Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фабрики смерти






 

ПАГ. Лагерь на острове Паг был усташским лагерем в Хорватском приморье. В шести километрах от лагеря располагался итальянский гарнизон численностью в 150 человек. Заключенные прибыли на Паг из концентрационного лагеря в Госпиче в конце июня 1941 года. Усташи приказали им построить бараки и обнести лагерь колючей проволокой.

Лагерь находился в двух местах: в Слани и в Метайне. В Слани содержались взрослые мужчины, в Метайне – женщины и дети. Лагерь в Слани был разделен на две части. В северной части содержались главным образом сербы и в меньшем количестве хорваты, в южной части – только евреи. Заключенные жили в тяжелейших условиях в недостроенных бараках, изза отсутствия настила спали на голых камнях. Многим не хватило места в бараках, и они спали под открытым небом. Пищи узникам давали ровно столько, чтобы они не умерли с голоду, хотя им приходилось выполнять тяжелые работы и трудиться более 12 часов в сутки. Многие болели, были истощены от голода и непосильной работы. И тех, и других усташи сгоняли в место, которое называлось Фурнажа, там их убивали и сбрасывали в ров.

Усташи часто собирали всех заключенных и предлагали тем, кто желает, перевести их в другой лагерь или в больницу. Этих людей они забирали ночью и после страшных издевательств убивали недалеко от лагеря.

Иногда на так называемых общих сборах в лагере усташи вызывали несколько узников, говорили, что они свободны и могут отправляться по домам, приказывали немедленно идти собирать вещи. А потом, после зверских пыток, убивали их на Фурнаже или пагском проливе.

На Фурнаже усташи сбрасывали в пропасть и живых людей. Одному из узников удалось увлечь с собой двоих палачей. Фамилию этого храброго человека установить не удалось. Усташи погружали группы узников на суда, говоря им, что их переводят в другие лагеря или отправляют на волю. Потом в море они проволокой связывали им руки за спиной, вешали на шею камень и выбрасывали за борт. В этом особенно отличился Макс Очич, комендант лагеря в Метайне, усташский взводный из Загреба.

Не проходило и дня, чтобы усташи не совершали в Метайне изнасилования. Католический священник с острова Пага Любо Магаш приезжал каждое воскресенье в лагерь и насиловал узниц. Он хвастался перед своими знакомыми, как они вместе с усташом Павицей изнасиловали восемнадцатилетнюю еврейскую девушку, а потом убили ее. Часто после изнасилования усташи распарывали ножом женщине живот и грудь до самого горла.

Усташ Иван Бадурина рассказывал в закусочной, как он режет и убивает людей: " Трудно зарезать первых трех‑ четырех, а потом уже идет как по маслу".

 

ИВАН ФЕСТИНИ, владелец закусочной на Паге, выступавший в качестве свидетеля, показал:

" Сразу же после создания лагеря в Слани в мою закусочную стали заходить усташи из лагерного гарнизона. Они пьянствовали и сорили деньгами. Однажды вечером в июле, точную дату не помню, усташ Мараш Мартин, по прозвищу Жицар, рассказывал, как он убивает в лагере женщин, как он им, живым, отрезает груди, и что нет ничего прекрасней этого, надо только привыкнуть. Такими жуткими преступлениями хвастались и другие усташи. Один из них, имени которого я не знаю, хвастался передо мной и присутствовавшими усташами, как он распорол живот беременной женщине, вытащил плод, а на его место запихнул живого трехлетнего ребенка, а затем сбросил их в ров. Он рассказал, где на Фурнаже находится этот ров. На следующую ночь я в лодке переправился на Фурнажу и убедился в правдивости его слов".

Многие другие усташи также публично хвастались на Паге, что они убивают женщин, распарывают им животы, а затем стягивают их проволокой. При этом они показывали окровавленные ножи.

Иван Девчич, по прозвищу Пивац, один из самых кровожадных усташских палачей, развлекался тем, что, построив обнаженных узниц лагеря, стрелял из револьвера им в груди.

Усташи убивали узниц и в Метайне, сбрасывая их затем ночью в море. И хотя лагерь в Метайне был расформирован в августе 1941 года, большие пятна крови на стенах и полу можно было увидеть и в ноябре 1943‑ го.

По указанию из Загреба в середине августа 1941 года началась ликвидация лагеря. Комендант Иван Девчич за несколько дней до 15 августа, покупая в местечке Паг фасоль для узников лагеря, говорил: " Последний раз покупаю, больше мы с ними не будем мучиться".

Ликвидацию лагеря усташи начали 15 августа. Это заняло несколько дней. Часть заключенных была убита на Фурнаже, другая – большая часть – утоплена в море, а около 3 тыс. сербов было отправлено для уничтожения в Ядовно. В лагере осталось около 450 евреев, мужчин и женщин, которых через несколько дней отправили в другие места: женщин – в лагерь в Крушчице, мужчин – в Ядовно и Ясеновац.

Через несколько дней после ликвидации лагеря и ухода усташей с Пага итальянцы эксгумировали и сожгли все трупы.

При проведении следствия нашими властями сразу после освобождения, кроме могил, нельзя было обнаружить другие следы преступлений. Некоторые детали преступлений были установлены на основании показаний свидетелей. Кроме них следственная комиссия заслушала очевидцев эксгумации и сожжения трупов итальянскими войсками. Установлено следующее:

" Массовые убийства на острове совершались в месте под названием Фурнажа. Жертвы закапывали в общих могилах – больших и меньшего размера, но были и отдельные могилы на территории вокруг лагеря.

Большинство общих могил находится в Фурнаже и непосредственной близости от нее. Здесь обнаружены следы трех больших общих могил в форме рвов, которые были выкопаны итальянскими солдатами. Первая общая могила состоит из б продольных рвов, соединенных поперечным рвом. Поперечный ров составляет в длину 56 метров и в глубину 2‑ 3 метра, в ширину – около 3 метров; глубина шести продольных рвов – около 2 метров, длина – до 7 метров. Несколько дальше в направлении моря обнаружены следы еще одного рва длиной 13 метров, 1, 5 метра шириной и 0, 5 метра глубиной. Несколько севернее от Фурнажи находится еще один ров длиной 19 метров, шириной 5 и глубиной 3 метра".

Согласно показаниям свидетелей Павла Ловрича и Николы Цара, присутствовавших при эксгумации, рвы были доверху заполнены трупами, среди которых были трупы женщин, детей, стариков и взрослых мужчин. Почти у всех жертв руки были связаны за спиной проволокой. Иногда женщины были связаны с маленькими детьми спиной к спине. Предполагается, что это были матери со своими детьми.

Следы на трупах свидетельствовали, что жертвы были или расстреляны, или заколоты ножами, или же убиты ударами тупых предметов. У многих детей незаметно внешних следов повреждений, поэтому делается предположение, что дети были брошены в ров живыми и там задохнулись.

Павел Ловрич видел труп женщины с распоротым животом, стянутым проволокой. В животе находился ребенок около б месяцев. В другом месте он видел труп женщины, связанной с 4 детьми, один из которых в предсмертной агонии схватил зубами мать за ногу выше колена и в таком положении скончался.

Свидетель Иво Билич видел труп женщины, живот которой был распорот, а в нем находился ребенок; второго ребенка мертвая женщина сжимала в руках. Были также трупы молодых обнаженных девушек с отрезанными грудями; у большинства из них по всему телу виднелись следы ножевых ран или ударов тупым предметом.

Донесение об эксгумации командира итальянского санитарного отряда, поручика санитарной службы д‑ ра Санте Стацци директору санитарного отделения V армейского корпуса от 22 сентября 1941 года подтверждает приведенные выше показания свидетелей.

" После удаления всех камней осторожно, слой за слоем, лопатами была снята земля по всей длине могил на глубину от 5 до 20 сантиметров. Показались руки, часто связанные, ноги – босые, иногда обутые, лица или затылки.

При подобном способе захоронения появление частей тела или голов из земли все же является исключением, хотя мы часто сталкивались и с этим, так как почти всегда после удаления земли наталкивались на слой камней, которыми придавливали трупы и которые необходимо было убрать, прежде чем приступать к эксгумации трупов.

Мы попытались разобраться, почему сверху находятся камни, и, проведя эксперимент на еще неиспользованной части кладбища, пришли к выводу, что захоронение совершалось следующим образом: людей со связанными верхними конечностями или связанных по двое‑ трое ставили на груду земли, выброшенную из рва при выкапывании, и они падали в ров, сраженные автоматной очередью или смертельно раненные холодным оружием. В тот момент, когда смерть еще не наступила, что весьма вероятно, так как подтверждается и положением трупов, с обеих сторон рва сбрасывались крупные камни, которые увлекали за собой землю. Таким образом захоронение осуществлялось с минимальными усилиями и очень быстро. Тот факт, что закапывали смертельно раненных, но еще живых людей, подтверждается искаженным и трагическим выражением лиц большинства трупов.

Извлекать трупы было очень трудно, поскольку они лежали беспорядочно. Одних бросили головой вниз, других – в согнутом положении, руки и ноги одних трупов переплелись с конечностями других, некоторые были связаны друг с другом и лежали в самых невероятных позах.

Иногда трупы были навалены друг на друга по пять слоев, в других местах их было меньше, в зависимости от глубины рва, имевшего каменистое дно. Почти у всех мужских трупов руки и ноги были связаны. Вблизи ямы валялись гильзы от пулеметных патронов, но на многих трупах, которые еще хорошо сохранились, можно было обнаружить смертельные раны на груди, спине, шее, нанесенные холодным оружием… У одной молодой женщины ножом были полностью отрезаны груди. В двух ямах были обнаружены только трупы женщин с детьми, в других же ямах – вперемешку трупы мужчин, женщин и детей.

Состояние трупов было неодинаковым в разных зонах, так как захоронения осуществлялись в разное время. Вынув труп, мы клали его на носилки, переносили к костру и сжигали. Одного костра хватало для сжигания около 20 трупов. Из‑ за разложения некоторых трупов, уже взявшихся землей, сжигание шло медленно, но было полным, так что не оставалось ничего, кроме пепла.

Так был сожжен 791 труп, в том числе 407 – мужских, 293 – женских и 91 – детский в возрасте от 5 до 14 лет. Среди них был и грудной ребенок в возрасте около 5 месяцев.

Человек, помогавший мне в поисках мест погребения, которые надо было привести в порядок, сказал, что большинство депортированных в лагерь Слани было сброшено в море с привязанными к шее камнями, а многие покончили с собой, бросившись в воду…"

 

ИВАН ФЕСТИНИ:

" На праздник Успения в 1941 году в мою закусочную утром зашли несколько усташей, охранявших лагерь. Среди них были и Мараш Мартин и Фачини Векослав. У всех у них были видны следы крови на одежде, сапоги и руки были запачканы землей. Они говорили между собой: " Да, сегодня ночью было много крови. Прикончили около 700 сербских и еврейских паразитов" ".

Йосип Даткович слышал об этой бойне от усташа Луки Варичевича, который рассказывал, как маленькие дети, рыдая, умоляли его: " Дядя жандарм, прошу тебя, не убивай нас".

В то же утро на праздник Успения, как показал свидетель Юре Персен, в местечко Паг прибыло около 60 усташей. Они хотели унести из городской церкви статую богородицы. В церковь усташи ввалились с оружием, в окровавленной одежде, на их ножах были видны следы крови. Это вызвало среди населения города сильное негодование и протесты, поэтому они вынуждены были отказаться от своего намерения.

Большинство интернированных было утоплено в море, непосредственно в Велебитском проливе, вдоль пагского побережья. Связанных и избитых заключенных грузили на корабли, а потом выбрасывали в море. Пагские рыбаки еще долго после этого вылавливали трупы сетями.

Около 30 усташских палачей участвовало в массовых убийствах за плату 100 кун в час. Свидетелю Юраю Персену рассказал об этом усташ Дуе Касторчич из Пага.

Ночью с 19 на 20 августа усташи свернули лагерь на Паге, а оставшихся в живых узников увели с собой.

 

Усташский палач ЙОСО ОРЕШКОВИЧ рассказал на допросе о себе и о событиях в лагере Слани:

" Еще будучи учеником шестого класса гимназии в Госпиче, в 1939 году я вступил в религиозную организацию " Крестоносцы", где якобы для того, чтобы привить религиозные чувства, нас воспитывали в усташском духе. На собрания к нам приходили Юрица Фркович и Юцо Рукавина, которые читали нам лекции, имевшие антисербскую и антикоммунистическую направленность. Нашим лозунгом было: " Во имя Христа убей антихриста! " Антихристами были евреи и коммунисты. Мы сформировали и свою ударную группу, которая по ночам совершала вылазки против людей, придерживавшихся левых взглядов. Когда вспыхнула война и югославская армия развалилась, мы участвовали в ее разоружении. Мы сразу же вступили в ряды усташских формирований, поскольку считали это своим национальным долгом. Меня и еще некоторых уроженцев Госпича направили в лагерь Слани, расположенный на острове Паг. Среди его узников были преимущественно евреи, сербы, а также прогрессивно настроенные хорваты. По прибытии в лагерь меня поразило то, как издевались там над заключенными. Они спали под открытым небом на территории лагеря, обнесенной колючей проволокой. Кормили их только соленой рыбой, не давая при этом воды, из‑ за чего многие сошли с ума от жажды. В это время прибыла новая партия узников. Наши командиры приказали нам отобрать 200 заключенных, отвести их к морю и уничтожить. Я и некоторые мои товарищи не смогли этого сделать. Нас ругали, высмеивали, какие же, мол, вы хорваты и усташи. Говорили, что тот не усташ, кто не может с улыбкой убить серба, еврея и коммуниста. Чтобы приобщить нас к убийствам, нам, юношам, давали вино и ликер. Подводили к нам девушек из числа заключенных, раздевали их догола, говорили, что можем взять любую, но после полового акта должны убить ее. Так некоторые юноши, опьяненные вином и страстью, начали убивать. Я не смог пойти по этому пути. Я испытывал отвращение и откровенно сказал об этом.

Через несколько дней в лагерь прибыл высокопоставленный начальник из Загреба по фамилии Лубурич для ознакомления с тем, как функционировал лагерь. Только тогда началась настоящая бойня. Море вокруг острова Паг стало красным от крови. Лубуричу доложили, что я и еще несколько юношей отказываются убивать. Лубурич собрал всех усташей, построил нас и произнес речь, в которой подчеркнул, что тот, кто не может убивать сербов, евреев и коммунистов, предатель усташского дела. Затем он спросил, где усташи, которые не могут убивать? Вперед вышел я и еще несколько человек. Поскольку я оказался ближе всех к Лубуричу, он подозвал меня и спросил, какой же я усташ, если не могу убить серба и еврея. Я ответил, что готов отдать в любой момент жизнь за поглавника, думаю, что могу убить врага в бою, но не могу убивать безоружных людей, особенно женщин и детей. Он рассмеялся в ответ и сказал, что это – борьба и что сербы, евреи и коммунисты не люди, а звери, и что наш долг очистить Хорватию от этой чумы, а кто не хочет этого, тот такой же враг поглавника и Хорватии, как и они. При этом он подозвал человека из своего сопровождения и что‑ то шепнул ему. Тот ушел, через некоторое время, вернувшись, принес двух двухлетних еврейских детей. Лубурич передал мне одного ребенка и приказал убить его. Я ответил, что не могу сделать это. Все вокруг дружно засмеялись, стали издеваться надо мной, выкрикивать: " Ты усраш, а не усташ! " Лубурич вынул нож и убил на моих глазах ребенка со словами:

– Вот как это делается!

Когда ребенок закричал и брызнула кровь, голова у меня закружилась и я чуть не упал. Один из усташей поддержал меня. Когда я немного пришел в себя, Лубурич приказал мне поднять правую ногу. Я поднял, и он положил под нее второго ребенка. Затем скомандовал:

– Бей!

Я ударил ногой и разбил ребенку голову. Лубурич подошел ко мне, похлопал по плечу и сказал:

– Браво, из тебя еще выйдет хороший усташ!

Так я убил первого ребенка. После этого я смертельно напился и вместе с другими насиловал девушекевреек, после чего мы их убивали. Потом мне уже не надо было напиваться. Позже, когда лагерь Слани был ликвидирован и все его узники уничтожены, меня послали в район Кореници для проведения операции по очищению его от сербов".

 

«ДАНИЦА». В местечке Дрне возле Копривницы в помещении фабрики «Даница» 29 апреля 1941 года был создан первый усташский концентрационный лагерь. В нем сразу разместили первую партию интернированных лиц. Уже в середине мая в лагере было около 3 тысяч заключенных. На протяжении всего существования этого лагеря их постоянно переправляли отсюда в другие лагеря, но в среднем количество узников в нем составляло около 3 тысяч человек. В основном это были сербы, имелись и хорваты; евреев насчитывалось около 500 человек.

Питание в лагере было очень скудным; на 10‑ 14 узников в день выдавали не более 1 кг хлеба. Если бы узники не подкармливались на стороне, они бы умерли с голода.

Обращение с заключенными было крайне жестоким.

 

Свидетель д‑ р ФРАН ПРАУНСПЕРГЕР:

" Издевательства и избиения, сопровождавшиеся нанесением тяжелых телесных повреждений, были повседневным явлением. За всю свою врачебную практику, начиная с 1929 года вплоть до того времени, как попал в лагерь, я никогда не видел столько тяжелых травм, как в эти месяцы.

Однажды в лагерь прибыла партия узников, кажется, из Сараева. Принимал их комендант лагеря Горман, который был крепко выпивши. Среди прибывших узников находился заключенный, обвинявшийся в том, что он обругал матерными словами поглавника, но суд его якобы оправдал. Несмотря на это, в " Данице" его сильно избили, выбили зубы, рот быль полон крови. Когда Горман спросил его, действительно ли он обругал матом поглавника, тот не мог говорить. Стоявший рядом с ним служащий почтового отделения подтвердил это. Горман тут же выхватил пистолет и выстрелил заключенному в голову. Когда несчастный рухнул на землю, подбежавший начальник канцелярии Хорват выстрелил в лежавшего на земле уже мертвого узника еще пять‑ шесть раз из револьвера".

 

МАТО БУТКОВИЧ:

" Во второй половине июля в лагере находилось около 9 тыс. узников. Среди них было много женщин и детей. Я случайно оказался среди сербов и евреев.

Обращение с узниками в лагере было нечеловеческим. Так, например, охрана лагеря каждый вечер делала обход готовившихся ко сну узников, избивая уже лежавших людей: если кто‑ либо издавал крик, ему тут же протыкали рот. Подобные зверства повторялись каждую ночь.

В июле 1941 года всех сербов и евреев отправили через Госпич в Ядовно, где они были убиты. Спустя некоторое время оставшихся хорватов отправили в Стара‑ Градишку и Ясеновац, лагерь же был ликвидирован".

В ночь с 22 на 23 июня 1941 года в сборном пункте в Загребе усташи погрузили на грузовики около 200 арестованных, главным образом евреев, и отправили их в Госпич. Из той группы в Госпиче было отобрано 25 человек, которых переправили в Ядовно на горный массив Велебита.

 

ЯДОВНО. «Заключенные, прибывшие первыми, построили в густом лесу лагерь Ядовно. Вскоре начали прибывать одна за другой группы узников, в основном сербов. Усташи сразу же начали уничтожать заключенных. Их убивали вблизи лагеря, на краю пропасти, куда жертвы кидали после того, как их расстреливали, убивали ножом или ударом молота по голове, или же сбрасывали узников в пропасть живыми».

Ядовно был лагерем смерти, куда усташи привозили жертвы из других лагерей. Заключенных зачастую даже не заводили на территорию лагеря, а сразу же отправляли непосредственно к месту уничтожения, к пропасти. Из показаний свидетелей следует, что в Ядовно разными способами было уничтожено около 10 тыс. человек.

1 августа 1941 года, отправив часть заключенных в другие лагеря, усташи ликвидировали Ядовно, уничтожив оставшихся хорватов, сербов и евреев.

 

СЛАВКО РАДЕЙ:

" Связанных друг с другом проволокой узников поставили на краю обрыва; первого столкнули в пропасть, остальных он увлек за собой. Усташи бросали им вслед гранаты. По словам одного из местных жителей, в течение нескольких дней после этой страшной бойни из пропасти доносились стоны. Я уверен, что ни одному из еврейских юношей, отправленных в Ядовно и на остров Паг, спастись не удалось…"

Нападение Германии на СССР вызвало в " НГХ" усиление террора против сербов, евреев и хорватовантифашистов. Сигналом послужил изданный Павеличем чрезвычайный закон от 26 июля 1941 года, гласивший:

" Поскольку евреи распространяют клеветнические измышления с целью вызвать волнения среди населения, затрудняют своими спекулятивными махинациями снабжение народа, они несут за это коллективную ответственность, ввиду чего против них следует предпринимать соответствующие меры: помимо уголовно‑ правовой ответственности, которую они должны нести наряду с остальными, их будут содержать в сборных пунктах под открытым небом в качестве заключенных".

Свое отношение к евреям выразил и Артукович в заявлении германской газете " Ди дойче цайтунг ин Кроатиен". Он дал твердое обещание, что его министерство " вскоре решит еврейский вопрос так, как его решило германское правительство".

Реакции на эти установки не пришлось долго ждать. Так, из Винковцев поступило 366 " предложений о принудительном заключении в лагеря", исходивших от руководства городской полиции. Эти предложения, снабженные одинаковым текстом, включают фотографии, личные данные и отпечатки пальцев 366 евреев, отправленных в лагеря. Упомянутый текст гласил:

" Предлагается загребскому управлению усташской службы надзора вынести в отношении соответствующего лица решение о принудительном заключении в лагерь сроком на 5 лет.

Основание: установлено, что все евреи города Винковци содействовали распространению слухов, что они ненавидят страны оси, а тем самым и само " НГХ". Установлено, что евреи, их жены и дети повышают цены на продукты питания и тем самым обманывают наше хорватское население. Их поведение слишком аморально в прошлом и в настоящее время. Вследствие всего вышесказанного, такого‑ то присудить к принудительному заключению и работе в лагерях".

Массовые аресты начались в конце июня 1941 года. В некоторых городах, таких, как Загреб, аресты проводились в алфавитном порядке. В ряде населенных пунктов арестовывали сначала мужчин, а затем женщин и детей. Во многих провинциальных населенных пунктах за одну ночь были арестованы все евреи. Интернирование производилось весь 1941 год и в течение весны 1942 года.

Летом 1942 года председатель районной управы в Винковцах Иван Толь " очистил" Срем от евреев. Арестовав всех евреев, он поместил их на поле спортклуба " Цибалия".

После этого наступило относительное затишье до мая 1943 года. Но и в этот период на территории Хорватии людей арестовывали, заключали в тюрьмы, направляли в лагеря, уничтожали. К апрелю 1943 года на свободе осталось незначительное число евреев. Из 25 тысяч евреев, проживавших на территории Хорватии и Срема, к тому времени около 2 тысяч эмигрировало, а около 17 тысяч томилось в немецких и усташских лагерях или было убито.

И хотя усташей нельзя было упрекнуть в том, что они недостаточно радикально решали " еврейский вопрос", немцы все же были недовольны, что около 5 тысяч евреев находилось еще на свободе. Они требовали от усташей, чтобы все остальные евреи были уничтожены или же переданы им для ликвидации.

Это требование было выполнено. В течение мая 1943 года усташи арестовали около 1700 евреев в Загребе и около 2500 в других местах на территории " НГХ", передав их немцам, которые отправили их в свои лагеря, преимущественно в Освенцим.

 

АЛЕКСАНДР БЕНАК, бывший в то время «советником» министерства внутренних дел «НГХ»:

" …Мне стало известно, что в конце апреля немецкая миссия в Загребе потребовала, чтобы остававшиеся в Хорватии на свободе евреи были арестованы и заключены в лагеря. С этой целью у главного управляющего Црквенковича было проведено совещание, на котором присутствовали представитель германской миссии гауптштурмфюрер СС Абрумейт, со стороны главного управляющего д‑ р Майич в качестве советника политического отдела и я как переводчик. На совещании было дано принципиальное согласие главного управляющего на эту акцию и определены меры, призванные обезопасить евреев, состоящих в смешанных браках, а также тех, которые были нужны как специалисты в экономике и в других сферах общественной жизни. Таким образом в присутствии немецкого представителя был составлен список жителей города Загреба, не подлежащих арестам. Позднее он дополнялся и исправлялся…

Насколько мне известно, арестованные евреи со всего Загреба должны были быть согнаны на сборный пункт и направлены оттуда в Германию, в концентрационные лагеря. Упомянутый Абрумейт должен был организовать их погрузку в Загребе и доставку в Германию…"

После этого на свободе осталось еще около 1300 евреев, из которых около 1 тыс. человек находились в смешанном браке, а остальные либо скрывались, либо как специалисты находились под защитой властей.

Часть из них с мая 1943 по май 1945 года была арестована и уничтожена.

Аресты производились при облавах, когда усташи, неожиданно заблокировав отдельные улицы, хватали каждого попавшегося под руку еврея, которых они узнавали по еврейскому знаку на одежде. Чтобы охота была более успешной, усташских агентов вознаграждали за это особо: за каждого арестованного еврея им выплачивали в виде премии по 100 кун.

Схваченные на улице люди исчезали, и их родственники не знали, что с ними. Только спустя какое‑ то время в отношении отдельных лиц становилось известно, что их расстреляли " в порядке возмездия" или же они находятся в лагере.

От арестов и заточения в лагеря не были застрахованы ни женщины, ни дети, ни старики, ни больные. Больных уносили на носилках и, как правило, убивали во время транспортировки или по прибытии в лагерь.

При массовых арестах людей свозили в так называемые сборные пункты. Они имелись во всех более или менее крупных городах. В сборных пунктах, обнесенных колючей проволокой, люди вынуждены были спать на бетонных плитах или на земле под открытым небом.

Усташские охранники издевались над арестованными, помещенными в эти пункты. Большая часть евреев прошла через сборные пункты Загреба и Госпича. Отсюда узников отправляли дальше.

В Госпиче при посадке женщин и детей в грузовики было совершено страшное преступление. Какаято еврейка попросила усташа подать ей ребенка в грузовик. Усташ проткнул ребенка штыком и передал его матери.

 

ЛИДИЯ РОЗЕНБЕРГЕР так описывает свою поездку из Госпича в Крушчицу:

" …В конце августа 1941 года нас, около 800 человек, отправили в закрытых вагонах в Ястребарско. К нашему составу присоединили вагоны с женщинами из лагеря Паг – еврейками с детьми – всего около 100 человек. Переезд в Ястребарско был настоящей мукой. В вагоны, предназначенные для перевозки скота, затолкали по 50 человек. В течение двух дней, пока мы ехали, вагон был закрыт, так что мы не получали ни пищи, ни воды, а нужду справляли в самом вагоне…

Уже 2 сентября 1941 года нас, всего около 300 человек, отправили в лагерь Крушчица. Ехали мы так же, как и из Госпича в Ястребарско, с той лишь разницей, что на этот раз вагоны были закрыты четыре дня, и ровно столько дней нам не давали ни пищи, ни воды".

 

АНИЦА ЭРЕНФРОЙД‑ ПОЛИЧ:

" На станции Ясеновац наш состав стоял целую ночь. Эта ночь была самой тяжелой за все время нашего пребывания в заключении. Тот же босниец, которого я упоминала, рассказывая о лагере в Слани, ворвался в наш вагон вместе с другими усташскими бандитами, держащими ножи в зубах. Они перевернули вверх дном весь наш багаж и унесли все, кроме самой необходимой одежды.

В ту же ночь, после упомянутого мародерства, в наши вагоны вновь вломились бандиты. Освещая ручными фонариками узниц, они выбирали тех, кто помоложе и покрасивее, и уводили их в пустой вагон. Всю ночь оттуда доносились крики, взывавшие о помощи, и плач несчастных женщин, изо всех сил сопротивлявшихся бандитам, которые всю ночь издевались над ними, избивали их. Наутро эти женщины все в синяках от побоев вернулись в вагоны, ничего не говоря о случившемся, так как бандиты пригрозили им смертью".

Из общего количества евреев (14 тысяч человек), проживавших до воины в Боснии и Герцеговине, в период оккупации было уничтожено около 12 тысяч. В некоторых небольших населенных пунктах Боснии и Герцеговины евреев не депортировали, а убивали в ходе погромов, в лагерях, в различных местах их ликвидации.

В то время как на территории Хорватии массовое интернирование евреев началось уже в конце июня 1941 года, в Сараево первое массовое интернирование проводилось только в сентябре, но начавшись, осуществлялось такими темпами, что уже к началу 1942 года большинство сараевских евреев находилось в концентрационных лагерях.

В полночь 3 сентября 1941 года в квартиры евреев, проживавших в центре города, ворвались полицейские агенты, которые приказали им приготовиться для отъезда в лагерь, дав лишь несколько минут на сборы.

Они забирали и старых, и больных, и даже детей, в том числе грудных. Плач и крики разносились по улицам, когда усташи уводили евреев в лагерь в Крушчицу.

Эта акция была проведена с целью освободить квартиры для размещения " Черного легиона" " Черный легион" – элитный усташский полк, формировавшийся из усташской клеро‑ фашистской молодежи, где культивировался " рыцарский дух крестоносцев" и звериная ненависть к иноверцам. Отличался невероятными жестокостями против мирного населения. Его командира Ю. Францетича усташская пропаганда возвела в ранг " величайшего национального героя" и славила его подвиги. Гибель этого усташского " рыцаря" в боях с партизанами в 1943 году была отмечена по распоряжению архиепископа Степинаца специальной заупокойной службой в загребском кафедральном соборе) Францетича.

Через три или четыре дня вновь была проведена операция по интернированию евреев, в результате которой несколько сот мужчин, женщин и детей было отправлено также в Крушчицу.

Этот лагерь находился в заброшенном имении Гутмана в местечке Крушчица, в 17 км от Травника. Первые партии заключенных стали прибывать в Крушчицу с 28 августа по 1 сентября 1941 года. Среди прибывших было около тысячи человек, в основном еврейских женщин и детей из лагеря на острове Паг и из различных сборных пунктов, а также небольшое число эмигрантов‑ евреев из Германии и оккупированных немцами стран.

Вскоре после этого прибыло несколько партий евреев из Боснии, а также партия сербских женщин и детей из Герцеговины, в результате чего число интернированных в начале сентября увеличилось до 3 тысяч человек. Часть заключенных была размещена в двух зданиях, по 80 человек в комнате, большинство же было помещено в недостроенные бараки. Эти бараки не имели ни окон, ни крыши, ни пола, заключенные лежали прямо на земле. Единственное, что они получали из еды, это три‑ четыре кусочка картофеля, плававшего в воде.

 

СЕРАФИНА ЭНГЕЛЬ:

" Питание было очень скудным. Пищу мы получали один раз в день, причем нерегулярно, и состояла она в основном из одной картофелины на человека, поэтому люди, особенно женщины и дети, часто падали в обморок от изнеможения и голода, а были случаи и со смертельным исходом".

 

АНИЦА ЭРЕНФРОЙД‑ ПОЛИЧ:

" …Мы вообще не получали еду в течение нескольких дней. Когда же кто‑ либо из матерей просил коменданта лагеря Мандушича дать хоть что‑ нибудь поесть их детям, он отвечал: " Чтоб они сдохли! "

Когда узницы болели и у них была высокая температура, на просьбы о медицинской помощи комендант лагеря обычно отвечал: " Хватит, пожила – пусть подыхает".

Издевательства и избиения прикладами женщин и детей представляли собой повседневную забаву усташей. Часто усташи врывались по ночам и насиловали молодых женщин и девушек.

В конце сентября началась эвакуация лагерей: мужчины были отправлены в Ясеновац, а женщины и дети – в лагерь в Лобограде. В ознаменование празднования " немецкого дня", которое проводилось в Сараеве 19 октября 1941 года, в ночь с 16 на 17 октября было осуществлено массовое интернирование евреев. Все они были отправлены в военный лагерь. При этом им сказали, что арестовали их временно, чтобы руководитель немецкой народной группы (немецкая народная группа – немецкое национальное меньшинство в " НГХ", пользовавшееся правами экстерриториальности; находилось в привилегированном положении, имело свои культурные организации и политическое представительство) в " НГХ" д‑ р Алтгайер, прибывший на празднование, " не увидел бы слишком много евреев на сараевских улицах".

" Немецкий день" прошел, но евреев не выпустили на свободу, а 26 и 27 октября около 1400 человек двумя эшелонами отправили в лагеря.

Самые массовые аресты и отправка сараевских евреев в лагеря были произведены в ночь с 15 на 16 ноября 1941 года. При этом усташи забирали всех, кого заставали в квартирах, независимо от пола, возраста и состояния здоровья.

Облавы продолжались и на улицах.

После непродолжительного пребывания в сборных пунктах арестованных на следующую ночь переправляли в Ясеновац. Эшелон вмещал более 3 тысяч человек. В течение почти б месяцев усташи интернировали и отправили в концентрационные лагеря более 8500 сараевских евреев. В начале 1942 года в Сараево их осталось всего несколько сот.

21 августа были арестованы все евреи Сараева, за исключением 120 человек, легально проживавших в городе в качестве специалистов. 24 августа сараевские евреи были отправлены в немецкий лагерь в Польше Освенцим.

Усташи города Бугойно уничтожали евреев самыми жестокими методами. 2 августа 1941 года они арестовали 12 евреев и отвезли их на грузовиках вместе с большой группой местных сербов в Грачаницу. Здесь, подведя к глубокой траншее, уже заполненной трупами убитых ранее сербов (1900 человек), их убили и сбросили туда же.

Примером жесточайшего злодеяния усташей является убийство Рудольфа Гросса и его сына Нацике. В Грачанице Гросса подвели к траншее, заставили взять сына на руки, а один из усташей сел ему на шею. В то время как отец держал сына, усташ убивал ребенка. Ребенок кричал, плакал, но отец говорил ему: " Умри, сыночек, как герой! " После сына усташи убили и отца.

В Биелине тон задавали немцы‑ колонисты. Перед облавой на евреев с целью отправки в лагеря эти " представители высшей расы" часто запирали большие группы евреев‑ мужчин в церкви, держали их там по нескольку дней, жестоко издевались над ними и избивали их. Одновременно они вместе с немецкими офицерами и солдатами врывались в квартиры арестованных, насиловали их жен. По приказу работников культурбунда (культурбунд – культурно‑ национальная организация немецкого меньшинства в Югославии, образованная в 1920 году; к концу 30‑ х годов руководство в ней захватили нацистские элементы, превратившие ее в " пятую колонну" в стране) они приводили под стражей женщин в публичные дома и насиловали их.

В Брчко до войны проживало около 150 евреев. Затем здесь поселилась группа евреев, эмигрировавших из Австрии. Положение евреев в Брчко стало особенно тяжелым после того, как известный своим садизмом палач Вечеслав Монтани стал председателем районной управы. Заступив на должность, он начал арестовывать всех евреев мужского пола.

В начале декабря 1941 года Монтани отправил под охраной 10 арестованных евреев в Гуню, откуда их должны были доставить поездом в лагерь. В тюрьме, а потом в пути их сильно били. Саламон Пенера был так избит и изранен, что, держа в руках кишки, спрыгнул с моста в реку Саву и тем самым ускорил свою смерть.

Через несколько дней, 10 декабря, Монтани вместе с усташами из личной охраны поглавника учинил страшное кровопролитие. Они согнали всех евреев в здание гимназии, а затем передали их вместе с находившимися здесь до этого евреями – всего около 340 человек‑ палачам из 18‑ й и 20‑ й сотни личной охраны поглавника, которыми командовал усташский офицер Вентур Баляк.

Ночью, которая выдалась очень холодной, по глубокому снегу они погнали евреев, связанных проволокой, к Саве, заставили их раздеться догола, а затем детей на глазах родителей и родителей на глазах детей стали убивать ножами и молотками и бросать в реку.

Прежде чем разделаться со своими жертвами, Монтани и его банда забирали себе их имущество. В Рогатице после прихода туда в начале февраля 1942 года " Черного легиона" Францетича были интернированы все евреи. Их связали проволокой и погнали в Подроманию, и там после страшных пыток убили. Было уничтожено 17 евреев в Подромании и 6 – в Рогатице.

В Подромании жертвы убивал Лонго, мясник из Сараева. Для убийства он использовал так называемый пайпикл, у которого с одной стороны топор, а с другой – заостренный зубец, которым он ударял жертвы в затылок.

Во Власеницу " Черный легион" Францетича прибыл 1 апреля 1942 года. Усташи арестовали здесь всех евреев, мучили их голодом, посылали на принудительные работы. Это продолжалось до 5 или 6 мая 1942 года, затем их отвели к оврагу в место под названием Плоча. Там девушек и девочек изнасиловали, а затем убили и мужчин, и женщин, сбросив их в овраг. Всего в тот день было убито 57 евреев.

В Тузле перед войной жило 315 евреев. 261 человек был заключен в лагерь, в котором все без исключения погибли.

 

ЛОБОГРАД. Древний замок Лобоград находится в 10 километрах от станции Златар‑ Бистрица. Он принадлежал обществу «Социальная защита» и до войны использовался в качестве дома для престарелых.

В сентябре 1941 года общество получило от усташей распоряжение освободить помещение замка, так как в нем должен был разместиться концлагерь для 1300 евреек. На возражение общества, что в нем нельзя содержать в нормальных условиях более 300 человек, начальник усташской милиции в Вараждине Божидар Грегл ответил, что ему безразлично, как они разместятся, " пусть подохнут, тогда освободится больше места".

Сразу же после создания лагерь был отдан под управление натурализованным немцам, членам культурбунда.

Через несколько дней в лагерь привезли 1300 узниц, евреек и сербок, в том числе детей в возрасте до 14 лет. Наибольшее количество узниц было из Крушчицы.

О состоянии заключенных по прибытии в лагерь свидетельствует д‑ р ЯНКО ПАЯС, председатель общества " Социальная защита":

" …В лагере моим глазам предстала ужасающая картина бедствия и отчаяния, которую я не в состоянии описать. Эти несчастные тогда еще не были распределены по комнатам. Они лежали во дворе, беспомощные, с изможденными лицами, запавшими глазами, безразличным выражением лица, с сухой, покрытой морщинами, шелушащейся кожей – свидетельством перенесенных бедствий и страданий, постоянного патологического страха".

Несколько дней узницы провели под открытым небом и на бетонном полу в замке, затем им сделали в комнатах деревянные трехэтажные нары шириной 40 сантиметров. Таким образом в комнатах удалось разместить по 50‑ 90 человек, в зависимости от размеров помещения. В лагере начал свирепствовать брюшной тиф, а здоровые женщины, находившиеся вместе с больными, вынуждены были терпеть ужасный смрад, исходивший от испражнений, скапливавшихся в параше, стоявшей тут же в комнате.

В лагере была только одна женщина‑ врач, д‑ р Милица Кун‑ Банд, которая самоотверженно ухаживала за больными, насколько это было в ее силах. Впоследствии ее убили в Освенциме.

