Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право средневековой Японии.






В VII в. н. э. произошли крупные перемены в общественной жизни. Родовой строй пришел в упадок, его место занял феодализм. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государ­ство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато.

Глава государства имел титул императора (дословно — «сын неба»— Тэнно). Император Камму перенес в 784 г. столицу из Нара.в соседний Киото.

Становление раннефеодальной монархии явилось результатом крупных реформ, получивших название «Манифест Тайко» 646 г. Почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население подданными императора, его вассалами. Все население делилось на две социальные группы: свободные — от крестьянина до аристократа и «под­лые»— рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.

Свод законов «Тайхоре» был составлен в 702—718 гг. Он действовал свыше пяти столетий. Многие статьи этого свода законов имеют аналогии с китайским кодексом «Тан лин» 651 г. Он имел две части: гражданский кодекс — Ре и уголовный — Рицу. Главное содержание — земельная реформа.

В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанно­сти вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде законов Ясутоке Ходзе (XIII в.) самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце, своей кровью смочить подпись.

Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным* идти на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни.

Мораль рисовала самурая героем-рубакой. Вспарывание живота

(харакири) являлось лучшим доказательством верности господину. В обы­денной жизни самураи добивались земных благ: земли, благополучия семье, повышения по службе. Ничто человеческое им было не чуждо. Однако влияние самурайства на политическую жизнь страны нельзя недооценивать, от его поддержки зависело положение, а иногда и жизнь правителей.

Японцы — законопослушная нация и в своей основной массе верую­щая. Культ правителя весьма устойчив и до наших дней, хотя ныне император Японии только царствует, но не управляет.

Правосознание народа во многом определялось религией. Вера помогала людям выстоять при великих землетрясениях, разрушительных тайфунах. Кстати, тайфун одно время называли «Божественным ветром» (камикадзе). В 1274 г. тайфун полностью уничтожил эскадру из 200 кораб­лей захватчиков-монголов, пытавшихся высадить десант. Такая же участь постигла в 1281 г. другую монгольскую армаду из 3, 5 тыс. морских судов.

Древняя религия японцев — синтоизм — вероучение местных, ту­земных племен, позднее в страну проникает буддизм. Сосуществование двух религий имело положительное значение, являлось разновидностью духовно­го плюрализма. В вопросах веры японцы — прагматики. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались при радостных событиях в жизни: при рождении, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т. д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, поминках. День поминовения усопших отмечали песнями и танцами. Буддизм, как известно, отрицает реальность существующего мира, утверждает истинность потусто­роннего мира, мира «вечного блаженства». Он признает равенство всех перед Буддой, что привлекало к нему массы обездоленных и угнетенных.

В Японии действовала хорошо поставленная служба разведки. Монахи, под видом туристов, внимательно изучали устройство, нравы, законы, быт соседних народов. Эта информация обобщалась и учитывалось полезное. Надо сказать, что любознательность японцев, их стремление познать опыт других наций, особенно в сфере науки, техники производства сохранились и поныне.

Приверженность японцев своим вероучениям, своим духовным ценно­стям, возможно, объясняет закрытость страны до середины XIX в. Ее жители подозрительно относились к разного рода проповедникам, миссионерам, особенно к иезуитам. Допуск европейцев разрешался только для торговли и через один порт — Нагасаки.

 

47.Английская буржуазная революция XVII в.

1. Королевская власть в Англии уже к началу XVII в. стала оплотом отжи­вавших феодально-абсолютистских порядков, а экономически и соци­ально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились само­стоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществлений своих целей. Борьба между короной и парламентом, начавшаяся еще при Елизавете I, привела при Карле I к роспуску пар­ламента (1629 г.), а в 1640 г. - к буржуазной революции, получившей название " Великий мятеж".

Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:

• конституционный этап (1640-1642гг.);

• первая гражданская война (1642 - 1646 гг.);

• борьба за углубление демократического содержания революции и вто­рая гражданская война (1646 - 1649 гг.);

• индепендентская республика(1649- 1653гг.).

3. Начало революции ускорилось поражением Англии в англо-шотландс­кой войне 1639 г. Вспыхнувшие крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I созвать новый парламент. С момента созыва этого парламента, названного Долгим и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции.

Принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Од­нако просвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие гос­подствующее положение в парламенте, опасались углубления револю­ции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный.

4. В конце лета 1642 г- король объявил войну парламенту. Началась первая гражданская война - между роялистами (" кавалерами") и сторонника­ми парламента (" круглоголовыми"). Были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламен­тская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кромвелем. Зимой 1645 г. в соответствии с " Ордонансом о новой модели", принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхож­дения. Летом 1645 г. реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война заверши­лась победой парламента.

5. Для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их уст­раивала идея политического строя по типу конституционной монархии - верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войска­ми сочли революцию в основном законченной. Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 года:

• уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны;

• с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности час­тично возобладал принцип свободной конкуренции;

• было приостановлено действие законодательства против огораживаний. Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры (" уравнители") стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепенден-тами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парла­мент от пресвитерианского большинства.

6. После казни короля в 1649 г. Англия была объявлена республикой, вер­ховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (па­лата лордов была упразднена).

Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 года.

Распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и " кавалеров", новая республика, оказавшаяся индепендентской олигар­хией, обогатила буржуазию и новое дворянство. После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубле­ние преобразований.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал