Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Византии
Общественно-политический строй Византии имел свои специфические черты. Процесс разложения ра- бовладельческих порядков шел в Византии медленно. Господствующий класс Византии IV-VII вв. был неоднороден. Экономические и социальные пози- ции занимали сенаторские круги и земельная аристократия. Экономической основой их господ- ства была крупная частная собственность на зем- лю рабовладельческого типа. Высокое место в со- циальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка круп- ных городов Империи, особенно столицы - Кон- стантинополя. Рабы, находясь на самой низкой ступени общест- венного развития, входили в отношения социальной лестницы. К различным категориям свободных от- носились прежде всего свободные крестьяне-зем- левладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства - основная специфическая черта об- щественного строя Византии. Свободные крестьяне жили соседскими община- ми и обладали правом частной собственности на землю. Крестьяне уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Ви- зантии этого периода позднеримская форма экс- плуатации крестьян - колонат. В X—XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улучшается. Пресекается обраще- ние свободных в рабство. В XI — XII вв. усилилась тен- денция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии. Только к X в. возобладала тенденция к формиро- ^ванию феодальной сеньориальной системы, осно- Византийское государство IV — VII вв. унаследова- ло основные ч^рты государственного строя поздней Римской империи. Во главе государства стоял им- ператор, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным по- кровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огром- ную роль в укреплении авторитета императора. Именно Церковь разработала и освятила официаль- ную доктрину божественного происхождения импера- торской власти и проповедовала единение государства и Церкви, духовной и мирской власти (их симфонию) с явным приоритетом светской власти. Ранневизантийская церковь была прямо подчине- на императору. Власть византийского императора в IV — VI I вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходи- мостью следовать «общим законам» Империи и осо- бенно отсутствием принципа наследственности пре- стола. Новый византийский император избирался сенатом, «народом Константинополя» и армией. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из город- ских партий («голубые» и «зеленые»). Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государствен- ного органа византийской аристократии - констан- тинопольского сената. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса ^! / Византии. С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Базой централизации и широкой за- воевательной политики Византии в IX-X вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского импе- ратора, приходят в упадок или полностью ликвидиру- ются. С IX в. даже номинальное провозглашение им- ператора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на не! императорским указом конца IX в., лишившим се- нат права участия в законодательстве Империи. Единственной крупной политической силой в Ви- зантийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние в об- ществе повышаются. Она являлась единственным сдерживающим фактором во времена политической нестабильности, Византийская церковь предприни- мала попытки подняться выше светской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерар- хами, и низлагать неугодного патриарха. Но императо- ры практически не пользовались данным правом. После периода политических потрясений наступило относительное спокойствие. Укрепление основ импера- торской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменени- ем ее атрибутов. За византийскими императорами окон- чательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Василеве издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом. Начиная с IX столетия выборность императора сме- няется его переходом по наследству (принцип леги- тимности). ванной на труде зависимого крестьянства от земель- ных собственников при сохранении контроля со сто- роны государства. Медленный характер развития феодальных отноше- ний определил специфику социального состава гос- подствующего класса византийского общества на вто- ром этапе его развития. Эта сила долгое время не была консолидирована и не складывалась в замкну- тые сословия. Наследственная вассально-сеньо- риальная система начинает складываться в Визан- тии только к XI — XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила от- носительную слабость византийской землевладель- ческой знати. Ведущее место в структуре господствую- щего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству Империи, соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью. На протяжении данного исторического периода сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев подданных. В Византии формирование класса зависимого крестьянства за- тягивалось из-за сохранения пережитков рабовла- дельческого строя. Крестьяне эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государ- ственной налоговой системы. Крупные землевладельцы и военная знать (динаты - «сильные») захватывают крестьянские земли, подчи- няют себе сельские общины, добиваются нового при- крепления крестьян к земле. С XI—XII вв. идет неук- лонный рост крестьян, прикрепляемых к земле. С этого времени основная фигура в византийской деревне - феодально зависимый парик. Парики не имели права собственности на землю и были обя- заны выплачивать господину ренту в натуральной и денежной формах, а также в форме отработки. Население страны было пестрым в национальном составе. По подсчетам историков, его численность достигала 30-35 млн человек. 41.Византийское право, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. На ранних этапах развития государства сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала насебе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовыхобычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям.Императорское законодательство в качестве основного источника права.Первым официальный свод законов - Кодекс императораФеодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина. В 4-6вв. - высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы. Византийские юристы адаптировалиримское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Дод руководством юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом явился Свод законов Юстиниана. Эта кодификация до XI в. оставалась важнейшим источником действующего права В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычногоправа. Таким образом проявилась одна из характерных тенденций развития византийской правовой системы, а именно стремление императорской власти консолидировать все право в писаном законе.
|