Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и основные этапы






РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

История Древнего Китая обычно делится на ряд

периодов, обозначаемых в исторической литерату-

ре по имени царствующих династий:

1) период Шань (Инь) (XV—XI вв. до н. э.);

2) период Чжоу (XI—I II вв. до н. э.), в котором

выделяются особые периоды:

а) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.);

б) Чжаньго - «Борющихся царств» (V— III вв. до н. э.);

в) последний период завершился созданием цент-

рализованных империй в периоды Цинь и Хань

(III в. до н. э. - Ill в. н. э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древ-

нем Китае возникли во II тысячелетии до н. э.

в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседло-

му земледелию родовых групп иньских племен.

В иньском Китае вследствие разложения родопле-

менных связей, прогрессирующего разделения тру-

да выделяется управляющий слой родовой аристок-

ратии: правитель - ван - и его приближенные,

родственники, сановники.

Создание государственного образования в Шан

(Инь) было связано с необходимостью организации

производства, орошения земель, предотвращения па-

губных последствий разлива рек, защиты территорий.

Это выразилось в превращении племенного вождя

в обожествляемого правителя иньского царства -

Вана.

В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во

многих отношениях переломным. В это время зарож-

дается действие тех факторов, которые приводят

к объединению царств в единую империю, где гос-

подствующей политической идеологией стало кон-

\|/фуцианство.

 

8.Государственное устройство Древней Индии

1. Государственный строй.

2. Местное управление.

3. Судебное устройство.

4. Армия.

Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблю­дался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одногоизсвоих сыновей наследником престола.

Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью - был главой фискальной администрации, верховным судь­ей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:

паришад - совет царских сановников;

тайный совет;

раджа-сабха, или царский совет.

В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, за­нимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более де­мократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по ко­личественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по со­ставу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она уже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.

2. В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территориальное деление:

- главные провинции;

- обычные провинции (джанапады);

- области (прадеши);

- деревни.

Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом,

том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверю царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных инспекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии.

Деревня была низшей единицей провинциального управления.

3. В Древней Индии существовали две системы судов:

• царские;

• внутриобщинные (кастовые).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовав сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахман и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.

Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.

4. Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат. Армию комплектовали из следующих источников:

• наследственные воины - кшатрии;

• наемники;

• воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.

Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.

 

9.Законы Ману.

1. Общие положения.

2. Право собственности.

3. Обязательства.

4. Брачно-семейные отношения.

5. Уголовное право.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал