Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания для студентов
Одним из условий качественной профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении является рациональная организация их самостоятельной работы. Научно обоснованная организация самостоятельной работы студентов вуза очевидна и необходима. СРС в зависимости от места и времени ее проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля над ее результатами подразделяется на следующие виды:
При планировании СРС и контроле над ее реализацией кафедра делового иностранного языка и перевода концентрирует свою деятельность на следующих моментах: Во-первых, СРС должна ориентироваться на единообразные и последовательные нормативы самостоятельной работы с точки зрения уровня трудности, объемов и сроков сдачи заданий. На основании требований рабочих программ кафедрой установлены следующие нормативы внеаудиторного домашнего чтения. Во-вторых, самостоятельная работа студентов нуждается в прочном методическом обеспечении. Кафедра продолжает комплектование собственной библиотеки методических указаний для студентов дневного и заочного отделений, включающей работы по развитию навыков устной речи, страноведческих знаний, по установлению межпредметных связей с дисциплинами юридического цикла. В-третьих, большую роль в успешной реализации СРС играет материально-техническая база. Кафедра имеет в своем распоряжении аудио- и видеовоспроизводящую аппаратуру, широко используемую для целей самостоятельной работы над языковым материалом. В-четвертых, необходимо предварительно обучить студентов формам и навыкам самостоятельной работы, обеспечить внешнюю, внутреннюю и процессуальную мотивацию самостоятельной работы над языковым материалом. Результаты выполнения СРС включаются в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на экзамене, от оценок которых зависит рейтинг студента, окончательная оценка. В зависимости от курса, на котором учится студент, его специализации, задание для самостоятельной работы может быть весьма разнообразным. При этом важно стремиться к тому, чтобы на младших курсах СРС ставила целью расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий. На старших курсах цель СРС – способствовать развитию творческого потенциала студента. Задания могут носить индивидуальный или групповой характер, однако, контроль выполнения СРС, отчет по СРС всегда сугубо индивидуальный. В-пятых, важным воспитательным и организующим моментом является календарное планирование хода и контроля выполнения СРС, своевременное исполнение индивидуального графика работы студента. Руководство самостоятельной работой студентов начинается с ознакомления обучаемых со структурой курса, с четкой постановки целей и задач обучения на каждом отдельном этапе, с требованиями, предъявляемыми на зачетах и экзаменах. В идеальном случае студенты получают индивидуальные задания для самостоятельной работы, стандартные формы и графики отчетности. В процессе изучения иностранных языков в Институте права БашГУ внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает в себя: а) краткосрочную подготовку к регулярным занятиям (выполнение текущих домашних заданий, б) выполнение заданий в среднесрочной перспективе (перевод домашнего чтения, составление разговорных тем, составление рефератов по прочитанному и т.п.), в) реализацию крупных долгосрочных проектов (семестровые, курсовые и дипломные работы на иностранных языках), г) подготовку к внеаудиторным видам языковой деятельности (языковые конкурсы, олимпиады, кружки, концерты), д) самостоятельную работу студента с языковым материалом для удовлетворения личных потребностей и интересов (музыка, Интернет и т.п.) Доклад делается студентом на практическом занятии по заранее выбранной им теме. Он представляет собой сообщение в дополнение и развитие основных вопросов темы практического занятия. Студент должен стремиться четко и ясно изложить содержание проблемы за короткий отрезок времени. После прослушивания доклада происходит его обсуждение, задаются вопросы. В течение учебного года каждый студент группы успевает выступить с одним или двумя докладами, оценки за которые учитываются при выведении итоговой оценки за учебный курс. Немаловажным является также тот результат, что обращение к зарубежным источникам, работа со словарями, набор текста на компьютере и возможность пользоваться сервисными возможностями современных текстовых редакторов в конечном итоге повышают уровень гуманитарной образованности и компьютерной грамотности будущих специалистов. Цикл обучения любой дисциплине включает в себя несколько этапов взаимодействия между преподавателем и студентом. На первом этапе происходит передача знаний от преподавателя к студенту и предоставление помощи в обучении. Здесь преподаватель, основываясь на своем опыте, стиле преподавания и навыках, выступает в качестве передатчика знаний и помощника студента в учебном процессе. Студент на этом этапе играет роль преемника знаний. Нередко интерес, проявляемый студентом к изучаемой дисциплине, зависит не только от внутреннего настроя студента и субъективного восприятия им «личной значимости» предмета с точки зрения будущей работы, но и от способности преподавателя заинтересовать слушателей и показать им преемственность изучаемого предмета. Получив основы знаний дисциплины и методологию дальнейшего ее освоения, студент переходит ко второму этапу обучения – усвоению знаний. На этом этапе студентом в большей степени самостоятельно анализируется входной информационный поток, в состав которого помимо лекций входит и дополнительная литература, научные статьи, книги, а также самостоятельная практическая работа. На заключительном этапе цикла обучения вуз дает методологический подход для оценки и анализа изучаемых явлений и дисциплин, достаточный для самостоятельного углубления своих знаний по интересующей тематике. Студенты переходят к самостоятельному анализу новых проблем и дополнительной информации, получаемых при практическом знакомстве с современным состоянием их будущей профессиональной практической деятельности. Существенным моментом в контроле над СРС является оказание необходимой помощи студентам в овладении основами организации самостоятельной работы, гигиены умственного труда: методикой рационального использования бюджета времени, детального планирования своего рабочего дня, ритмического устройства выполнения разных видов работы, труда и отдыха, бодрствования и сна. Важнейшим приобретаемым качеством студента является натренированная память, способность запоминать новое и сохранять приобретенные знания, в особенности зрительная и логическая память, имеющие преобладающее значение при самостоятельной учебной работе. Не умаляя роли специальных упражнений, следует еще раз отметить, что лучше всего развивает память повседневная самостоятельная работа с книгой.
|