Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Изменение культурной парадигмы в эпоху Ренессанса и его отражение в английской литературе






1. Эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.) как принципиально новый этап в развитии европейской культуры. Движение «гуманистов» в эпоху Возрождения. Концепция личности в трудах ученых-гуманистов (П. делла Мирандола (1463–1494), Э. Роттердамский (1469–1536), М. Монтень (1533–1592), Ф. Бэкон (1561–1626)). Понятие «индивидуальности» как самоценности «отличия» в противовес коллективизму Средних веков. Концепция «сильного государства» Н. Макиавелли и ее отражение в литературе английского Возрождения.

2. Общественная деятельность и творчество Т. Мора (1478–1535). Концепция личности Т. Мора. Роман Т. Мора «Утопия» (1516). Происхождение термина «утопия» и его дальнейшее использование в литературоведении, философии, социологии и психологии. Утопия как образ мышления, как социальный проект и как литературный жанр. Утопия и утопическое мышление в античной и европейской культуре. Критика современного социума и демонстрация идеала в «Утопии». Основания, законы и правила цивилизации утопийцев. Дальнейшая эволюция жанра утопии в англо-американской литературе XVIII–XX вв. (романы Г. Уэллса, О. Хаксли, Дж. Оруэлла, Э. Берджесса, Р. Брэдбери и др.).

 

Литература

Каутский К. Томас Мор и его Утопия. М., 1924.

Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.

Мор Т. Утопия; Эпиграммы; История Ричарда III. М., 1998.

Мор Т. Утопия. М.. 1978.

Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1974.

Утопический роман XVI - XVII веков. М., 1971.

Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

 

Тема 2. Политический и культурный расцвет Англии в правление королевы Елизаветы I (1533–1603). Значение творчества У. Шекспира для дальнейшего развития английской и мировой литературы.

1. Становление театра и драматургии в Англии. «Университетские умы» Ф. Марло (1564–1593), Р. Грин (1558-1592) и др. как предтечи и современники У. Шекспира. «Шекспировский вопрос» в литературоведении: проблема атрибутации произведений У. Шекспира. Причины возникновения «шекспировского вопроса». Варианты ответов на «шекспировский вопрос» (К. Марло, Ф. Бэкон, граф Ретленд, королева Елизавета и т.д.). Периодизация творчества У. Шекспира: первый период – 150–1594; второй период – 1594–1601; третий период – 1601–1609; четвертый период – 1609–1612. Особенности мировоззрения автора и характер произведений У. Шекспира в каждый из периодов.

2. «Сонеты» Шекспира как модификация жанра куртуазной поэзии. Загадка посвящения сонетов «господину W. H.». Образ друга в сонетах (№№ 1–126) и особенности отношения Шекспира к нему. «Смуглая леди» сонетов (№№ 127–152): ее внешность, характер и привычки. «Любовный треугольник» сонетов. Сонеты на темы философии и литературного творчества (№ 66 и др.).

3. «Дни кровавые» (исторические драмы) в творчестве У. Шекспира. Причина и цель обращения У. Шекспира к событиям английской и мировой истории. Трагедии «Король Иоанн», «Ричард III», «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V» и др. как хроника английской истории от Средневековья до современности. Проблема власти как пагубной для личности силы.

4. «Гамлетовский период» (1600–1609): жанровая специфика и содержательные аспекты трагедий «Гамлет», «Отелло», «Макбет», «Король Лир». Тема трагического рока и «конца времен» в произведениях «гамлетовского периода». Поздний этап творчества У. Шекспира (1609–1612) и жанр трагикомедии как ответ мудреца и философа жизненным перипетиям: пьеса «Зимняя сказка» как «перевертыш» «Отелло». Время как персонаж в пьесе «Буря».

 

Семинар «Творчество У. Шекспира»

1. «Шекспировский вопрос» в литературоведении: почему возник; какие существуют версии ответа? Периодизация творчества У. Шекспира и идейно-художественные особенности произведений Шекспира в каждый из периодов.

2. «Сонеты» Шекспира:

· Жанр сонета в европейской литературе. Структурные и содержательные характеристики жанра сонета (примеры). Особенности шекспировского сонета.

· Кому посвящены сонеты Шекспира? Какие существуют версии?

· «Персонажи» сонетов Шекспира. Сколько их, кто они; каковы их внешность, характер, отношения друг с другом, отношение к ним поэта?

3. «Дни кровавые» в творчестве Шекспира. Источники сюжетов для исторических пьес Шекспира. Какой период времени из истории Англии охватывают исторические драмы Шекспира? Главные персонажи исторических драм Шекспира. Их социальный статус, особенности характера и поведения.

4. Как решает Шекспир вопрос о воздействии на личность героя власти? Какие изменения происходят с героем в процессе борьбы за власть; в статусе властителя? Кто или что, по мнению Шекспира, управляет историей и судьбами людей? Мотив превратности судьбы в исторических драмах Шекспира.

5. Трагедии «гамлетовского периода». Какие события повлияли на Шекспира в этот период и побудили его к написанию этих трагедий? Какие вопросы ставит и решает Шекспир в этих трагедиях? Психологический тип главного героя трагедий «гамлетовского периода». Существует ли какое-то сходство между Гамлетом, Отелло, Королем Лиром и Макбетом? В чем причина трагической судьбы главного героя «Гамлета», «Отелло», «Короля Лира», «Макбета»? Кто или что управляет поступками персонажей пьесы?

Конкурс сочинений «Моя любимая цитата из Шекспира»:

Тема должна быть раскрыта на основе анализа какой-либо цитаты из сочинений У. Шекспира. Объем сочинения не менее 15 000 знаков (считая пробелы). Сочинение, победившее в конкурсе, дает право его автору на получение оценки «отлично» за экзамен по истории англо-американской литературы в зимнюю сессию «автоматом», т.е. без прохождения процедуры экзамена.

Литература

Алексеев М. П. Английская литература: очерки и исследования. Л., 1991.

Алексеев М. П. Из истории английской литературы. М., 1960.

Аникст А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.

Аникст А. Шекспир в оценке своих современников // Классическое искусство за рубежом. Сборник статей. М., 1966.

Берджесс Э. Уильям Шекспир: гений и его эпоха. М., 2001.

Урнов Д. М. Шекспир: его герой и время. М., 1964.

Шекспировские чтения / Под ред. А. А. Аникста. М., 1977.

Шекспир У. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1992-1997.

Электронная энциклопедия «Мир Шекспира»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал