Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Арабский Халифат. Возникновение арабского халифата приходится на период, когда социальные отношения в Аравии в VI–VII вв
Возникновение арабского халифата приходится на период, когда социальные отношения в Аравии в VI–VII вв. (в преддверие магометанской (исламистской) реформации) были очень сложными. На данном этапе истории на большей части страны господствовали первобытнообщинные отношения. Они ярко проявлялись в следующих сторонах общественной жизни: 1) родовой связи членов общества; 2) кровной мести; 3) в общем владении землей и т. д. В данном случае отмечается: 1) выделение и укрепление родовой знати; 2) распространение получают торговля и ростовщичество; 3) появление довольно крупных городов. Крестьянское население, жившее сельскими общинами, как и основная масса скотоводческих племен, противилось переходу земли в частную собственность, стояло на позициях социального равенства. В данной обстановке получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало несправедливость сосредоточения власти в руках родовой знати, признавало равенство свободных людей, связанных новой религией. Новая религия – ислам – привлекала к себе еще и тем, что ограничивала обложение населения сравнительно небольшим взносом в размере одной сороковой части недвижимого имущества. Другой характерной чертой этой религии является ее проникновение, пронизывание практически всех сфер общественной и государственной жизни. Пророком ислама стал Мухаммед. С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактическим главой всей Аравии, а его родственники и ближайшие сподвижники выделились в особую привилегированную прослойку арабского общества. Сформировавшиеся религиозные убеждения легли в основу мусульманского права. Основными источниками мусульманского права являются: 1) сунна (дополняющая Коран); 2) фетва (сборник высказываний авторитетных комментаторов мусульманского права); 3) указы халифов. При необходимости разрешалось выносить вердикты на основе обычаев, являющихся одним из источников существовавшего мусульманского права. Следует отметить, что с первой половины VII в. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Используя ослабление своих ближайших соседей – Византии и Ирана, арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского халифата. Центром ее сделался город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения. Большая же часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне были обязаны уплатой поземельной подати как наследственные арендаторы. Духовным и светским главой государства являлся халиф. Важное значение приобретают так называемые канцелярии. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С началом феодального распада халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей. Во главе селений и городов находились поставленные правительством шейхи.
|