![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и задачи управления социальной работой
Управление соц. работой – необх. условие для функционирования любой соц. организации, деятельность кот. сознательно координируется для достижения пост. целей. Объекты управления в соц. работе – соц. работники, сотрудники, вся система взаимоотношений, склад. между людьми в процессе соц. защиты населения. Субъектами управления выступают руководители соц. служб и форм. ими органы управления, над. упр. функциями. В управлении соц. работой следует рассматривать след. осн. сод. уровни: I. Организационно-структурный. Выделяют 3 уровня управления: 1) верхний, институциональный - РФ; 2) средний - регион (органы соц. защиты краев, областей, городов, районов, округов и т.д.); 3) низший – соц. организации, негос., благотвор., общ. организации. II. Функциональный - выполнение как общих, так и конкр. функций. Общими функциями, т.е. незав. от уровня субъекта, его компетенции и т.д., считаются прогнозирование, моделирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль. Конкр. функции - это виды работы прим. к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения), предприятию, организации, учреждению (направления деятельности). III. Деятельность руководителей разных уровней в системе соц. защиты, помощи. IV. Процесс, включающий ряд элементов: 1) постановка цели и задачи; 2) распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров; 3) соответствие целей, задач и решений ресурсам: временным, информационным, трудовым, финансовым; 4) использование разнообразных форм и методов управления, средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов; 5) использование обратной связи - учет, контроль, проверка исполнения. V. Вид профессиональной деятельности, управленческий труд. VI. Наука и учебная деятельность. Процесс управления социальной работой должен иметь определенную организационную структуру, под которой понимается совокупность уровней управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Организационная структура управления должна содержать минимальное число звеньев и уровней управления, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления. Социальный комплекс предусматривает: 1) конкретную социальную защиту определенных категорий населения; 2) развитие системы медицинского обслуживания (в том числе и страховой медицины) 3) укрепление правопорядка и борьбу с преступностью; 4) разработку и реализацию программ по работе с молодежью, по трудоустройству и занятости населения, и т.д. 57. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В настоящее время процесс социального управления представлен в виде системы функций трехзвенного управления: - предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, моделирование); •оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация); - заключительное управление (контроль, учет, анализ). Целеполагание - это начальный момент управления (предвидение), который устанавливает цели управления на определенный период и разрабатывает механизм достижения этих целей. Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной нише. Процесс управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным и эффективным, когда он будет представлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактических и стратегических целей. Прогнозирование социальной работы - это выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиентов. Предполагается разделение прогнозирования социальной работы на поисковое и нормативное. Поисковое прогнозирование - это предсказание возможного будущего развития социальной работы. Нормативное прогнозирование - это определение путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей. Методы прогнозирования делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок. Количественные методы прогнозирования дают более достоверные оценки. При прогнозировании соц. работы могут быть использованы аналитические, трендовые, регрессионные и факторные модели. В норм. прогнозировании могут успешно применяться сет. модели. Результаты соц. прогнозов призваны отражать: 1) сравнение показателей отеч. и заруб. достижений; 2) показатели эффективности соц. защиты, поддержки населения; 3) ожид. показатели; 4) варианты распределения соц. ресурсов или их компенс. видов: 5) оценку соц. исследований, мер, предпр. правительством, ассоциациями, адм. органами и т.п.; 6) оценку эффективности вклад. средств и экон. реформ; 7) оценку возможности применения дан. методов в др. сферах соц. практики; 8) возм. объемы фин. ресурсов на решение лок. соц. проблем. Моделирование соц. процессов позволяет определить опт. размеры, предопределить поведение системы (например, соц. защиты многод. семей в условиях рынка). Наиболее распр. методами моделирования являются: разработка, анализ и исследование модели пробл. ситуации, моделей нововведений, эврист. моделей, спец. математ. моделей.
|