Питание в лагере было крайне скудным. Родные и близкие заключенных посылали в лагерь много продуктов, но пищу и одежду, предназначенные для узниц, комендант лагеря отбирал и отправлял в Загреб для продажи, а деньги делил со своими сообщниками.

Руководство лагеря обращалось с заключенными очень жестоко. Особенно этим отличались комендант лагеря Карло Хегер, его брат Вилибалд, а также некий Голик, избивавшие узниц и издевавшиеся над ними, как им заблагорассудится. Однажды Вилибалд Хегер прикладом размозжил голову ребенку, который, играя во дворе, случайно налетел на него.

Комендант лагеря устроил для себя и ближайшего окружения из культурбунда специальную кухню, где узницы готовили изысканные блюда из продуктов, присылаемых для заключенных загребской еврейской общиной. Комендант и надзиратели пировали ночи напролет, заставляя молодых узниц прислуживать им.

Руководство лагеря и надзиратели злоупотребляли своим положением: принуждали женщин к сожительству; насиловали девочек 14‑ 16 лет.

Осенью 1942 года началась ликвидация лагеря. Всех евреек отправили партиями через Загреб в Освенцим, откуда ни одна из них не вернулась.

Молодых сербок отправили на работы в Германию, их судьба неизвестна, пожилых переправили в Сербию.

К концу 1942 года лагерь был полностью ликвидирован, а 200 безымянных могил у ограды лагеря, равно как и страшная судьба евреек, переправленных в Освенцим, и сербок – в Германию, свидетельствуют о преступной деятельности культурбунда, немцев и их усташских прислужников.

 

ДЖАКОВО. В начале декабря 1941 года комитет еврейской религиозной общины в Осиеке получил приказ начальника полицейского управления Осиека подготовить в течение 5 дней помещения для размещения около 2 тысяч женщин и детей.

Представители комитета исколесили Славонию в поисках подходящего здания и ' остановились, в конечном счете, на мельнице " Цереале" в Джаково, которая принадлежала епископству этого города.

Полицейское управление области приняло решение использовать мельницу в качестве лагеря.

В первых двух партиях в лагерь Джаково прибыло 1930 женщин‑ евреек и их детей, а также 5 сербских девушек.

Полицейское управление Осиека назначило начальника лагеря, а всю заботу о его внутреннем распорядке взяли на себя представители еврейской общины Осиека и самих узников.

В начале января 1942 года еврейской общине Осиека стало известно, что в лагерь Стара‑ Градишка в тяжелом состоянии прибыла большая партия еврейских и сербских женщин с детьми.

Представители еврейской общины, убедившись в том, что узницы лагеря в Стара‑ Градишке находятся в отчаянном положении, предложили им перебраться в лагерь Джаково. 18 февраля делегацию принял сам Лубурич. Он сообщил, что разрешает переселение еврейских и сербских женщин с детьми из лагеря в Стара‑ Градишке в лагерь в Джаково. Зная, что из себя представляет преступник Лубурич, у представителей возникло опасение, что за его " великодушием" что‑ то кроется, но у них не было иного выхода, кроме как спасать женщин и детей из Стара‑ Градишки.

24 февраля 1942 года началось переселение. В тот же студеный зимний день около 10 часов вечера прибыло 1200 несчастных женщин и детей. Управление лагеря решило освободить третий этаж мельницы, чтобы разместить основную часть узников из Стара‑ Градишки, а остальных – в конюшнях соседнего имения, хотя стены там были в трещинах и температура доходила до минус 30 градусов. На третьем этаже в спешном порядке были построены четырехъярусные нары, чтобы хоть как‑ то решить проблему размещения. Теперь в лагере насчитывалось 3 тысячи женщин и детей.

И хотя были приняты все меры для того, чтобы не допустить контакта между давно и вновь поступившими узницами, тем не менее последствия переселения очень скоро дали о себе знать.

Прибывшие из лагеря Стара‑ Градишка узницы были заражены сыпным и брюшным тифом. В течение 10 дней инфекция поразила 3 тыс. узниц. Эпидемия приняла такой размах, что в день умирало по 6 человек. Теперь стало понятно " великодушие" Лубурича. Зная, что женщины лагеря в Стара‑ Градишке больны сыпным тифом, он хотел, чтобы им заразились узницы лагеря в Джаково.

В марте 1942 года в лагерь Джаково из Ясеноваца прибыло несколько усташей во главе с палачами Любо Милошем и Йозо Матиевичем. Они захватили все подходы к лагерю, отстранили полицейскую стражу от несения службы, запретили представителям еврейского комитета доступ в лагерь. Комендантом лагеря был назначен усташский прапорщик Йозо Матиевич.

Положение в лагере стало невыносимым. Начался голод. Усташи изымали все продукты питания, которые поступали от еврейских общин Загреба и Осиека, и продавали их. При обходе лагеря, вооруженные резиновыми дубинками и тяжелыми палками, они без всякого повода избивали женщин и детей.

 

АНТУН МИЛЛЕР:

" Мы с отцом были в огороде. Наш дом находился по соседству с мельницей " Цереале". Вдруг мы услышали крики и собачий лай.

Через щель в заборе мы увидели бегущего из лагеря мальчика 10‑ 11 лет, за которым гналась овчарка. Собака догнала ребенка, впилась в него зубами и вырвала кусок мяса. Он кричал, плакал и бежал. Во дворе собака вновь догнала его и вырвала зубами еще кусок мяса.

Это заметил один из усташей и, схватив ребенка за руку, потащил в помещение склада. Потом мы услышали, как ребенок кричал и звал на помощь, но все тише и тише, пока совсем не умолк. Все это видела мать ребенка. Когда он кричал в здании склада, мы слышали также лай собаки и звук гармошки, на которой играл усташ Рупчич. Все это продолжалось около часа".

 

ЮРАЙ КЕЗИЧ:

" …18 июня 1942 года я снова поехал в Джаково, где мне надо было провести дезинфекцию вещей и помещений. Фела Папо, заключенная родом из Сараева, рассказала мне о том, как усташи издевались над пожилой женщиной, которая должна была вырывать золотые зубы у умерших женщин и отдавать их усташам. Когда умерла ее тетка, женщина отказалась вытаскивать у нее зубы.

Усташи долго били ее, а потом закрыли в сарае во дворе. Ей связали руки и ноги и всунули горящую свечу в промежность. Вскоре она умерла от ожогов…"

В лагере было много красивых девушек и молодых женщин. Усташи отобрали самых красивых и распределили их на работу по обслуживанию руководства лагеря, в медпункте, по проведению дезинфекции. При этом они принуждали их к сожительству. Согласно показаниям свидетелей, там находилось 19 евреек и 2 сербки. При ликвидации лагеря, в июле 1942 года, все они были убиты усташами.

В июне 1942 года усташи начали эвакуацию лагеря, которая происходила с 15 июня по 5 июля, тремя партиями, каждая около 800 человек.

По показаниям свидетелей, женщин и детей отправляли в Ясеновац и в Градине убивали.

В настоящее время установлено, что на кладбище в Джаково похоронено 516 жертв из лагеря. Около 2400 еврейских женщин и детей из лагеря Джаково погребены где‑ то в районе Ясеноваца.

Евреев из Осиека и его окрестностей пощадили и не подвергали массовому интернированию вплоть до июня 1942 года.

 

ТЕНЬЕ. В июне 1942 года в Осиек прибыл известный своей жестокостью Иван Толь, которому было поручено осуществить тотальную «чистку» евреев. В течение двух дней при содействии усташей, полиции и натурализованных немцев все евреи были арестованы и переправлены в местечко Тенье.

Поселок в Тенье построили евреи из Осиека на свои средства и своими руками. Усташские власти пообещали им, что в Тенье будет гетто, где они будут жить на свободе. Чтобы придать обману видимость правдивости, они дали еврейской общине письменное подтверждение, зафиксированное в протоколе о переговорах относительно строительства поселка Тенье.

Через несколько дней были арестованы все евреи из близлежащих городов – Доне‑ Михоляца, Слатины, Нашицы, Джаково…

Таким образом в Тенье и в помещении фабрики " Мурса Милл", которая использовалась для размещения престарелых и больных, было собрано около 3 тыс. человек, в том числе женщин и детей.

14 августа 1942 года в Тенье прибыл эсэсовский офицер из Загреба, по его указанию в течение 24 часов была скомплектована первая партия, состоявшая из 1 тыс. человек, из них около 700 – дети.

Такое количество детей в первой партии объясняется тем, что эсэсовец, видя, как евреи пытаются спасти их, приказал собрать всех детей и включить в первую партию, которая 15 августа была отправлена в Освенцим.

После этого в лагерь Тенье прибыл распорядитель работ из лагеря Ясеновац, усташский подполковник Пицилли. Он выступил перед заключенными с речью, в которой призывал ремесленников и квалифицированных рабочих не ехать в Германию, а добровольно согласиться на переезд в Ясеновац, куда они смогут прибыть вместе с семьями. Он обещал, что там они будут спокойно жить и работать до окончания войны.

Несмотря на прежний горький опыт, узники лагеря поверили этому преступнику. Многие добровольно изъявили согласие поехать в Ясеновац. Их количество так и не удалось установить.

Вторая партия узников была отправлена из Осиека в лагерь Ясеновац 18 августа 1942 года. Там они разделили участь остальных узников: оттуда не вернулся никто.

22 августа 1942 года была отправлена третья партия, чем завершилась депортация евреев из Осиека и его окрестностей.

Кроме евреев, состоявших в смешанных браках, в Осиеке осталось всего 2 или 3 еврея, которые сумели скрыться или про которых усташи забыли.

Заключенных пригнали на вокзал и погрузили в вагоны для скота. В последние два вагона поместили стариков и больных.

В Ясеноваце вагоны отцепили. Тех, кто в них был, никто больше никогда не видел.

Остальные вагоны с узниками были отправлены в Лобоград. Они прибыли туда 24 августа 1942 года, все узники были отданы в распоряжение культурбунда. Часть заключенных сразу же включили в уже подготовленную для отправки в Освенцим партию. Большая часть узников оставалась в Лобограде до отправления в Освенцим 30 августа 1942 года.

Из 3 тыс. евреев, отправленных в августе 1942 года из Осиека в Освенцим и Ясеновац, вернулось всего 10 человек.

 

ЯСЕНОВАЦ. Ясеновац находится вблизи впадения Уны в Саву, на железнодорожной линии Загреб – Белград. До оккупации население города было в основном сербским. Усташи уничтожили большую часть жителей, а в городе разместили усташский гарнизон.

Первые партии заключенных, состоявшие главным образом из евреев и сербов, были доставлены усташами летом 1941 года в село Крапье, расположенное примерно в 12 километрах от Ясеноваца. Здесь узники построили лагерь, получивший название " лагерь‑ I".

По мере увеличения числа заключенных на реке Струг, между Ясеновацем и Крапье, был основан " лагерь‑ II".

Заключенных заставили обнести оба лагеря колючей проволокой, построить сторожевые вышки, бараки, кухни, а также земляные валы вокруг лагерей, так как реки Струг и Сава, разливаясь, затопляли окрестности.

Возведенные на скорую руку земляные валы не выдержали наводнения, вызванного дождями в ноябре 1941 года, и в середине ноября усташи ликвидировали лагеря – I и II и создали новый, получивший название " лагерь‑ III".

" Лагерь‑ III" располагался непосредственно с восточной стороны Ясеноваца, на территории бывшего кирпичного завода. С восточной, северной и западной сторон он был обнесен трехметровым забором, а южной его границей служила река Сава.

На территории этого лагеря, кроме бараков для узников, находились также здания, в которых размещались администрация лагеря, мастерские и склады.

Главный склад служил местом, куда усташи доставляли ночью свои жертвы, раздевали их догола, связывали им руки за спиной, соединяли попарно проволокой и перегоняли в Граник – пристань, через которую доставлялись по воде грузы для Ясеноваца. Здесь, на берегу Савы, усташи убивали свои жертвы кувалдой или молотком, распарывали им животы, привязывали к рукам груз и сбрасывали в реку.

Колокольня – так назывался небольшой барак, который усташи использовали для пыток своих жертв. Сюда запирали узников, поступавших в лагерь в 1941– 1942 годах. Здесь они сутками ждали, пока им найдут место в бараках или уничтожат.

Все здания лагеря были окружены колючей проволокой. В северо‑ восточной части находился огромный пустырь, тоже обнесенный колючей проволокой, на котором усташи создали весной 1942 года лагерь под открытым небом. Он был назван " лагерь III‑ C".

В самом городе Ясеновац, на улице Деметровой, находился " лагерь‑ IV". Здесь размещались огражденные несколькими рядами колючей проволоки промышленные цеха по переработке и сушке кожи. Этот лагерь узники назвали " кожевенный завод".

Перед бегством усташи, чтобы замести следы своих преступлений, заминировали и подожгли все бараки, здания в лагерях и почти все дома в Ясеноваце.

В течение четырех лет в Ясеновац партия за партией прибывали узники, кто в железнодорожных вагонах, кто в грузовиках, а кто пешком. Не проходило и недели, чтобы большие или меньшие группы узников не собирались перед зданием комендатуры, где усташские конвоиры передавали их коменданту лагеря или его заместителям.

Прием в лагерь каждой новой партии узников был организован таким образом, чтобы с самого начала внушить им страх и ужас. Поэтому уже по прибытии в лагерь их связывали, избивали, а зачастую и убивали одного или несколько узников.

Затем начинался грабеж. Усташи отбирали у заключенных все, что у них было. При этом каждый из них должен был поклясться, что он сдал все деньги, все ценные вещи и письма и ничего не утаил.

За малейшее нарушение этого требования, случайное или преднамеренное, усташи наказывали смертью.

 

ХИНКО ШТАЙНЕР:

" …Вместе со мной в лагерь 18 сентября 1941 года прибыл старик по имени Полёкан. Не успел он сдать свои личные вещи и заявить, что у него ничего больше нет, как усташи обнаружили у него небольшую сумму денег, зашитую в пальто. Любо Милош тут же на виду у всех дважды ударил его ножом в грудь, и старик упал замертво.

Сдав все вещи и заявив, что они ничего не утаили, узники раздевались догола. После этой процедуры их направляли группами по выделенным для них баракам. В тех случаях, когда в бараках не хватало места, они ночевали на территории лагеря под открытым небом.

Тех арестованных, которых усташи доставляли в Ясеновац, чтобы ликвидировать, они держали часами, а то и днями голыми и босыми в здании главного склада или в туннеле, либо же под открытым небом, прежде чем отвести в Граник или в Градину, где их убивали.

Питание, как и всюду в усташских лагерях, было скудным и недоброкачественным. Хлеб давали нерегулярно. Случалось, что узники месяцами не получали ни крошки хлеба".

 

ДЖУРО ШВАРЦ:

" …Голод свирепствовал все сильнее. Ежедневно умирало около 20 человек. Умерших уносили по шоссе вдоль лесопильного завода на кладбище. Кладбище? Это были просто ямы, забитые голыми телами, слегка присыпанными землей. Захоронения не были обозначены крестом, и по ним ходили. Остальные " кладбища", подобные тем, что возле озера, были уже заполнены. Все захоронения были массовыми… На сербской стороне двора лагеря появлялось все больше скрюченных, ничем не покрытых трупов. Это было результатом " естественной" смерти от голода.

Заключенные спали в бараках, каждый из которых представлял собой огромное деревянное помещение длиной 24 и шириной 5 метров.

В середине барака был проход, а слева и справа от него находились боксы, в которых могло поместиться по 5 человек. Когда прибывала новая партия заключенных, усташи набивали ими боксы до отказа и людям приходилось лежать друг на друге.

Заключенные лежали на голых досках, без соломы, укрывались легкими одеялами. Принимая вновь прибывших узников в лагерь, усташи отбирали у них хорошие одеяла и давали им старые и ветхие. Врачами и медсестрами были сами узники, они старались помочь своим заболевшим товарищам. Поскольку у них не было почти никаких медицинских инструментов и лекарств, помощь, которую они могли оказать, была незначительной.

В результате тяжелобольные быстро умирали, а если наступление смерти задерживалось, усташи, ворвавшись ночью в больницу, выгоняли больных на улицу, уводили их в Граник или в Градину и убивали.

…От холода, голода, недостатка витаминов с людьми происходили странные явления. У некоторых отекали колени, ноги теряли естественную форму. У других ухудшалось зрение, иные слепли, их лица покрывались старческими морщинами, зубы чернели… Появлялись волдыри на ногах, которые постепенно вскрывались и кровоточили, пока человек не умирал. Кишечными расстройствами страдали все в лагере. И если их не удавалось приостановить в течение первых дней, то неизбежно наступала смерть…

…Барак N 3 назывался " больницей". Как только войдешь внутрь этого барака, в нос ударял трупный смрад. Трупы лежали вперемешку с умирающими, еще живыми людьми. С трудом можно было сразу отличить живых от мертвых, ибо мертвецы лежали с открытыми глазами, как живые, а живые лежали неподвижно, как мертвые. Более подходящим названием было бы не " больница", а " морг". Усташи не оставляли в покое и тех, кто умирал. Они стаскивали их со смертного одра, грузили на машины, отвозили в лес, где убивали. Каждый стремился, насколько это было возможным, не попадать в " больницу", так как самым большим желанием всех узников было умереть естественной смертью. Но поскольку оставаться днем в других бараках запрещалось, то немощным узникам не оставалось другого выхода.

Первые узники лагерей‑ I и II строили бараки и возводили насыпи, которые должны были обезопасить лагерь от наводнений Струга и Савы. Во время работ усташи избивали узников палками и прикладами, подгоняли их, требуя быстрее поворачиваться – копать землю и носить на насыпь. Если кто‑ нибудь ослабевал и падал от усталости, его тут же добивали. Из нескольких тысяч узников лагерей‑ I и II после их ликвидации в лагерь‑ III прибыло только несколько сот.

Узники лагеря‑ III работали на его территории и за ее пределами. В лагере были мастерская по изготовлению цепей, кирпичный завод, хлебопекарня, электростанция, лесопильня и подсобное хозяйство. Работали не менее десяти часов в день, без отдыха, поскольку все, что здесь изготавливалось, было крайне необходимо армии оккупантов и усташам. Узники также занимались разгрузкой и погрузкой железнодорожных вагонов, грузовиков и пароходов на реке Саве. Усташские надзиратели ходили по мастерским и придирчиво следили за тем, чтобы никто не отлынивал от работы, не задерживался слишком долго в туалете, работал без перерывов.

Если же усташу казалось, что кто‑ то из узников " саботирует работу", он избивал или убивал его.

Врачи нередко рекомендовали освобождать от работы больных, старых и немощных, но усташи, особенно подполковник‑ инженер Пицилли, распорядитель работ в лагере, не очень‑ то обращали внимание на такие рекомендации. Некоторые усташи получали особое удовольствие от того, что заставляли работать больных, безжалостно их избивая и угрожая пистолетом.

Работа за пределами территории лагеря заключалась в возведении ограды из колючей проволоки, строительстве малой и большой насыпи, большой стены, многочисленных блиндажей и оборонительных сооружений вокруг лагеря, трудились на лесозаготовках, в поле, в подсобном хозяйстве или же в соседнем Ябланце. Усташи‑ конвоиры с помощью прикладов, ножей и огнестрельного оружия заставляли узников работать не покладая рук. Много тысяч заключенных погибли при этом. Часто случалось, что целые группы узников не возвращались в лагерь с этих работ.

Любое свободное времяпрепровождение, попытки отыскать что‑ либо съедобное в отходах пищи возле кухни, любая жалоба на плохое обращение или скудное питание рассматривались как тяжелый дисциплинарный проступок, который усташи наказывали самым строгим образом. Они избивали заключенных палками, колами, ремнями, прикладами, сбивали их с ног и топтали ногами, а очень часто, вынув пистолет или нож, убивали. Случалось, что какое‑ нибудь " должностное лицо" разрешало тому или иному узнику сделать чтонибудь или же взять, как тут же другой усташ безжалостно наказывал его.

Наказывали обычно публично, при этом должны были присутствовать все узники. За более тяжелые " нарушения" их наказывали арестом.

…Однажды усташи схватили кровельщика Филиппа Штайна, который спрятал еду в укромном месте. Чистая случайность помогла ему спастись. Но в тюрьме он так состарился, будто пробыл там несколько лет, а не три‑ четыре дня. Тюрьма меняла выражение лица у всех, кто пробыл в ней хотя бы 24 часа. Филипп Штайн рассказывал мне, что Матиевич бил его по голове, а Милош клещами рвал кожу. Когда же он машинально в ответ на удары поднял руки, чтобы защитить себя, Милош навел на него пистолет, сказав, что пристрелит его, если он только шевельнется. Он вынужден был поднять руки вверх и смотреть в дуло пистолета, а Матиевич избивал его, нанося удары в пах и по голове.

" Можете поверить, я не ощущал ударов, поскольку смотрел только на пистолет", – рассказывал мне впоследствии Штайн. Кроме него, в тюрьме находилось еще 53 узника – в основном интеллигенты. Им жгли ноги и руки. Их конечности совсем почернели. Спустя полчаса после выхода из тюрьмы все они были уничтожены. На следующий день Милош в разговоре со Штайном сказал, что тот будет работать в административном здании лагеря. И хотя еще вчера он избивал его почти до смерти, разговаривал теперь так, будто бы ничего не случилось. Более того, угостил его сигаретой. Когда Штайн рассказывал об этом, его глаза застилали слезы".

 

ЙОСИП РИБОЛИ:

" …Когда лагерь переполнялся, усташи принимались за ликвидацию части узников. С этой целью вечером или ночью их выстраивали, после чего Маричич проводил осмотр, переходя от одной группы к другой, освещал фонариком лица заключенных, спрашивая, кто откуда. Если Маричич таким образом не набирал требуемого числа жертв из тех районов страны, которые ему были не по нраву, тогда он дополнял группу смертников теми, кто чем‑ либо вызвал его недовольство.

Такой отбор длился несколько часов… Маричич расхаживал вдоль выстроившихся узников в сопровождении подчиненных, по нескольку раз возвращался к одной и той же группе, получая удовольствие от мучений заключенных.

Отбор узников с целью отправки на " работу в Германию" усташи считали " шуткой", развлекались, наблюдая, как жертвы добровольно вызываются, не зная, что их посылают на верную смерть".

 

Свидетель ОТТО БРАЙЕР рассказал о судьбе тех, кто согласился на отправку в лагерь в Джаково:

" …Усташи загоняли узников в грузовики и приказывали сесть или присесть на корточки. После этого грузовик накрывали брезентом, в кузов заскакивали 5‑ 6 усташей, которые принимались топтать узников ногами и избивать прикладами. Такое издевательство усташи называли " отдыхом в Джаково".

 

МИЛАН ДЖУЗЕМЛИЧ:

" …Меня привезли в лагерь на рождество в 1943 году и бросили в камеру‑ одиночку, в которой я просидел 22 дня. Усташи измывались надо мной, применяя различные пытки: прижигали ступни, загоняли иглы под ногти, избивали проволокой, обтянутой резиной, клали на грудь доску и прыгали по ней. Они резали меня ножами, отчего на теле остались большие шрамы. Ни на минуту не стихали стоны и крики о помощи, доносившиеся из других камер‑ одиночек. Позже я узнал, как усташи мучили заключенного Джогаша Йосипа: привязав его руки к ногам, они катали его, как клубок, по гвоздям, вбитым в доску. Сертича Джуро усташи пытали следующим образом: срезали мясо с бедер и клали соль на раны.

В декабре 1944 года я видел, как забавлялись Лубурич, Маткович, Любо


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.057 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал