![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинарскому занятию. При изучении данной темы следует учесть, что основная тенденция политико-правового развития западноевропейского Средневековья состояла в переходе от
При изучении данной темы следует учесть, что основная тенденция политико-правового развития западноевропейского Средневековья состояла в переходе от примитивных варварских государств с партикулярным правовым к крупным централизованным государствам-нациям и мировым правовым системам современности (континентальной, англосаксонской, системе мусульманского права и т.д.). Важно помнить, что история феодального государства в Западной Европе представляет собой последовательную смену форм монархического правления и различных партикулярных правовых укладов, обусловленную становлением феодальной экономики, структурированием сословий, антагонизмом их интересов. Средневековая государственная организация не исчерпывала полностью потребности общества в административном и даже политическом регулировании: для этого она была еще слишком не развита. Только с формированием абсолютных монархий государство поглощает все другие, полезные для своего времени и уровня культуры, формы управления коллективами людей. На протяжении тысячелетий многие, не только чисто духовные и религиозные дела находились в ведении церкви, которая также управляла людьми, но в формах, отличных от государственных. Следует обратить внимание на то, что наряду с государственной организацией и церковью в обществе эпохи феодализма сформировались и институты общественного самоуправления на уровне отдельных территорий, центров, коллективов, объединенных социальным положением или производственно-профессиональной деятельностью. Прежде всего, определитесь с самим понятием «самоуправление», суть которого сводится к праву и возможности управлять общественными делами самими людьми помимо государственных учреждений. Делают они это непосредственно или через особых представителей, или учреждения, но обязательно на основе общегосударственных законов. Самоуправление в истории общества нередко перерастало в автономию. Но чаще оно уживалось с общегосударственной администрацией, или, сосуществуя с нею, занимаясь каждое своими делами, или государство санкционировало самоуправление, превращая его в особым образом построенное местное управление. Обратите внимание на то обстоятельство, что в феодальном обществе стремление к такой самоорганизации усугублялось многочисленными иерархиями, наличием сословных, профессиональных классов, обособленностью отдельных территорий. Самоуправление составляет важную часть не только государственной организации, но и шире - политической системы общества. Учтите, что именно с эпохой феодализма сформировалось большинство известных в истории видов самоуправления - начиная с исходного - общинного (касавшегося основной массы населения любого государства — крестьянства). Вспомните, что самоуправление населения в пределах особо организованной территории - соседской общины - существовало в большинстве европейских государств. Наибольшее развитие оно получило в Германии в силу исторической укорененности общинного строя в укладе жизни еще франкской эпохи. Хотя сельская община была исторической преемницей общины — марки франкской эпохи, многое в ее новой организации было плодами особых действий государственной власти по использованию общины в целях финансового, полицейского и административного контроля за основной массой населения. Обратите внимание на то обстоятельство, что формирование городского самоуправления исторически было связано с сословным и политическим обособлением горожан от других классов феодального общества и с превращением городов в особые общественные организмы, а не только в простые административные центры. Закономерно, что наиболее развитые формы городское самоуправление получило в тех странах, где наибольшее развитие получил сам городской уклад жизни, — в Германии, Франции, Испании. В Италии расцвет городов был настолько значимым, что самоуправление большинства из них превратилось в автономию и даже особые города-государства. Проанализируйте основные структуры городского самоуправления. В частности, укажите, что в городах существовали совещательные советы (из местной аристократии, привилегированных граждан, городского патрициата) и избираемые, иногда пожизненно, консулы, которые обладали исполнительной властью. С укреплением к X —XI вв. феодальной государственности города в подавляющем большинстве подпадали под прямую власть сеньоров: епископов, герцогов, королей. Представительные органы и учреждения практически исчезли, а консулы (или другие должностные лица) превратились в официалов сеньора, хотя назначались главным образом из горожан. Воля сеньора определяла наличие (или отсутствие) особых прав, привилегий горожан, а главное — их подсудность. Проанализируйте процесс дальнейших изменений в городском самоуправлении (расширение полномочий). Помните, что в рамках городской организации сложился еще один вид самоуправления самоуправлениесословно-профессиональных организаций.Выясните причины формирования подобного вида самоуправления, а также характер гильдейского самоуправления. Обратите внимание и на цеховое самоуправление, котороебыло неотъемлемой чертой всей организации средневекового города. Цехи в качестве объединений-товариществ ремесленников и других профессионалов по их местожительству известны с XI в. К XIII в. они стали основной формой организации профессиональных дел и защиты интересов торговцев, ремесленников и лиц других профессий (в итальянских городах не редкость были цехи юристов и судей, врачей, ювелиров). Представьте общую характеристику цеховой организации. Выясните, кто являлся полноправным членом цеха, и каковы были привилегии.
|