Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий вопрос.






Институтам брачно-семейного права по­священо более половины статей 9-ой главы " Законов Ману", излагающих так называемую " вечную дхарму для мужа и жены, пребывающих на пути дхармы, — будут ли они вместе или в разлуке". Вместе с тем статьи, ре­гулирующие брачно-семейные отношения, имеются и в дру­гих главах указанного произведения (см.: гл. II, III, V, VIII). В Артхашастре Каутильи нормы брачно-семейного права вы­деляются в особую группу статей, которая обозначается как " правила, связанные с браком" (см.: главы 2, 3, 4 книги III).

Содержащиеся в " Законах Ману" нормы брачно-семей­ного права пронизаны духом сословности. Студенты должны показать на примере конкретных статей данного трактата, какое значение придается в нем варновой принадлежности супругов при заключении брака, при распределении наслед­ства.

В " Правилах, связанных с браком" Артхашастры Каути­льи принцип сословности проявляется менее заметно. Данный принцип обнаруживается здесь лишь там, где говорится о вторичном выходе замуж. По правилам, установленным Артхашастрой Каутильи, " жены шудр, вайшиев, кшатриев и брахманов, уехавших на короткое время (но не возвращаю­щихся), должны ждать соответственно: один, два, три и че­тыре года, если У них нет потомства. Если жены имеют по­томство, то они (соответственно) должны ждать на год боль­ше".

Принадлежность индивида к той или иной варне учиты­вается Артхашастрой Каутильи и в правилах, регламентиру­ющих порядок наследования. В частности, по предписаниям Артхашастры, при отсутствии наследников имущество посту­пает в пользу правителя государства. Однако для вымороч­ного имущества, принадлежавшего умершему брахману, ко­торый являлся знатоком вед, Артхашастра Каутильи уста­навливает исключение из данного правила — такое имуще­ство отдается не государству, а другим знатокам вед. Если умерший брахман оставил после себя детей от разных жен, принадлежащих к различным варнам, то, согласно Артхаша­стре, сын брахманки получает 4 доли в наследстве, сын кшатрийки — 3 доли, сын женщины-вайшьи — 2 доли, сын шудрянки — 1 долю.

И Дхармашастра Ману, и Артхашастра Каутильи выра­жают вполне определенные представления о сущности бра­ка и семьи. В чем заключается суть этих представлений?

Какие формы брака выделяют указанные правовые па­мятники?

При рассмотрении правового положения женщины в се­мье, следует обратить внимание, с одной стороны, на такие статьи, как 56 и 57 главы III " Законов Ману", и с другой сто­роны, на статьи, подобные 147, 148, 154 главы V, статьи 13, 14, 15 и 17 главы IX " Законов Ману". Студенты должны сравнить содержание этих двух групп статей и ответить на вопрос, каков смысл расхождений между ними? Не отражают ли они два противоречащих друг другу представления о положении женщины в семье? Или же противоречие между названными группами статей только кажущееся, внешнее?

Подобным же образом следует сравнить статьи 213 и 214 главы II со статьями 226 и 233 той же главы " Законов Ману". Не противоречат ли они друг другу?

Для общей оценки установленного " Законами Ману" пра­вового положения женщины и детей в семье большое значе­ние имеет и статья 416 главы VIII данного произведения. Какое представление о положении жены и сына в семье вы­ражает эта статья?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал