Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи на уменьшение числа в несколько раз, выраженные в прямой форме
Полное рассуждение ученика при решении задачи данного вида. Задача. У Володи было 8 зелёных кругов, а синих в 2 раза меньше. Сколько синих кругов у Володи? Мне известно... Надо узнать... Рисую и объясняю. Обозначу каждый круг точкой. Рисую 8 точек, обвожу линией. Столько у Володи зелёных кругов. Синих - в 2 раза меньше. Надо 8 кругов разделить на 2 равные части и взять одну часть, столько будет синих кругов. З.
С. («Картинка с точками» или чертёж могут выполняться (если учитель считает целесообразным) только на этапе ознакомления, а затем - краткая запись задачи по мере необходимости. К данной задаче краткая запись будет иметь вид:
З. - 8 к. С. -? к., в 2 раза м.) Подумаю, надо находить большее или меньшее число. Нахожу меньшее число, потому что синих мячей в 2 раза меньше, их столько, сколько зелёных в одной части. Подумаю, каким действием. Буду делить. Выполняю решение. 8 разделить на 2, получится 4. (Запись решения по действиям с полным пояснением: 1) 8: 2=4 (к.) - столько было синих кругов.) Отвечаю на вопрос задачи: У Володи было 4 синих круга. (Запись ответа. Ответ: 4 синих круга.) Исходя из полного рассуждения ученика при решении задачи на уменьшение числа в несколько раз, задачи подготовительной работы будут следующими: 1) Актуализировать знание конкретного смысла деления (деление на равные части). 2) Актуализировать двоякий смысл отношения: если первое число больше второго в несколько раз, то второе меньше первого во столько же раз. Вторая задача реализуется в процессе решения задач на увеличение числа в несколько раз. Для актуализации конкретного смысла арифметического действия деления (деление на равные части) можно предложить детям выполнить иллюстрацию в виде «картинки с точками» при решении задачи: «6 конфет раздали 3 детям поровну. Сколько конфет дали каждому ребёнку?» После решения задачи выясняется, что разделили 6 на 3 равные части, и что каждый ребёнок получил столько, сколько в одной части, т.е. в 3 раза меньше. Ознакомление с задачами на уменьшение числа в несколько раз осуществляется аналогично ознакомлению с предыдущим видом задач. Предоставляем студенту возможность самостоятельно смоделировать эту ступень работы над задачами данного вида. На этапе закрепления работа над задачами ведётся так же, как и над другими видами задач. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц надо перемежать с задачами на увеличение числа в несколько раз, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, что позволит предупредить смешение. Причём необходимо предлагать решать, составлять задачи, как со стандартной, так и нестандартной структурой текста. Следующими вводятся задачи на кратное сравнение чисел. Теоретической основой выбора арифметического действия в задачах данного вида является правило: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого, надо большее число разделить на меньшее. Полное рассуждение ученика при решении задачи на кратное сравнение. Задача. В первом ряду 6 кругов, во втором кругу 2 круга. Во сколько раз в первом ряду кругов больше, чем во втором? Мне известно... Надо узнать... Запишу задачу кратко:
I р. - 6 к. во? раз б. II р. - 2 к. Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее. Выполняю решение: 6 разделить на 2 получится 3. (Запись решения задачи по действиям с полным пояснением: 1) 6: 2=3 (раза) - во столько в первом ряду больше кругов, чем во втором.) Отвечаю на вопрос задачи. В первом ряду в 3 раза больше кругов, чем во втором. (Запись ответа. Ответ: в 3 раза больше.) К условию этой задачи можно сформулировать второй вопрос: «Во сколько раз во втором ряду кругов меньше, чем в первом». Рассуждение аналогично предыдущей задаче. Как видим, чтобы сформировать полноценное умение решать задачи на кратное сравнение, необходимо, чтобы дети усвоили не только смысл отношений «больше в...», «меньше в...», но и двоякий смысл кратного отношения: «если одно число больше второго в несколько раз, то второе число меньше первого во столько же раз», а также, чтобы у них было сформировано умение решать задачи на деление по содержанию. Отсюда вытекают задачи работы на подготовительной ступени. Задание студенту для самостоятельной работы: разработать методику работы по формированию умения решать задачи данного вида на всех ступенях его становления. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз, выраженных в косвенной форме, по ныне действующим в традиционной школе программам, осуществляется в 4 классе. Решение этих задач основывается на знании двоякого смысла разности или кратного отношения и умения решать задачи этих видов, выраженные в прямой форме. Ко времени введения задач данного вида эти знания и умения должны быть сформированы у детей в процессе решения, как простых задач, так и составных, в состав которых входят задачи, раскрывающие понятия разности и кратного отношения. При работе над ними используется та же методика, что и при формировании умения решать задачи данных видов, выраженных в прямой форме. Особое внимание при формировании умения решать задачи, где отношения выражены в косвенной форме, нужно уделить предупреждению их смешения с задачами, где отношения выражены в прямой форме. С этой целью методисты [1] предлагают проводить сравнение аналогичных задач, а также их решений, выявляя существенные различия.
|