Данное планирование ориентировано на учебник О.В. Волобуева, В. А. Клокова и др. «Россия и мир» 10 кл. М., «Веди – Принт», с 2010 при интегрированном изучении истории России и всеобщей истории.
№ урока
| Название тем и уроков
| Цели изучения темы
| Планируемый результат
| §
| Обратная связь
| Средства обучения
| Кол-во часов
| Сроки план/факт
|
|
1.
| Вводный урок
| Рассмотреть с учащимися основные этапы развития человеческого общества
| Основные тенденции мирового общественного развития.
|
| Устный опрос
|
|
|
|
|
| Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья
|
|
|
|
|
|
|
2-3
| Древний Восток и античный мир.
| Рассмотреть с учащимися особенности развития Древнего Востока и античного мира.
| Ранние цивилизации и их особенности.
Понятия: присваивающее хозяйство, цивилизация, деспотия, полис, аристократическая и демократическая формы правления.
Личн.: Солон, Перикл, Александр Македонский.
|
| Устный опрос, тестовые задания.
| Карта «Римская империя в I в. до н.э. – I в. н.э.», схемы «Присваивающее и производящее хозяйства» и «Цивилизации Древнего Востока и античная цивилизация».
|
|
|
|
| Рождение европейской средневековой цивилизации.
| Познакомить учащихся с особенностями появления и развития европейской средневековой цивилизации
| Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху средневековья. Роль христианства в жизни средневекового общества.
Понятия: «рабы с хижиной», племена варваров, романизация, христианство.
Личн.: Феодосий Великий, Одоакр, Ромул Августул.
|
| Устный опрос, письм. зад. (проследите логическую цепочку, продолжите исторические высказывания, соотнесите понятия и определения)
| Карта «Великое переселение народов и гибель Западной римской империи».
К.М. урок № 2. «Варварские государства Европы» (3)
Таблица «Влияние античности и варварских народов на Средиземноморье»
|
|
|
|
| Страны Западной Европы в раннее Средневековье
| Проанализировать с учащимися особенности развития стран Западной Европы в ранее Средневековье
| Образование варварских королевств, особенности развития стран. Причины феодальной раздробленности, их проявление; черты феодального общества.
Понятия: империя, феодальная раздробленность, феодальная лестница, католическая церковь.
Личн.: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий.
|
| Устный опрос.
| Карта «Европа в VIII-IX вв.».
Таблица «Причины феодальной раздробленности и их проявление в странах Западной Европы в раннее Средневековье», схема «Феодальное общество в Средневековье»
|
|
|
|
| Византийская империя и восточно-христианский мир
| Рассмотреть особенности развития Византии после крушения Западной Римской империи, развитие взаимоотношений Византии с Древней Русью.
| Особенности развития Византии. Влияние Византии на славянский мир.
Понятия: раскол христианства, восточная и западная ветви христианства.
Личн.: Юстиниан I, Святой Августин, хан Аспарух, братья Святые Кирилл и Мефодий.
|
| Устный опрос,
презентации учащихся «Культура Византии».
Модуль «Византийская цивилизация»
| Карта «Византийская империя в IX-XI вв.».
Таблица «Западный и восточный христианские миры», сравнительная схема «Особенности католицизма и православия».
https://fcior.edu.ru/
|
|
|
|
| Исламский мир
| Познакомить учащихся с причинами возникновения и особенностями ислама
| Причины возникновения ислама, основные положения мусульманского вероучения. Характерные черты исламской цивилизации, её влияние на другие страны.
Понятия: ислам, Арабский халифат.
Личн.: Мухаммед, Абу-Бакр, Омар, Али, Ибн-Сина (Авиценна)
|
| Устный опрос
| Карта «Завоевания арабов. Арабский халифат».
К.М. урок № 4 «Рождение ислама. Арабские государства» (16, 17, 21, 28, 34)
|
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок
| Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
|
|
| Компьютерное тестирование, вопросы и задания к главе I.
|
|
|
|
|
| Тема 2. Древняя Русь
|
|
|
|
|
| Народы Восточной Европы
| Изучить особенности жизни древнего населения Северной Европы.
| Предки славян, основные восточнославянские племена. Особенности первых государств на территории восточной Европы. Показывать на карте территорию расселения славян.
Понятия: природно-географическая среда и хозяйственно- культурные типы, индоевропейская языковая общность.
|
| Устный опрос.
| Карта «Древнерусское государство в IX-XI вв.»
К.М. «Уроки Отечественной истории. До XIX в.» Урок №1 «Происхождение славян»
(слайды 2-11, 15)
|
|
|
|
| Восточные славяне в древности.
| Проследить с учащимися корни славянства, процесс его расселения. Причины и историческое значение принятия христианства.
| Главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян. Причины и значение принятия христианства.
Понятия: община, племенные союзы.
|
| Устный опрос
| Карта «Древнерусское государство в IX-XI вв.»
К.М. Урок №2 «Восточные славяне в древности» (3-11)
|
|
|
|
| Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.
| Рассмотреть с учащимися особенности формирования Древнерусского государства.
| Предпосылки формирования древнерусского государства. Норманнская теория и её роль в истории. Причины принятия христианства и его значение.
Понятия: путь «из варяг в греки», норманнская теория, крещение Руси.
Личн.: Рюрик, Олег, Аскольд и Дир, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Анна.
|
| Устный опрос
Сообщения учащихся
| Карта «Древнерусское государство в IX-XI вв.». Схема «Русско-византийские отношения в X в.», хронологическая таблица «Возникновение Древнерусского государства и крещение Руси»
К.М. Урок №4 «Образование Древне русского государства» (3-14)
|
|
|
|
| Государство и общество
| Проследить с учащимися развитие общественных отношений в Древнерусском государстве
| Организация управления государством. Характеристика социальной структуры древнерусского общества.
Понятия: полюдье, дань, «Русская правда», вотчина, рядович, закуп, «прощеник», холоп, «наймиты», «детинцы».
Личн.: Игорь, Ольга, Владимир Святославич, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Великий.
|
| Устный опрос.
| Таблица «Основные события истории Древней Руси в IX- начале XIII вв.», схемы «Государственное устройство Древней Руси», «Государственное устройство Древней Руси и Франкской империи», «Социальная структура общества Древней Руси».
|
|
|
|
| Церковь и культура
| Рассмотреть с учащимися особенности влияния христианской церкви на развитие культуры Древнерусского государства.
| Влияние христианства на культуру.
Понятия: десятина, летопись, ересь.
Личн.: Ярослав Мудрый, Илларион, Феодосий Печерский, Владимир Мономах.
|
| Исторический диктант по основным понятиям и датам.
| Видеофильм «Древнерусская икона», «Архитектура. Россия XII-XIX вв.» (фрагмент о русском городе XII в.), «Из истории русской письменности»
|
|
|
|
| Раздробленность Руси
| Раскрыть причины и последствия княжеских усобиц для Руси.
| Экономические и политические причины раздробленности. Общее и различное между раздробленностью на Руси и в средневековой Европе.
Понятия: половцы, «Повесть временных лет», феодальная раздробленность, «Слово о полку Игореве», аристократическая республика.
|
| Тестовые задания.
| Карта «Русские земли в XII- начале XIII в.» Схема «Новгородская боярская республика», таблица «Основные события истории Древней Руси в IX- начале XIII в.»
К.М. Урок №9 «Политическая раздробленность Руси».(4-12)
|
|
|
|
15-16
| Русь между Востоком и Западом
| Изучить с учащимися монгольские завоевания в Азии и Европе, русские земли и монгольские нашествие, выяснить причины поражения русских дружин в битвах с монголо-татарскими захватчиками и побед в борьбе с натиском севера-запада.
| Причины монгольских завоеваний, основные события, причины поражения русских дружин. Политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды.
Понятия: Чингисхан, хан, нойоны, татары, Бату - хан, иго, баскаки, дань, ям, корм, численники, Золотая Орда, крестоносцы.
| 12-13
| Устный опрос
| Карта «Русские земли в XII- начале XIII в.»
|
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок
| Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
|
|
| Компьютерное тестирование. Кроссворд (Excel), вопросы и задания к главе 2.
|
|
|
|
|
| Семинарное занятие «Мировые религии и мировая культура»
| Рассмотреть с учащимися особенности появления и развития мировых религий и их влияние на мировую культуру
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Западная Европа в XI – XV веках.
|
|
|
|
| Экономическое и политическое развитие.
| Познакомить учащихся с особенностями экономического и политического развития в Западной Европе и процессом образования централизованных государств
| Особенности экономического и политического развития стран Западной Европы. Рост городов и сословный строй в Европе.
Понятия: династические войны, Столетняя война.
Личн.: Филипп II Август, Людовик IX святой, Генрих II Плантагенет, Людовик XI,, Генрих VII Тюдор, Карл IV, Филипп IV Красивый, Ян Гус.
|
| Устный опрос.
|
|
|
|
|
| Взаимодействие средневековых цивилизаций.
| Рассмотреть с учащимися особенности взаимодействия средневековых цивилизаций
| Формы и особенности взаимодействия между цивилизациями Востока и Запада в Средние века. Причины крестовых походов, достигнутые цели.
Понятия: католический, православный и мусульманский миры, крестовые походы, реконкиста.
Личн.: Осман-бей, Мехмед II, Константин XI Палеолог, Александр Невский.
|
| Устный опрос
| Карты «Европа в VIII-IX вв.», «Византийская империя в IX-XI вв.», «Завоевания арабов. Арабский халифат»
|
|
|
|
| Культура средневекового Запада
| Познакомить учащихся с культурой средневекового Запада
| Влияние церкви на развитие средневековой христианской культуры. Картина мира в представлениях средневековых европейцев.
Понятия: аскетизм, христианская мораль, рыцарская, крестьянская и городская культуры.
|
| Устный опрос
Сообщения учащихся, презентации.
| Таблица «Типология средневековой культуры»
|
|
|
|
| Повторительно обобщающий урок
| Систематизировать знания учащихся по данному материалу
|
|
| Компьютерное тестирование, вопросы и задания к главе 3.
|
|
|
|
|
| Тема 4. Российское государство в XIV-XVII вв.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23-24
| Москва во главе объединения русских земель.
| Показать учащимся причины возвышения Москвы, роль её географического положения и деятельность московских князей.
| Особенности процесса государственного объединения русских земель, причины возвышения Москвы. Черты сходства и различия в целях князей, методы их достижения.
Понятия: ясак, национальное самосознание.
Личн.: Иван Калита, Дмитрий донской, хан Мамай.
| 17-18
| Устный опрос, тестовые задания.
| Карта «Объединение русских земель в 1462-1533гг.», хронологическая таблица «Этапы объединения русских земель вокруг Москвы»
|
|
|
|
| Россия: третье православное царство.
| Показать учащимся особенности образования Российского государства и рассмотреть роль Москвы в этом процессе.
| Характеристика системы органов Российского централизованного государства, изменения в социальной структуре общества.
Понятия: «Москва- третий Рим», Юрьев день, боярская дума, «Князь всея Руси».
Личн.: Иван III, Василий III, хан Ахмат, Казимир IV, Софья Палеолог, Иван IV, Сергий Радонежский, Нил Сорский.
|
|
| Схема «Органы власти централизованного Российского государства»
|
|
|
|
26-27
| Кризис государства и общества. Смутное время.
| Рассмотреть особенности развития России в период правления Ивана Грозного, его влияние на дальнейшее развитие государства.
| Особенности развития России в период правления Ивана IV, связь между деятельностью Ивана грозного и событиями смутного времени.
Понятия: царь, Избранная рада, Земский собор, губная реформа, опричнина, Ливонская война, смутное время, интервенция.
Личн.: Иван IV Грозный, Адашев, Сильвестр, Федор Иванович, Б.Годунов, Лжедмитрий I, В.Шуйский, Д.Пожарский, К.Минин, Филарет.
|
| Устный опрос
| Карта «Российское государство в середине XVI века»
Хронологическая таблица «Основные события Смутного времени в России». Познавательные задания, фрагменты исторических произведений.
|
|
|
|
| Становление самодержавия Романовых.
| Рассмотреть особенности развития России в первые десятилетия правления Романовых, показать причины конфликта между светской и духовной властью и результаты этого столкновения.
| Внутренняя политика первых Романовых, реформы государственного управления. Основные причины утверждения в России самодержавного политического строя.
Понятия: думные дворяне, думные дьяки, «ближняя» и «тайная» думы, церковный раскол, раскольники, старообрядцы.
Личн.: Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, В.Голицын, Софья, Ордин-Нащокин.Никон, Аввакум.
|
| Тестовые и познавательные задания.
| К.М. Урок №40 «Первые Романовы» (4-13)
Схема «Последствия Смуты и пути их решения»
|
|
|
|
| Начало формирования многонационального государства.
| Рассмотреть этапы присоединения земель к России и политику к народам, заселяющих эти территории.
| Основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в., успехи и неудачи, этапы присоединения земель. Значение присоединения Украины к России.
Понятия: казачество, Строгановы, Ермак, Переяславская рада.
|
| Устный опрос
| Карты «Великие географические открытия», «Российское государство в XVIв.», таблица «Расширение территории России в XVI-XVII вв.»
|
|
|
|
| Русская культура.
| Показать учащимся особенности развития культуры в период образования единого российского государства.
| Основные факты истории культуры России XVII в., общие тенденции её развития.
Понятия: нестяжатели, иосифляне, «Домострой».
|
| Презентации учащихся.
| К.М. Урок №45 «Культура в XVII в», слайды 2- 13.
Хрестоматия по истории России.
|
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок
| Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
|
|
| Вопросы и задания к главе 4.
|
|
|
|
|
| Семинарское занятие «Особенности политического строя и духовной жизни России».
| Рассмотреть с учащимися особенности политического строя и духовной жизни России.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5. Запад и Новое время.
|
|
|
|
|
|
|
| Европа в начале нового времени.
| Рассмотреть с учащимися причины географических открытий и их направленность.
| Изменения в экономике и социальной структуре Европы в раннее Новое время. Причины и последствия Великих географических открытий. Причины и итоги Реформации.
Понятия: великие путешественники, колонии, религиозные войны.
|
|
| Карта «Великие географические открытия», хронологическая таблица «Эпоха Великих географических открытий и колониальных захватов», сравнительные схемы «Социальная структура западноевропейского общества в Новое время», «Сравнительные особенности лютеранства и кальвинизма»
|
|
|
|
| Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке.
| Рассмотреть с учащимися политическое развитие стран в XVI веке и формирование абсолютизма, ситуацию, приведшую к кризису сословного строя в Европе и буржуазной революции в Англии.
| Социально-экономические изменения жизни Европы в XVII в. Характерные черты европейского абсолютизма
Понятия: абсолютизм, причины английской революции, религиозный фактор в гражданской войне в Англии, режим Кромвеля, реставрация.
|
| Устный опрос.
| Сравнительная схема «Абсолютизм и его проявления во Франции и Англии XVII в.»
|
|
|
|
| Эпоха Просвещения.
| Познакомить учащихся с эпохой Просвещения, идеями просвещённого абсолютизма в Европе и проведением реформ «сверху».
| Открытия учёных, изменившие представление людей об окружающем мире. Взгляды основных представителей Просвещения. Воплощение идей Просвещения в жизнь.
Понятия: Просвещённый абсолютизм в Австрии и Пруссии: опыт реформ «сверху».
|
| Модуль «Век Просвещения».
Устный опрос, тестовые задания.
| https://fcior.edu.ru/
|
|
|
|
36-37
| Революции XVIII столетия.
| Рассмотреть с учащимися особенности развития североамериканских колоний Англии, причины войны за независимость в Северной Америки и образование США, причины революции во Франции, её ход и итоги.
| Особенности развития североамериканских колоний, причины войны за независимость. Причины революции во Франции, её ход, итоги.
Понятия: освободительная война в Северной Америке, якобинская диктатура, термидорианский переворот.
| 27-28
| Устный опрос
| Карта «Северная Америка в 1775-1783гг.»
Схема «Государственное устройство США», дидактический материал: Декларация независимости США и Декларация прав человека и гражданина во Франции.
|
|
|
|
| Тенденции и направления развития европейской культуры XVI-XVIII веков.
| Показать учащимся особенности развития европейской культуры XVI-XVIII веков.
| Предпосылки возникновения культуры Возрождения. Идеи великих писателей и художников. Характерные черты барокко, рококо, классицизма.
Понятия: гуманизм, барокко, классицизм.
|
| Презентация «Художники Возрождения».
| Таблица «Особенности основных стилей европейской культуры XVI-XVIII в.», видеофильмы «Искусство XVIII в.», «Эрмитаж».
|
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок
| Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
|
|
| Компьютерное тестирование, вопросы и задания к главе 5
|
|
|
|
|
| Тема 6. Российская империя в XVIII веке.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Власть и общество
| Рассмотреть с учащимися особенности укрепления основ российской государственности.
| Предпосылки петровских преобразований. Основные направления внутренней и внешней политики Петра I и Екатерины II. Особенности российского варианта политики «просвещённого абсолютизма».
Понятия: «окно в Европу», Сенат, фискалы, коллегии, губерния, провинция, «табель о рангах», ассамблея, календарь, Ништадский мир, империя, «жалованная грамота дворянству».
Личн.: Петр I, царевич Алексей, Екатерина II, Пётр III, Пугачёв, Павел I.
|
|
| Карта «Российская империя при Петре I», «Российская империя во второй половине XVIII в.».
Таблица «Эпоха дворцовых переворотов», сравнительная таблица «Органы власти и управления России до и после Петра I», схемы «Органы власти и управления России в XVII в., 20-70 гг. XVIIIв.»
|
|
|
|
| Социально-экономическое развитие страны.
| Показать учащимся особенности социально-экономического развития страны.
| Основные направления экономической политики правительства России в XVIII в.
Изменения, произошедшие в положении сословных групп российского общества.
Понятия: протекционистская политика, посессионные и приписные крестьяне, гильдия.
Личн.: Пётр I, Н.Демидов, А.Гончаров, Екатерина II, Елизавета Петровна, Анна Ивановна.
|
| Устный опрос, тестовые задания
| К.М. Урок №50 «Экономическое и социальное развитие России», слайд 7
(Карта «Экономическое развитие в конце XVII-XVIII вв.») Таблица «Новые явления в экономической жизни России в XVIII в.».
|
|
|
|
| Расширение территории государства.
| Рассмотреть внешнюю политику России в XVIII веке и выявить её основные направления.
| Основные направления внешней политики России в XVIII в. Показывать на карте присоединённые территории.
Личн.: Мазепа, Румянцев, Суворов, Ушаков, Беринг.
|
| Устный опрос
| Таблица «Этнический состав населения России в 1719г.», схема «Основные типы империй»
К.М. Урок №48 «Северная война», слайды 3-16
Карта «Российская империя при Петре I».
|
|
|
|
| Образование, наука и культура.
| Показать учащимся развитие культуры России в данный исторический период.
| Роль государства в развитии русской культуры XVIII в. Реформы Петра в области культуры и быта, утверждение светских тенденций в культуре.
Понятия: просвещение, Ломоносов, «Путешествие из Петербурга в Москву», классицизм, живопись, театр.
|
| Сообщения учащихся.
| Видеофильмы «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга», «Русский музей» (видеофрагмент «Искусство XVIII в.)
|
|
|
|
| Повторительно – обобщающий урок.
| Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
|
|
| Устный опрос
| Таблица «Цели и итоги преобразований в России в XVIII в.»
|
|
|
|
| Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации.
|
|
|
|
|
|
|
| Эпоха наполеоновских войн.
| Изучить с учащимися особенности переворота во Франции и создание империи Наполеона I, войны Франции в континентальной Европе, кризис экономической политики империи освободительная борьба народов. Рассмотреть причины вторжения Наполеона в Россию и крушения империи во Франции.
| Особенности переворота во Франции и создание империи Наполеона I, войны Франции в континентальной Европе. Рассмотреть причины вторжения Наполеона в Россию и крушения империи во Франции.
Понятия: Аустерлиц, континентальная блокада, Тильзитский мир, партизанская война, Бородинское сражение, «сто дней» Наполеона.
|
|
| Карта «Европа в 1799-1815гг.».
Таблица «Главные даты наполеоновских войн», видеофильм «Наполеон. Легенда о великом полководце»
|
|
|
|
| Промышленный переворот и становление индустриального общества в странах Запада.
| Познакомить учащихся с особенностями промышленного переворота в странах Западной и Центральной Европы и подъёма рабочего движения.
| Особенности промышленного переворота в странах Западной и Центральной Европы, его последствия. Основные черты индустриального общества.
Понятия: промышленный переворот, рабочее движение, урбанизация.
|
| Устный опрос, тестовые задания.
| Таблица «Основные изобретения эпохи промышленного переворота», опорная схема «Социально-классовая структура западноевропейского общества в конце XIX в.», схема «Индустриальные общества»
|
|
|
|
47-48
| Революции и реформы.
| Показать учащимся особенности развития стран Запада в XIX веке.
| Идеи и требования участников европейских революций. Политические изменения в Европе во второй половине XIX века.
Понятия: Венский конгресс, Священный союз, революции 1848-1849гг., пролетариат, чартистское движение, гомстеды.
| 36-37
| Устный опрос.
Синхронная таблица событий XIX в.
Модуль «Европейские революции 1948-1849гг.»
| Карта «Буржуазные революции 1848-1849гг.».
Сравнительная таблица «Революционные движения в Европе»
https://fcior.edu.ru/
|
|
|
|
| Идейные течения и политические партии.
| Познакомить учащихся с развитием идейных течений и политических партий в Европе в XIX веке.
| Общественно-политические течения в Европе в XIX в., лидеры.
Понятия: консерватизм, либерализм, социализм, национализм.
|
|
| Таблица «Идейные течения XIX в.»
|
|
|
|
| Колониальные империи.
| Показать учащимся особенности развития и упадка колониальных империй.
| Причины ослабления испанской и португальской колониальных империй. Последствия европейской колонизации для стран и народов Африки, Азии и Америки.
Понятия: «владычица морей», колонисты.
|
| Устный опрос
| Политическая карта мира, таблица «Колониальная политика и владения европейских держав в XVI-XIX вв.»
|
|
|
|
| Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.
| Рассмотреть с учащимися особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.
| Возникновение национальных государств в Европе. Концентрация производства и монополизация в промышленности.
Понятия: Нация, империализм.
|
| Устный опрос.
| Карта «Западная Европа в конце XIX- начале XX вв.», схема 2Смена экономических лидеров в конце XIX в.»
|
|
|
|
| Повторительно – обобщающий урок.
| Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
|
|
| Компьютерное тестирование, вопросы и задания к главе 7
|
|
|
|
|
| Тема 8. Россия на пути модернизации.
|
|
|
|
|
|
|
| Российское государство в первой половине XIX века.
| Рассмотреть с учащимися причины кризиса политики «просвещённого абсолютизма» в России, политику Николая II.
| Причины кризиса «просвещённого абсолютизма», преобразовательные проекты Александра, противоречивость внутренней политики. Крестьянский вопрос в первой половине XIX в.
Понятия: военные поселения, Конституционный проект, заговорщики, декабристы, Третье отделение, жандармский корпус, теория официальной народности.
|
| Устный опрос
| «Шесть шляп мышления» (задания на шляпах из бумаги) Интернет https://www.info.
https://www.rulex.ru.
https://www.hrono.
https://www.magister.msk.ru/library/history/kluchev
https://history-ap.narod.ru/Book2/
|
|
|
|
| Общественная жизнь в первой половине XIX века.
| Рассмотреть с учащимися особенности развития общественной мысли в данный период.
| Общественные настроения в начале XIX в. Появление общественно-политических организаций, суть «теории официальной народности». Сходство и различия во взглядах западников и славянофилов. Зарождение русского социализма.
Понятия: славянофилы, западники, петрашевцы.
|
| Устный опрос.
| К.М. Урок №8 «Общественное движение 1830-1850-х гг.» (13)
Таблица «Общественные движения в России XIX в.»
|
|
|
|
55-56
| Реформы 1860-1870-х годов.
| Рассмотреть с учащимися причины проведения и особенности реформ.
| Кризис крепостничества и необходимость реформирования. Основные этапы реформирования крепостного права в России. Либеральные реформы.
Понятия: либеральные реформы: крестьянская, земская, городская, судебная, военная, финансовая, образования.
| 43-44
| Устный опрос, тестовые задания
Модули «Великие реформы», «Практика. Эпоха великих реформ»
| Таблица «Основные направления внутренней политики России в конце XVIII-XIX в.»
https://fcior.edu.ru/
|
|
|
|
| Общественное движение в России во второй половине XIX века.
| Раскрыть причины подъёма общественного движения в данный период и его течения.
| Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Основные направления народничества и их идеологии.
Понятия: народничество, либералы, радикалы, «хождение в народ», «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел», «диктатура сердца», социал-демократия.
|
| Устный опрос.
| Таблица «Общественное движение в России XIX века»
|
|
|
|
58-59
| Россия - многонациональная империя.
| Познакомить учащихся с процессами превращения России в многонациональную империю.
| Расширение территории в XIX в. Пути присоединения к России новых территорий. Пути создания империи.
Понятия: кавказская война, Казахстан, Средняя Азия.
| 46-47
| Устный опрос, тестовые задания
| Таблица «Этнический состав населения России в конце XIX в.», тематическая таблица «Пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX в.»
Карта «Российская империя во второй половине XIX века».
|
|
|
|
| Повторительно – обобщающий урок.
| Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
|
|
| Модули «Контроль Внутренняя политика Николая I», «Практика. Внутренняя политика Александра I», «Внешняя политика I половины XIX в.»
| https://fcior.edu.ru/
|
|
|
|
| Семинарское занятие «Проблемы капиталистичес
кой индустриализа
ции и политического развития».
| Рассмотреть с учащимися основные проблемы капиталистической индустриализации и политического развития.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 9. Культура XIX века.
|
|
|
|
|
|
|
62-63
| Научно-технический прогресс и общество.
| Познакомить учащихся с основными достижениями в области науки в XIX веке.
| Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Влияние научно-технического и экономического прогресса на различные сферы жизни общества.
Понятия: Дарвин, Менделеев, Максвелл, Маркс, телеграф, радио.
|
| Устный опрос.
| Таблица «Основные достижения науки в XIX в. и её влияние на жизнь общества»
|
|
|
|
| Мировая литература и художественная культура.
| Рассмотреть с учащимися особенности развития литературы и художественной культуры в XIX веке.
| Особенности развития, основные направления художественной культуры.
Понятия: ампир, реализм, импрессионизм, символизм.
|
| Презентации учащихся
| Иллюстрации, репродукции.
|
|
|
|
| Культура России XIX века.
| Рассмотреть с учащимися особенности развития культуры России в данный период.
| Главные достижения в развитии образования, направления и течения художественной культуры.
Понятия: «русский стиль», портрет, пейзаж, натюрморт, «передвижники», «Третьяковка», «Могучая кучка».
|
| Модули «Практика. Культура России I, II половины XIX в.»
Презентации учащихся, творческие работы.
| https://fcior.edu.ru/
Презентации «Золотой век русской культуры. Живопись», «Художники-передвижники».
|
|
|
|
| Урок-экскурсия «Мои любимые русские художники и архитекторы».
| Рассмотреть с учащимися в форме экскурсии их любимых русских художников и архитекторов.
|
|
| Презентации учащихся, творческие работы.
|
|
|
|
|
67-68
| Итоговые уроки по курсу.
| Обобщить и систематизировать знания учащихся по истории IX-XIX вв.
|
|
| Компьютерное тестирование, вопросы и задания к главе 9.
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |