Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историки славянофилы






Славянофилы не только теоретизировали в вопросах истории. Широкие историко-

философские построения Хомякова, Аксакова и других ведущих теоретиков

славянофильского кружка опирались на обширный фактический материал, кропотливо

собранный их единомышленниками по «московскому направлению». Некоторые из них

весьма деятельно занимались поиском российских древностей и собиранием фольклорных

памятников.

Собрание памятников русского народного творчества Петра Васильевича Киреевского

(1808-1856) — собирателя русских народных песен и сказаний до сих пор остается

ценнейшим источником по истории культуры и быта русского народа.

Ценнейший «Сборник исторических и статистических сведений о России» выпустил в

1845 г. молодой славянофил Д.А. Валуев (1820-1845). Преждевременная смерть этого

талантливого и трудолюбивого человека нанесла сильнейший удар по планам исторических

изысканий, намеченным славянофилами.

Самым крупным профессиональным историком в славянофильском кружке был И.Д.

Беляев (1810-1873). Вместе с К.С. Аксаковым он принял участие в споре о сельской общине

со сторонниками «теории родового быта» и помог отстоять точку зрения славянофилов в

этом вопросе. И.Д. Беляев был автором первой в российской историографии книги по

истории крестьянства. В 1860 г. он опубликовал капитальный труд, «Крестьяне на Руси».

Историк отмечал, что еще в XVI в. крестьяне были свободными людьми, полноправными

членами русского общества. Государство прикрепило крестьян к земле, стремясь изыскать

дополнительные материальные средства. Это решение Беляев считал неудачным. В XVII в.

крестьяне еще сохраняли некоторые личные права и права собственности. Правда, уже в это

время землевладельцы начинают продавать крестьян без земли и переводить их в дворовые,

и в результате крестьяне оказались недалеки «от того, чтобы сравняться с рабами». Но

целиком порабощение крестьян, слияние их с холопами осуществил Петр I. Положив

холопов в подушный оклад, Петр, по мнению Беляева, хотел поднять их до уровня крестьян.

На деле же крестьяне опустились до уровня холопов. Историк с осуждением относился к

крепостному праву и был решительным сторонником его отмены.

Подводя итоги рассмотрению исторических концепций славянофилов, необходимо

отметить значительные расхождения взглядов внутри кружка. Вместе с тем основные

положения славянофильской доктрины: скептическое отношение к историческим

перспективам европейской цивилизации, неприятие индивидуализма и культа стяжательства,

вера в великую будущность русского народа и приверженность православию как

единственно истинному направлению христианства — разделялись всеми представителями

«московского направления».

Влияние славянофильства на русскую историографию было значительным и

разносторонним. Их идеи органично вписались в концепции целого ряда крупных

дореволюционных ученых, таких, как А.П. Щапов, К.Н. Бестужев-Рюмин, В.Н. Лешков и др.

Более того, отголоски славянофильских идей мы можем обнаружить и в работах

современных отечественных историков. Вот почему обзор российской историографической

традиции будет неполон без учета особенностей исторических концепций славянофилов.

Литература __


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал