Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право средневековой Англии- феодальное право






В эпоху феодализма созданы основные институты и принципы англий­ского права. Своими источниками оно имеет общее право, суд справедли­вости и статутное право.

Под статутным правом понимались правовые нормы, изложенные в актах парламента и короны: королевских хартиях, ассизах, ордонансах, прокламациях, провизиях, начиная со времени издания Великой хартии

вольностей 1215 г.

К концу XIII в. в Англии произошла унификация общего права. Этому способствовала деятельность королевских судов. После реформы Генри­ха II Плантагенета судебные органы разбирали одни и те же категории дел и подчинялись одним и тем же правовым нормам, исходившим из центра. Были выработаны несколько видов так называемых «первоначальных при­казов», без которых нельзя было начать дело. По мере надобности созда­вались новые приказы.

Первую попытку обобщить практику королевских судов сделал в 1189 г. главный судья Англии Ранульф Гленвилль в трактате «О законах Англии». Общее право в середине XIII в. рассмотрел Г. Брактон в труде «О законах и обычаях Англии». Гленвилль и Брактон считаются в Англии «великими классиками права». Общее право испытало влияние римского права.

Знаменитый юрист Брактон еще в 1250 г, указывал на принципиаль­ную связь между римским и общим правом. Мнение ученого высоко ценили практики. Судьи общего права, не находя помощи и ответа в прецедентах, обращались к трактатам Брактона и усваивали некоторые принципы рим­ского прва. В 1350 г. в одном из актов разъяснялось, что «общий обычай и есть общее право».

Общее право оправдывало свое название тем, что, во-первых, действовало на территории всей Англии. Феодалььиммунисты должны были применять его нормы. Только мэнориальные суды руководствовались «обычаями мэнора», т. е. местными обычаями. Во-вторых, общее право не делало никаких различий внутри прослойки свободных при разбиратель­стве гражданских дел, являясь привилегией всех фрименов, отличавшей их от зависимых (принцип «исключения вилланства»). Что же касается уголовного права, то под его действие подпадали и вилланы. Оно было действительно общим для всего населения Англии.

Общее право еще называют обычным. Оно сложилось как результат действия возникавших помимо законодательства судебных обычаев. В основу обычного права положены понятия его общепризнанности и обще­известности. Считалось, что при разрешении того или иного дела судья знает применяемый им закон, то есть он использует уже существующую правовую норму. Магистраты вестминстерских судов, посещая различные районы страны, знакомились с местными обычаями. Обобщая практику, судьи вырабатывали правила, которыми руководствовались, применяя те или иные обычаи. Если обычай противоречил закону или общим принципам обычного права, то он отвергался. Следовательно, в своих постановлениях суды закрепляли ранее сложившиеся правовые нормы. В этот же период были заложены основы английского уголовного права. Оно восприняло принцип: преступник посягает не только на лич­ность или имущество потерпевшего или его семьи, но и на публичные интересы, на «королевский мир». Для наступления уголовно-правовой ответственности требовалось наличие вины в действиях преступника.

Феодальное уголовное право под преступлением понимало измену вассала своему сеньору, которому приносилась клятва верности. Понятием «измена» охватывались как оказание неповиновения, так и сопротивления сеньору со стороны подвластных ему лиц. Обычно это влекло для нару­шившего свой долг потерю держания. Такого рода проступок вассала получил название «фелонии». Затем данный термин был распространен на все тяжкие преступления, которые со времен Кларендонской и Нор-гэмптонской ассиз рассматривались исключительно королевскими судами: тайное убийство, разбой, поджог, фальшивомонетничество и др. Они на­казывались конфискацией имущества.

В XIV в. из фелонии выделился новый деликт — собственно измена, в свою очередь подразделявшаяся на высокую измену и малую измену.

Понятие высокой измены было установлено законом в 1352 г. Разли­чали 7 видов данного преступления: измена королю, восстание против него, замысел лишить жизни монарха, королеву или наследника престола, посягательство на телесную неприкосновенность последних, попытка лишить их свободы, подделка королевской печати, убийство канцлера или коронного судьи.

Феодальное право считало, что государство состоит из монарха, его семьи и подданных. Поэтому деликты против короля и его близких рас­сматривались как особо тяжкие государственные преступления. Во времена Эдуарда VI казнили человека, сказавшего: «Я хочу сделать моего сына на­следником престола». Он понимал под этим свой дом. В 1416 г. к высокой измене было отнесено фальшивомонетничество.

За такого рода преступления предусматривались чрезвычайно жесто­кие наказания. Так, за измену, покушение на жизнь государя и оскорбле­ние величества преступника колесовали. Наряду с осужденными ответ­ственности подлежали их дети. Считалось, что государственный преступ­ник передает «испорченную кровь, а поэтому дети должны отвечать за преступления отцов». Знаменитый английский юрист XIII в. Г. Брактон писал, что для детей «уже будет много, если им позволят жить».

Понятие «малой измены» предусматривало преступное лишение жиз­ни, совершенное лицом, которое было обязано повиноваться потерпевшему. Например, убийство женой мужа, слугой — хозяина, клириком — прелата.

Менее тяжкие уголовные деликты (мисдиминор) относятся к третьей разновидности преступлений. Исторически они ведут свое происхождение из гражданских правонарушений. Мисдиминорами являлись лжесвиде­тельство, подлог и т. д.

Уголовное право предусматривало суровые наказания, целью которых было устрашение. Очень многие преступления карались смертной казнью, часто квалифицированной: сожжение, сдирание кожи, разрывание на части, колесование, вырезание внутренностей, отсечение частей тела и т. д. Так, за некоторые преступления (высокую измену) женщин подвергали сожжению, а мужчин — четвертованию. В 1401 г. парламент установил смертную казнь для еретиков — сожжение на костре.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал