573—578.

Самарин Р. М., Михайлов А. Д. «Животный» эпос и дидактико-аллегорическая поэма / История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. — 1984. — С. 578—583.

Фаблио: старофранцузские новеллы. М., 1971.

Хёйзинга И. Осень средневековья. М.: Наука, 1988.

Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. М., 1988.

Литература Великобритании и американских колоний эпохи Возрождения (XVI–XVII вв.) и Просвещения (XVII–XVIII вв.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал