Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый вопрос.






При изучении данного вопроса рекоменду­ется в первую очередь обратиться к треть­ей книге сочинения древнеримского историка Тита Ливия " Ис­тория Рима от основания города". Здесь приводится краткая ис­тория создания Законов Двенадцати Таблиц, дается оценка это­му правовому памятнику. Некоторые сведения об обстоятель­ствах появления Законов Двенадцати Таблиц вкупе с характе­ристиками последних содержатся также во втором титуле пер­вой книги Дигест Юстиниана, во второй книге диалога Цицерона " О государстве", в первой книге трактата Цицерона " Об орато­ре", в десятой книге сочинения Дионисия Галикарнасского " Рим­ские древности".

Рассматривая факты из истории создания Законов Двенад­цати Таблиц, студенты должны стремиться к тому, чтобы най­ти ответ на вопрос, для чего создавался этот правовой сборник, каково было его предназначение.

Приступая к общей характеристике Законов Двенадцати Таблиц, следует прежде всего осмыслить оценку данную этому правовому памятнику Титом Ливнем. Согласно высказыванию римского историка, эти таблицы " и сегодня, несмотря на целую гору нагроможденных друг на друга законов, остаются истоком всего публичного и частного права" Древнего Рима. Что имел здесь в виду Тит Ливии?

Подлинный текст Законов Двенадцати Таблиц не сохранил­ся. Тот текст, которым оперируют исследователи, есть не что иное, как реконструкция основного содержания этого правово­го памятника, осуществленная в XVI—XVII вв. на основе при­водимых в произведениях античных правоведов, историков, фи­лософов цитат из него или пересказов отдельных его норм. Дан­ное обстоятельство не дает оснований для категоричных суж­дений о содержании Законов Двенадцати Таблиц. Однако, неко­торые вполне достоверные выводы об общем характере рассмат­риваемого правового памятника его реконструированный текст позволяет сделать.

В частности, по доступному нам тексту Законов Двенадцати Таблиц мы можем судить об уровне правовой культуры древне­римского общества V в. до н. э. Например, о том, как формули­ровалось содержание правовых норм — посредством специаль­ных юридических понятий или путем изложения конкретных случаев (казусов). О том, каким было юридическое мышление римлян в эпоху Двенадцати Таблиц — оставалось оно казуистическим или уже становилось понятийным, хотя бы отчасти. Можно ли применительно к Законам Двенадцати Таблиц гово­рить о каком-либо влиянии религии? Если да, то в чем она про­является?

Есть ли какой-нибудь порядок в тексте изучаемого право­вого памятника, или данный текст хаотичен? Можно ли говорить о системе изложения норм Законов Двенадцати Таблиц? Если нет, то почему? Если да, то в чем эта система выражается?

Каково происхождение правовых норм рассматриваемого сборника? Можно ли его назвать сборником правовых обычаев? Или же это сборник судебных решений? Или он состоит из спе­циально разработанных для данного сборника законов?

Какие сферы общественной жизни древних римлян регули­руют Законы Двенадцати Таблиц? И какие общественные отно­шения, обыкновенно выступающие в качестве объекта правового регулирования, остаются здесь вне рамок последнего? По какой причине?

Дошедший до нас текст Законов Двенадцати Таблиц вызы­вает множество и других вопросов общего характера. Но, пожа­луй, самый важный среди них — это вопрос о том, какова пол­нота этого текста. Включает ли он в себя почти весь первона­чальный объем таблиц — большую его часть — или же мы име­ем дело с меньшей частью того текста, который был записан в в Древнем Риме в середине V в. до н. э. и который получил поз­же название Законов Двенадцати Таблицах? Мнения ученых по данному вопросу разделились: одни считают, что реконструиро­ванный текст Двенадцати Таблиц включает в себя почти все первоначальное содержание данного правового сборника; другие полагают, что до нас дошла лишь незначительная часть всех юридических норм, записанных в Риме в середине V в. до н. э.; и что первоначальный текст Законов Двенадцать Таблиц вклю­чал в себя нормы, регулирующие все сферы жизни древнерим­ского общества. Какие аргументы можно привести в пользу каж­дой из этих точек зрения?

Второй вопрос. Приступая к рассмотрению данного вопро­са, следует в первую очередь определить, о каких социальных группах идет речь в тексте Законов Двенад­цати Таблиц.

Далее необходимо определить правовой статус рабов, его отличия от статуса свободных. Студенты должны обратить вни­мание на статью 12 таблицы VII, статью 14 таблицы VIII и ста­тью 26 таблицы XII. Мог ли свободный гражданин утратить по Законам Двенадцати Таблиц свою свободу и превратиться в ра­ба? Какие лица называются в этих таблицах " подвластными"? Чем их правовой статус отличается от статуса раба? Каков пра­вовой статус категории вольноотпущенников по Законам Две­надцати Таблиц?

Содержание дошедших до нас трудов древнеримских исто­риков показывает, что политическое и правовое развитие древ­неримского общества во многом определялось в рассматривае­мую эпоху борьбой между собой двух сословий — патрициев и плебеев. По мнению указанных историков, результатом именно этой борьбы стало появление Законов Двенадцати Таблиц. Дан­ные законы были записаны якобы по требованию плебеев, стре­мившихся фиксацией правовых норм защитить себя от произ­вола патрициев. Любопытно, однако, что в реконструированном тексте рассматриваемого правового памятника о патрициях и плебеях говорит только одна статья — она помещена в начало таблицы XI. В современных публикациях текста Законов Две­надцати Таблиц эта статья приводится в пересказе, содержа­щемся во второй книге диалога Цицерона " О государстве". Вот ее содержание на языке оригинала и в переводе на русский язык:

Tabula XI. 1. Cicero de rep. II. 36: Qui (decemviri) cum X tabulas summa legum aequitate prudentiaque conscripsissent, in annum posterum Xviros alios subrogauerunt... (37) qui duabus tabulis iniquarum legum additis conubia ut ne plebei cum patribus essent, inhumanissima lege sanxerunt.

Таблица XI. 1. Цицерон. О государстве. II. 36: После того, как (децемвирами) были записаны десять таблиц в высшей сте­пени справедливых и мудрых законов, квириты выбрали в сле­дующем году других (децемвиров)... (37) которые, добавив две таблицы несправедливых законов, санкционировали бесчеловеч-нейшим законом запрет на браки между плебеями и патрици­ями. (Перевод В. А. Томсинова).

Тит Ливии в своей " Истории Рима от основания города" приводит заявление децемвиров о том, что в десяти таблицах они " уравняли в правах всех — и лучших и худших...". (См.: книгу III. 34 (3).) Насколько данное заявление отражает дошед­ший до нас текст Двенадцати таблиц? Как можно оценить в кон­тексте всего содержания Законов Двенадцати Таблиц то, что бы­ло записано новыми децемвирами в вышеприведенной статье 1 таблицы XI? Третий вопрос

Правовые нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, изложены в основном в IV, V, VI и XI таблицах. Эти нормы отражают юридическую природу брака и семьи, оформляют взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми.

Для определения юридической природы брака и семьи сле­дует прежде всего рассмотреть статью 4 таблицы VI, статьи 2 и 3 таблицы IV. Какое представление о правоотношениях между супругами выражают указанные статьи Законов Двенадцати Таблиц? Какой характер придается в них правоотношениям между отцом и сыном?

После ответа на этот вопрос необходимо обратиться к ста­тьям, оформляющим правовое положение замужней и незамуж­ней женщины в семье. При этом следует уделить особое внима­ние статьям 1 и 2 таблицы V. Как определяется правовой ста­тус женщины в этих статьях Законов Двенадцати Таблиц?

Статья 6 таблицы VI излагается в пересказе Тита Ливия. О каком " распоряжении относительно девушки в благоприятном для ее свободы смысле" говорится в данной статье? Для ответа на последний вопрос студентам следует обратиться к третьей книге сочинения Тита Ливия " История Рима от основания горо­да", в которой описывается случай с Вергинией.

Юридическая природа семьи раскрывается и в тех нормах Законов Двенадцати Таблиц, которые посвящены наследованию. Какой порядок наследования закрепляется в этих нормах? Как в них отражается характер древнеримской семьи?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал