Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Великая Хартия Вольностей
(1 час) Великая Хартия Вольностей (Magna Carta Libertatum) 1215 года принадлежит к числу правовых памятников, сыгравших огромную роль в английской политической и правовой истории. Она появилась в пору расцвета феодализма в качестве документа, выражающего в своем содержании преимущественно требования класса феодалов — духовных и светских. Однако в начале XVII века Великая Хартия Вольностей приобрела более широкое значение — английские политические деятели, боровшиеся против произвола королевской власти, придали этому документу, излагающему права и вольности высших сословий английского феодального общества, значение конституционного установления, то есть юридического акта, закрепляющего права и вольности всего населения Англии. В частности, ссылки на Великую Хартию Вольностей как на правовой документ, в котором объявлены и узаконены гарантии личной свободы всех подданных короля, были включены в текст " Петиции о праве", представленной королю Карлу I английским парламентом 2 июня 1628 года1. Специалист по истории средневекового западноевропейского общества и государства профессор Н. Кареев писал о Великой Хартии Вольностей как о " фундаменте, на котором было построено все здание английской политической свободы" 2. Подобная характеристика указанной хартии часто встречается в трудах, посвященных политической истории средневековой Англии. В курсе истории государства и права зарубежных стран Великая Хартия Вольностей должна рассматриваться в качестве правового памятника конкретной исторической эпохи. Целью историко-правового исследования Великой Хартии Вольностей является не обнаружение в ее содержании неких абстрактных политических принципов, но объяснение данного документа, определение его юридической природы, выявление первоначального смысла его статей и того значения, которое придавали статьям Хартии ее составители. В соответствии с этим на семинарском занятии, посвященном Великой Хартии Вольностей, рекомендуется рассмотреть следующие вопросы: 1. История создания Великой Хартии Вольностей. Юридическая природа этого документа. 2. Статьи, закрепляющие права и вольности основных социальных групп. 3. Принципы королевского правосудия, закрепленные Великой Хартией Вольностей. Рассмотрение истории создания Великой Хартии Вольностей позволяет не только правильно определить классовую сущность этого документа, но и создает предпосылки для установления его юридической природы. На основании содержания преамбулы к Хартии и большинства ее статей (в особенности ст. 1) можно сделать вывод, что перед нами акт, изданный по инициативе короля Иоанна. " Знайте, — восклицает Его Величество, — что Мы, по Божьему внушению и для спасения души Нашей и всех предшественников и наследников Наших, в честь Бога и для возвышения Святой Церкви и для улучшения королевства Нашего, по совету достопочтенных отцов Наших Стефана Кентербэрийского архиепископа... во-первых, дали пред Богом свое согласие..., чтобы английская церковь была свободна... Пожаловали Мы также всем свободным людям королевства Нашего за Нас и за наследников Наших на вечные времена все нижеописанные вольности..." Таким образом, английский король Иоанн представляет Великую Хартию Вольностей в качестве юридического акта, исходящего исключительно от его королевской персоны, якобы озаренной Божественным внушением. Любопытно, что в " Петиции о праве" 1628 года указанная Хартия именуется " статутом, называемым " Великая Хартия Вольностей Англии", и ставится в один ряд со статутами королей Эдуарда I и Эдуарда HI Насколько отражают подлинную юридическую природу данного документа подобные воззрения на него? Изучение обстоятельств, в которых был создан рассматриваемый правовой памятник, позволяет обнаружить настоящие предпосылки его появления. Одним из важнейших источников сведений по истории создания Великой Хартии Вольностей является " Хроника Матвея Парижского". Отрывок из нее приводится в книге " Средневековье в его памятниках" (М., 1913. С. 216— 218). Описание событий, случившихся в Англии в 1215 году и приведших к появлению Великой Хартии Вольностей, дается в книге Д. М. Петрушевского " Очерки из истории английского государства и общества в Средние века" (М., 1937. С. 121—145) и Шток-мар В. В. " История Англии в Средние века" (издание 2-е, дополненное: СПб., 2000. С. 63—66), а также в ряде других изданий. При рассмотрении указанных событий необходимо выявить причины возникновения в Англии в начале XIII века острого конфликта между баронами, духовенством и горожанами, с одной стороны, и королем Иоанном, с другой стороны. Данный конфликт усложнялся позицией главы римско-католической церкви папы Иннокентия III. В 1205—1213 годах папа выступал против Иоанна (вплоть до того, что отлучил его от церкви). Летом 1213 года английский король пошел на уступки папскому престолу в ряде важных вопросов, и папа Иннокентий III стал поддерживать его. При анализе взаимоотношений английского короля и главы римско-католической церкви следует обратить особое внимание на весьма любопытную в политическом и юридическом отношениях сделку, заключенную между ними в октябре 1213 года. Согласно условиям этой сделки король Иоанн передавал папе Иннокентию III все земли Английского королевства и в свою очередь в тот же момент получал их обратно, но уже на правах держателя лена. Таким образом, в момент подписания Великой Хартии Вольностей английский король являлся вассалом главы католической церкви. Какие юридические последствия имел этот факт, как отразился он на судьбе указанного документа? История появления Великой Хартии Вольностей убедительно показывает, что подписание ее королем Иоанном было серьезной уступкой с его стороны требованиям выступивших против него социальных сил. Данная Хартия была составлена на основе статей, поданных королю Иоанну баронами. Текст указанных баронских статей сохранился под примечательным названием - - " Ista sunt Capitula que Barones petunt et dominus Rex concedit (Это — статьи, которые бароны предъявляют и на которые господин король дает согласие)". Все эти статьи (их было 49) вошли с небольшими изменениями в окончательный вариант Хартии. В исторических хрониках сохранилось также свидетельство о первой реакции короля Иоанна на статьи, предъявленные ему баронами. Согласно ему король, прослушав содержание баронских статей, язвительно и злобно расхохотался и затем заявил: " Как это бароны удовольствовались такими незаконными требованиями? Что бы им уж потребовать все королевство! Притязания их бессмысленны и ложны и не опираются ни на какое право". О том, что принятие Великой Хартии Вольностей было серьезной уступкой короля своим противникам свидетельствует и сам ее текст. В статьях 61 и 63 рассматриваемого правового памятника говорится нечто, прямо противоречащее вышеупомянутым высказываниям короля Иоанна о добровольном даровании им вольностей свободным людям своего королевства. Как раскрывается подлинная юридическая природа Хартии в указанных статьях? Среди социальных групп английского общества, активно выступивших в начале XIII века против короля, безусловно, доминировали светские феодалы — бароны. Данное обстоятельство существенно отразилось на юридической природе Великой Хартии Вольностей. Каким образом? Как известно, хартии, напоминающие Великую Хартию Вольностей, издавали и другие английские короли — предшественники Иоанна. Так, в Хартии Вольностей короля Генриха I, составленной в 1100 году, говорилось: " Знайте, что я по Божьему милосердию и с общего согласия баронов королевства Англии коронован в короли этого королевства. И так как королевство было утеснено несправедливыми взиманиями, то я из почтения к Богу и из любви, которую к вам всем имею, святую божью церковь прежде всего делаю свободной; так что не буду продавать, ни отдавать на откуп и после смерти архиепископа или епископа или аббата не буду ничего брать из домена церкви или с людей ее в то время, пока не вступил еще в нее преемник (умершего)". Великая Хартия Вольностей 1215 года возникла, таким образом, не на пустом месте — она базировалась на прочной политической и правовой традиции. Вместе с тем она стала во многом новым явлением в политической и правовой истории Англии. В чем заключается традиционность Великой Хартии Вольностей? В чем выражается ее новизна, отличие от предшествующих хартий английских королей? Насколько соответствует реальности вышеупомянутая оценка королем Иоанном требовании баронов как незаконных и не опирающихся ни на какое право?
|