Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституция 1946 года и Четвертая республика во Франции
Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело право принимать законы. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и Председатель Совета министров. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права.. Высшим представителем государственной власти конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок. Президент подписывал договоры с иностранными государствами, обнародовал законы, мог потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом за-. кона, но повторное решение парламента являлось окончательным. Органом, возглавляющим непосредственное управление страной, являлся Совет министров во главе с председателем. Председатель Совета министров обеспечивал исполнение законов, Под его непосредственным руководством находился весь государственный аппарат. Он осуществлял общее руководство вооруженными силами. Конституция возложила- на министров коллективную ответственность перед Национальным собранием за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за. их личную деятельность. Правительством (Председателем Совета министров) мог быть поставлен вопрос о доверии перед Национальным собранием. Отказать кабинету в доверии могло только абсолютное большинство депутатов Национального собрания. Такой отказ приводил к коллективной отставке кабинета. Принятие Национальным собранием резолюции о порицании кабинета также влекло его коллективную отставку 93)Причины внутриполитического кризиса во Франции в конце 50-х 20в. Конституция пятой республики Конституция 1958 г. (92 ст.), сохраняя традиционные начала разделения государственных властей, кардинально меняла их соотношение. Основой нового государственного уклада стала президентская власть. Президент признавался «гарантом национальной независимости и территориальной целостности» Республики. Он назначал правительство, не принимая во внимание расстановку политических сил в парламенте, сам председательствовал в Совете Министров, обладал непосредственной правительственной властью, был главой вооруженных сил. Избрание президента осуществлялось (на 7 лет) теперь самостоятельной от парламента коллегией выборщиков, где депутаты парламента были в меньшинстве перед представителями коммун и департаментов.Парламент, составленный из двух равноправных палат – Национального собрания и Сената, – сохранил законодательные полномочия, однако были сокращены его бюджетные права. В полностью самостоятельный институт власти оформился Конституционный совет (образуемый из 9 советников на началах равного их делегирования президентом, Сенатом и председателем Национального собрания на 9 лет с обновлением на 1/3). Конституционный совет получил полномочия контролировать выборы всех властей и право рассмотрения конституционности законов – вплоть до их аннулирования. В целом Конституция 1958 г. установила несомненный авторитарный режим, подобный тем, какие характеризовали Францию XIX в. Дальнейшая политическая жизнь только укрепила начала режима власти де Голля, хотя сильная президентская власть помогла стране решить наиболее острые внешнеполитические и военно-политические проблемы (связанные с признанием независимости Алжира в 1962 г. и вообще с развалом Французской колониальной империи в Африке).
|