Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перечень потребностей по Murray, 1938
При этом, однако, надо учитывать не однонаправленное влияние социального контроля на проявление тех или иных потребностей в поведении. Например, Р.Сэнфорд выделил по меньшей мере три варианта соотношений между проявлениями потребностей в фантазии и в поведении: 1) сильное проявление в фантазии и слабое в поведении (агрессия, автономия, секс); 2) слабое проявление в фантазии и сильное в поведении (порядок, самооправдание); 3) сильное проявление и в фантазии, и в поведении (достижение, доминирование, аффилиация). Но дело не только в особенностях самих потребностей. Л.Беллак приводит результаты двух экспериментов, давших противоположные результаты. В обоих у испытуемых мужчин актуализировали сексуальную потребность путем предъявления изображений обнаженных женщин. В одном случае было получено снижение числа сексуальных сюжетов в продукции воображения, а в другом случае их увеличение. Беллак объясняет это тем, что в первом случае испытуемые принадлежали к обеспеченным слоям общества, более подверженным тормозящему воздействию социальных контролей, а во втором — к низшим слоям, более раскованным в плане проявления сексуальной потребности. 3.4. Цели. Группа диагностических показателей, характеризующих цели героя и других персонажей, предложена В.Э.Реньге и воспроизводится здесь с небольшими изменениями и дополнениями. В отличие от подавляющего большинства других обязательных диагностических показателей, все или часть показателей, относящихся к рубрике целей, могут отсутствовать в конкретных протоколах. В отличие от категории потребностей, категория целей относится к сознательным устремлениям действующих лиц и не ограничивается заданным перечнем. 3.4.1. Содержание целей. В эту графу записывается (своими словами) конкретное содержание целей, которые преследует герой или другой персонаж (их редко бывает больше двух). 3.4.2. Степень реалистичности целей. Цели могут находиться в соответствии с возможностями персонажа и ситуацией, в которой он находится, или быть нереалистичными, не опирающимися на реальные возможности. Например, если мальчик со скрипкой (1), которого родители заставляют учиться музыке, хочет пойти во двор поиграть в футбол, то эта цель может быть расценена как реалистичная. Если он думает о том, что когда вырастет, станет футболистом, то это цель средней степени реалистичности. Если же он мечтает о том, что станет чемпионом мира по футболу, забив решающий гол в финале, то реалистичность этой цели следует оценить как низкую. В соответствующей графе таблицы сокращенно помечается степень реалистичности: высокая (в), средняя (с) или низкая (н). 3.4.3. Степень разработанности целей. Цели могут ставиться или в самом общем виде, быть едва упомянуты или же расписаны довольно подробно со всеми деталями. При этом реалистичные цели могут быть слабо разработанными, а нереалистичные могут быть разработаны весьма детально; эти два параметра друг от друга не зависят. Пример реалистичной, но не разработанной цели: герой чувствует голод и думает: поесть бы чего-нибудь. Пример нереалистичной, но разработанной цели: мальчик со скрипкой мечтает о том, как станет футболистом, попадет в сборную и поедет на чемпионат мира. И вот финальная встреча со сборной ФРГ, они проигрывают со счетом 1: 2, и вот на последней минуте он получает пас из своей штрафной площади, обходит двух защитников и сильным неожиданным г ударом с 15 метров забивает красивый гол в верхний угол ворот. Счет ничейный, назначают дополнительное время, в которое он забивает с углового еще один гол. Команда получает кубок, прибегают фотографы, корреспонденты и берут у него интервью, фотографируют его с кубком в руках и т.д. Степень разработанности оценивается в тех же категориях, что и степень реалистичности: высокая (в), средняя (с) или низкая (н). 3.4.4. Временная локализация целей. Цели, преследуемые персонажами, могут быть разной степени отдаленности во времени — от нескольких минут до всей жизни героя. Временная дистанция, на которую герой отодвигает свои цели, указывается в этой графе таблицы. 3.4.5. Средства достижения целей. Средства, если они отражены в рассказе, указываются в обобщенном виде своими словами в соответствующей графе таблицы. Например, это могут быть свои усилия, помощь других, работа над собой, манипуляция другими, пассивное ожидание, пока ситуация сама собой разрешится, и т.п. 3.5. Преграды. Эта категория отчасти близка к понятию прессов или сил, действующих на героев, которое было введено Мюрреем. Мюррей классифицировав прессы в соответствии с действием, которое они оказывают на героя. Это понятие, однако, не привилось в других интерпретативных схемах. В.Э.Реньге говорит о внешних силах, действующих на персонажей, лишь там, где у них отсутствуют самостоятельные цели. Категория преграды, которую мы используй опирается на понятие внутренней преграды, введенной В.В.Столиным в контексте исследования природы конфликтных смыслов, а также на представления о преградной функции смысловой установки. Под преградами как содержательными диагностическими показателями мы понимаем факторы, препятствующие или как-либо иначе влияющие на достижение персонажем своих целей либо вызывающие у него определенный реакции или переживания. Рубрика " преграды" включает в себя три графы, соответствующие трем видам преград: внешним активным, внешним пассивным и внутренним. 3.5.1. Внешние активные преграды — это силы, действующие на героя вне зависимости от его действий и часто неожиданным образом. 3.5.2. Внешние пассивные преграды — это силы, противодействующие поступкам героя. Преграды того типа необходимо преодолевать, но если не учитывать целей и потребностей героя, то эти преграды сами по себе ему не досаждают. Отличие внешней активной преград от пассивной можно уподобить различию между автомобилем, который на вас идет, и стеной, через которую вам надо перелезть. В последнем случае преграду надо преодолевать лишь постольку, поскольку вам нужно что-то, расположенное за ней. В борьбе с этой преградой можно сделать паузу осмотреться, подумать. Напротив, активная преграда держит вас в постоянном напряжении, заставляя немедленно действовать, предпринять усилия, чтобы с ней справиться Один и тот же фактор при этом может выступать в зависимости от контекста либо как активная, либо как пассивная преграда. Например, если на героя рассказа, который идет по лесу, напал медведь, и этот персонаж спасается от него бегством, то ему приписывается потребность избежания опасности, а медведь расценивается как внешняя активная преграда. Если же герой пробирается через лес, чтобы уйти к партизанам, и, зная, что поблизости медведь, старается с ним не встретиться, то ведущая потребность будет иной (автономия, социальность, оказание помощи), а медведь будет по отношению к этим потребностям выступать как пассивная внешняя преграда. 3.5.3. Внутренние преграды представляют собой личностные особенности персонажей, препятствующие или как-либо влияющие на реализацию его потребностей. К ним могут относиться другие, конфликтующие потребности и ценности, совесть, какие-то личностные качества, незнание, неумение, неспособность сделать необходимое и т.п. В три графы рубрики " преграды" записывается, что именно выступает в качестве преград всех трех типов, если они имеются в данном рассказе. 3.6. Конфликты. Показатели, которые входят в эту рубрику, относятся к конфликтам, структура которых эксплицирована в рассказах, то есть прямо или косвенно указано, между чем и чем имеет место конфликт (это и записывается в соответствующих графах таблицы). Если же говорится о тяжелом душевном состоянии кого-то из персонажей, о его тяжелой эмоциональной реакции на что-то, однако сам конфликт, породивший эту реакцию, это состояние, в рассказе не представлен, то диагностические показатели группы " конфликты" не фиксируются. Конфликт — это всегда объективное столкновение каких-либо устремлений персонажа либо с окружающим его миром, людьми, либо с внутренними преградами; встречаются также конфликты между абстрактными идеями и понятиями (см. ниже). В одном рассказе может быть несколько конфликтов одного или разных типов, а может и не быть вообще, хотя последнее встречается сравнительно редко, ибо конфликт — движущая сила любого сюжета. Все конфликты рассматриваются по отдельности в порядке их возникновения. К этой рубрике относится три показателя. 3.6.1. Содержание конфликта. В эту группу записывается своими словами, между чем и чем имеется конфликт. Как правило, он сводим к взаимодействию потребности с преградой, хотя не всегда. Удобнее, однако, записывать содержание конфликта не в понятиях " потребность-преграда", а в житейских понятиях. По своему содержанию конфликты широко варьируют — от банальных любовных треугольников до, редко, но все же встречающихся, гамлетовских внутренних конфликтов " быть или не быть". 3.6.2. Тип конфликта. Конфликты подразделяются на внешние, внутренние и так называемые конфликты общего типа. Внешние конфликты — это конфликты между потребностями и целями какого-либо персонажа, с одной стороны, и внешними преградами — внешними обстоятельствами или интересами других персонажей, с другой. Внутренние конфликты — это конфликты между потребностями и целями персонажа, с одной стороны, и его внутренними преградами, с другой. Можно привести в качестве примера довольно типичные конфликты между правами и обязанностями, желанием и делом, потребностями и возможностями их удовлетворения, между характером (привычными формами поведения) и личностью (смыслами и ценностями) и т.п. Наконец, третий возможный тип конфликта М.З.Дукаревич называет конфликтом общего типа. Это конфликт между абстрактными понятиями (добро и зло, красота и уродство, жизнь и смерть), который иллюстрируется конкретным сюжетом или же остается на уровне общих рассуждений. Само собой разумеется, что этот тип конфликта отмечается лишь там, где обследуемый сам сформулировал это глобальное противоречие. Он встречается сравнительно редко, обычно у людей, чья профессия связана с оперированием общими понятиями (философы, психологи, литературоведы), и в ряде случаев патологии, связанных с нарушением ориентировки в реальности. В этой графе для каждого из содержательно выделенных конфликтов указывается тип, к которому он относится. Встречается ситуация, когда один конфликт является причиной другого, в частности, внешний конфликт порождает вторичный внутренний конфликт или наоборот. В этом случае каждый конфликт анализируется отдельно, но причинные связи указываются стрелочками в этой или предыдущей графе таблицы. 3.6.3. Локализация конфликта во времени. Конфликт, вне зависимости от его типа, может быть локализован в прошлом, настоящем или будущем. Он также может переходить из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее или из прошлого через настоящее в будущее, иногда встречаются вневременные конфликты (как правило, общего типа). Для каждого конфликта в этой графе указывается соответствующий вариант временной локализации. М.З.Дукаревич предлагает систему количественной обработки показателей, относящихся к конфликтам. Во-первых, считается раздельно количество конфликтов, локализованных в прошлом, настоящем и будущем. Количество конфликтов в настоящем отражает актуальный уровень конфликтности обследуемого. Количество конфликтов в прошлом говорит о мере конфликтогенности его прошлого опыта. Количество конфликтов в будущем отражает степень его оптимизма, фон настроения. Следующие показатели — общее количество конфликтов во всех рассказах и количество рассказов, содержащих конфликты. Если конфликты более или менее равномерно распределены по всем рассказам, то можно говорить о конфликтной структуре личности обследуемого в целом. Если же они концентрируются в отдельных рассказах, то это говорит скорее о неблагополучии в определенных сферах при невысокой в целом конфликтности. Далее, количество внешних конфликтов соответствует конфликтному поведению обследуемого в отношениях со своим окружением вообще или в отдельных сферах отношений, а количество внутренних конфликтов отражает внутреннюю напряженность, дисгармоничность личности обследуемого. Большое их количество позволяет предположить невроз, хотя встречается и склонность к сознательному акцентированию альтернативных возможностей в разных ситуациях, не порождающему внутреннего напряжения. Наконец, частота появления взаимосвязанных внешних и внутренних конфликтов и направление причинных связей говорит о том, в какой мере поведение обследуемого зависит от его душевного состояния и, наоборот, в какой мере на его душевное состояние влияют его жизненные обстоятельства. 3.7. Позиция героя. Категория позиции достаточно традиционна, однако ею, как правило, пользовались без серьезного осмысления, выделяя четыре типа позиции — действенную, агрессивную, пассивную и страдательную, — по чисто описательным критериям. Речь идет об общей позиции, которую занимает герой в конфликтной ситуации, в мире рассказа, о его общем отношении к происходящим событиям и к их разрешению, следствием которого являются его конкретные действия или, напротив, бездействие. Оговаривается, что активность позиции не связана напрямую с поведенческой активностью персонажа, который может занимать активную позицию, ничего не делая (например, сопротивляясь попыткам склонить его к каким-то действиям) или, напротив, совершать множество стереотипных или конформных действий, будучи при этом психологически пассивным. Категория позиции характеризует тем самым позицию именно внутреннюю, психологическую. Эта категория приобретает новое содержание в контексте разработки понятия внутренней или жизненной позиции в общей психологии личности в 80-е годы. Мы связываем это понятие с такой психологической характеристикой, как отношение личности к собственной жизни, форма организации ею жизни. Нами были введены два ведущих параметра, описывающих это отношение: осознанность и активность жизненной позиции. Осознанность характеризует степень рефлексивного выделения себя личностью из потока своей жизни, осознания несовпадения своего " Я" и объективно разворачивающегося жизненного процесса; отсутствие осознанности характеризует людей, для которых их " Я" слито, неотделимо от того, что с ними реально происходит. " Осознание жизни превращает ее в подлинное бытие. Отсутствие осознания оставляет ее всего лишь существованием". Активность жизненной позиции в нашем понимании характеризует способность личности управлять событиями своей жизни, активно в них вмешиваться. Личность с пассивной позицией не в состоянии воздействовать на свою собственную жизнь, она плывет по течению, подчиняясь потоку событий. Хотя оба параметра жизненной позиции в какой-то мере коррелируют, они все же достаточно независимы друг от друга. Их попарные сочетания дают четыре идеальных типа жизненной позиции. Действенная позиция характеризуется осознанностью и активностью; такой человек осознает, течение своей жизни, способен стать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею. Импульсивная позиция характеризуется активностью и отсутствием осознанности; такой человек стремится управлять своей жизнью, не будучи в состоянии ее хорошо осмыслить, управление им своей жизнью принимает характер хаотичных, импульсивных решений и изменений, не связанных единой логикой и жизненной целью. Созерцательная позиция характеризуется осознанностью и отсутствием активности; осознавая события своей жизни как нечто отдельное от своего " Я", Такой человек, однако, не в состоянии на них воздействовать по причине либо убежденности в невозможности это сделать (внешний локус контроля), либо невротической неуверенности в себе, своих силах и возможностях. Страдательная позиция — это отсутствие осознанности и активности по отношению к своей жизни, полное пассивное подчинение обстоятельствам, принятие всего, что происходит, как неизбежного и неконтролируемого. Четыре описанных типа жизненной позиции находят свое косвенное обоснование в других исследованиях. В частности, С.Кирилловой было показано соответствие каждого из этих типов одному из идеальных типов переживания по Ф.Е.Василюку: творческому, реалистическому, ценностному и гедонистическому, соответственно. В.И.Ковалев, исследуя личностные особенности организации времени жизни, выделил четыре типа отношения к времени жизни, которые также более чем хорошо согласуются с нашей типологией жизненных позиций: созидательно-преобразующее отношение, функционально-действенное отношение, созерцательное отношение и обыденное отношение. Четыре теоретически выделенных типа жизненной позиции хорошо согласуются и с традиционной категорией позиции как диагностического показателя рассказов ТАТ, наполняя его новым содержанием. Позиция героя и, в ряде случаев, других персонажей, оценивается по приведенным выше критериям. В соответствующей графе таблицы указывается тип жизненной позиции героя рассказа. Если позицию удается идентифицировать у двух персонажей и более, то оба типа позиции, если они разные, записываются через запятую; если два персонажа проявляют одинаковую позицию, она записывается только один раз. Встречается, хотя и редко, ситуация, когда позиция персонажа меняется по ходу рассказа; это изменение записывается через стрелку (стр. —> имп.). По всему протоколу в целом можно подсчитать показатели осознанности и активности жизненной позиции обследуемого. Первый вычисляется как суммарное количество действенных и созерцательных позиций, деленное на число рассказов, в которых позиция героя определена. Второй вычисляется как суммарное количество действенных и импульсивных позиций, деленное на число рассказов, в которых позиция героя определена. В некоторых рассказах позицию героя, возможно, идентифицировать не удастся. Интересно также посмотреть зависимость преобладающих типов позиции от темы. 3.8. Исход конфликта. В эту графу заносится исход каждого из выделенных в рассказе конфликтов. Конфликт может быть успешно разрешен, исчезнуть сам собой в связи с изменением ситуации, может быть найдено временное, компромиссное решение, снижающее остроту конфликта, но не устраняющее его, конфликт может так и остаться неразрешенным или же может возникнуть лишь перспектива его разрешения. Разрешение конфликта может быть окончательным или лишь относительным, а также может иметь место лишь в мыслях персонажа. Характер исхода заносится в таблицу. 3.9. Исход рассказа. Эта категория не совпадает с предыдущей, поскольку, во-первых, конфликт может разрешиться, но рассказ еще будет продолжаться, во-вторых, рассказ может окончиться, а конфликт остаться неразрешенным, и, в третьих, конфликтов может быть несколько, каждый со своим исходом, а исход рассказа только один. В этой графе записывается, на чем обследуемый закончил рассказ — разрешение конфликта, перспектива будущего, ожидание неприятностей, неопределенность и т.п. 3.10. Истоки сюжета. В эту графу заносится источник сюжета каждого из рассказов по результатам опроса обследуемого после завершения работы с тестом. В качестве источника может выступать фантазия, собственный опыт, рассказы знакомых, книги, газеты, кинофильмы и т.п.
|