Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты буржуазного права Англосаксонской






Буржуазное право – особый исторический тип права, которому присущи общие признаки. Право сформировалось в процессе преодоления и отрицания феодального права. На смену партикуляризма пришло единое национальное право в пределах того иного государства. На смену принципа сословности пришло признание единой гражданской правоспособности и формально-юридического равенства перед законом.

Но формирование буржуазного права с одной стороны Великобритании, а с другой стороны континентальной Европы, шло разными путями.

Английская буржуазная революция носила консервативный и незавершенный характер, поэтому прежнее феодальное право не было полностью уничтожено.

Институты буржуазного права Англии формировались с использованием источников и юридических конструкций феодального права. Это и предопределило следующие основные черты английского буржуазного права:

1. Основным источником остался судебный прецедент.

2. Английские юристы хорошо знали Римское право, но оно не стало источником английского буржуазного права.

3. Буржуазное право Англии не признает деление права на публичное и частное. Вплоть до конца ХIХ в. сохранились две системы: общее право и право справедливости. В 1874 г. была проведена судебная реформа в Англии, в результате которой была создана единая судебная система и возникло единое прецедентное право.

4. В английском праве вплоть до настоящего времени слабо выражена систематизация.

5. Для английского правоведения юристов характерен индуктивный стиль юридического мышления, т.е. разрешения конкретных правовых вопросов предполагает анализ, поиск конкретных, сложных судебных решений в прошлом. Эти черты права были восприняты в странах, бывших колониях.

Так сформировалась англосаксонская правовая система.

 

56, Преступления и наказания по английскому праву. Уголовное право.

Уголовное право. Особое значение статутное право имело для уголовного права. В 1861 г. было принято несколько важных законов: о повреждении имущества, о подлогах и т. д. Появившийся в 1919 г. Акт о краже вобрал 73 ранее сданных статута. Он предусматривал уголовную ответственность за все имущественные преступления (кража, кража со взломом, шантаж, разбой, мошенничество, незаконное присвоение и т. д.). Изданный в 1913 г. Акт о подлоге документов также консолидировал 73 прежде действовавших узаконения.

Накануне первой мировой войны в 1911 г. издается закон о шпионаже, который крайне расплывчато трактовал это понятие. Вступление Велико­британии в войну ознаменовалось принятием Акта о защите королевства. Правительство на время военных действий получило широкие полномочия по «обеспечению безопасности и обороны государства».

После революции середины XVII в. жестокие и мучительные нака­зания отменялись. За тяжкие преступления применялись: смертная казнь, ссылка, каторжные работы от 3 лет и пожизненно, тюремное заключение, за мелкие проступки — телесные наказания и штраф.

В разгар рабочего движения в 1920 г. был принят закон о полномочиях правительства при чрезвычайных обстоятельствах. Под эту формулировку подпадали действия лица или группы лиц, которые угрожают «снабжению и распределению продовольствия, воды, топлива или могут нарушить работу транспорта, лишить общество или его значительную часть предме­тов первой необходимости». Изданием королевской прокламации прави­тельство могло в любой момент принять в данной ситуации все меры, которые сочло необходимым «для обеспечения общественного порядка». На практике чрезвычайные полномочия осуществлял министр внутренних дел. На основании этого закона была подавлена забастовка горняков в апреле 1921 г. и всеобщая забастовка в мае 1926 г. В октябре 1925 г. 12 руководителей компартии на основании закона о подстрекательстве к мятежу, изданного еще в 1797 г., были осуждены на срок от 6 до 12 меся­цев тюремного заключения.

В июле 1927 г. парламент принял закон о трудовых конфликтах и профессиональных союзах. Рабочие называли его «хартией шрейкбрехе-ров». Всякая забастовка объявлялась незаконной, если ее целью не явля­лось «содействие урегулированию трудового конфликта в данной отрасли, а также если она рассчитана как средство принуждения правительства». Подстрекатели к таким действиям могли быть подвергнуты штрафу в 10 фунтов стерлингов или тюремному заключению до 3 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах — до 2 лет. Члены профсоюзов не могли собирать деньги на создание политического фонда. Под страхом уголовно­го наказания закон запретил некоторые стачки солидарности, а также преследующие политические цели. За убытки, причиненные запрещенной стачкой, материальную ответственность нес профсоюз. Профсоюзам не разрешалось накладывать взыскания на штрейкбрехеров, а последние могли добиваться удовлетворения своих претензий через суд. Воспрещались за­бастовки государственных служащих. Закон ограничивал право предпри­нимателей на локауты, но запрет носил формальный характер. Этот акт утратил силу лишь в 1946 г.

Изданный в 1934 г. закон о подстрекательстве и неподчинении (закон о смуте) предусматривал жестокие наказания для тех, кто пытался скло­нять лиц, состоящих на службе в военно-морском флоте, к нарушению присяги, кто хранил и распространял «возмутительные сочинения», т. е. литературу, содержащую призывы к неповиновению, нарушению долга верности. На практике закон применялся не только к военным морякам, но и к гражданским лицам.

В 1936 г. был принят закон об общественном порядке, который резко ограничил свободу митингов, демонстраций, собраний. Полиция могла на 3 месяца запретить любую демонстрацию. Закон был направлен против фашистов, но его иногда применяли и против деятелей левого движения.

Уголовный процесс. В английском суде коронный магистрат обладает большими правами: давая наставления присяжным, он может высказывать свое мнение о достаточности или недостаточности улик, чем зачастую предрешает характер будущего вердикта. Если же судья не со­гласен с мнением присяжных, он может предложить им пересмотреть вердикт. Английский магистрат — активная сторона в процессе, широко использующая свои процессуальные права для защиты классовых инте­ресов господствующих кругов.

Присяжные рекрутировались из имущих слоев. Согласно акту 1825 г., «судьями факта» могли быть лица, владеющие на правах собственности землей или домом, имуществом, годовой доход от которых не менее 20 фунтов в год. Выносимые коронным судьей приговоры практически нельзя было отменить. Только в 1907 г. издается Акт об уголовной апелля­ции. До этого право обжалования приговоров представлялось крайне сложным ввиду трудно преодолимых формальностей. Под напором про­грессивных сил правящие круги пошли на введение института уголовной апелляции для осужденных по обвинительному акту. По делам суммарного производства сохранилось существовавшее положение.

Прежде неправосудный приговор можно было отменить лишь в том случае, если корона соглашалась выдать «приказ об ошибке». Обжалуемый приговор подлежал отмене только при условии, если правовая погрешность усматривалась из протокола заседания суда. Собственно, к этому и своди­лась вся процедура. Акт 1907 г. упразднил «приказы об ошибке» и ввел апелляцию двух видов: 1) «апелляция против осуждения» и 2) «апелля­ция против приговора». В первом случае оспаривались: а) юридическое основание осуждения (вопрос права), б) фактическое обстоятельство, легшее в обоснование обвинительного приговора, в) смешанные обстоя­тельства (вопросы факта и права).

Апелляция против приговора касалась вынесенного коронным судом наказания. Законодатель установил, что лишь обжалование по юридиче­ским мотивам являлось безусловным правом осужденного и не зависело от разрешения суда. Правда, последний, разбирая в суммарном порядке такого рода прошение, мог его отвергнуть как «поверхностное и назой­ливое».

Для принесения жалобы по другим основаниям требовалось согла­сие апелляционной инстанции. Более того, апеллянт подвергался серьез­ному риску: суду разрешалось назначить более суровую меру наказания, чем обжалуемая, а также вынести решение о желательности высылки жалобщика за пределы Великобритании. Закон не запрещал участвовать в разбирательстве по второй инстанции тем магистратам, которые вынесли оспариваемый приговор. Считалось, что «доверие и беспристрастность судьи высшего суда почти безусловны».

Возможность обжалования затруднялась еще и тем, что по закону 1907 г. копии процессуальных документов выдавались за плату, и вообще все судебные расходы нес апеллянт. Из изложенного видно, что вероят­ность пересмотра неправосудных приговоров была минимальной. Тем не менее многие юристы Великобритании введение апелляции объявляют «революцией в уголовном процессе».

Особым видом обжалования являлось так называемое «резервирова­ние дел», ведущее свое происхождение от обычая обсуждать наиболее сложные юридические казусы на совещаниях магистратов. Данная форма апелляции всецело зависела от усмотрения суда. В 1848 г. был учрежден особый суд резервированных дел. В 1873 г. его юрисдикция была пере­дана Высокому, а с 1908 г.— апелляционному суду по уголовным делам. Если с согласия вынесшего приговор судьи дело было «резервировано», то последующее разбирательство происходило по нормам акта 1848 г., учредившего Суд резервированных дел, а не закона об уголовной апел­ляции 1907 г.

Английское уголовно-процессуальное право долгое время не знало института пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Судей­ский просчет корректировался короной применением прерогативы помило­вания на основе Акта об устроении 1701 г. Закон об уголовной апелляции 1907 г. установил, что теперь судебная ошибка могла быть исправлена: 1) путем направления соответствующего уголовного дела для заключения в апелляционный суд по уголовным делам; 2) передачей министру внут­ренних дел для его пересмотра в апелляционном порядке или 3) на основе помилования осужденного короной.

В 1908 г. как интегральная часть Высокого суда учреждается апел­ляционный суд по уголовным делам в составе лорда-главного судьи и младших судей отделения суда королевской скамьи. Сюда следовало при­носить жалобы на приговоры центрального уголовного суда, суда ассизов и суда четвертных сессий. По акту 1907 г. решения этой инстанции могли быть аннулированы только палатой лордов. Но последняя принимала к Своему производству ходатайства такого рода лишь в том случае, если генерал-атторней удостоверял, что в связи с разбирательством обжалуе­мого приговора возникли принципиальные для английского права пробле­мы. Уголовный апелляционный суд рассматривал дело в присутствии осуж­денного и представителя обвинения.

Деятельность судов суммарной юстиции регламентировалась законами 1859 и 1879 гг. В этих случаях не применялись даже те куцые процес­суальные гарантии, которые предусматривал закон об уголовной апелля­ции 1907 г. По общему правилу заявления о пересмотре приговоров, вы­несенных органами суммарной юстиции, подавались в постоянный комитет суда четвертных сессий. В тех городах, где имелся рекордер, такого рода жалобы он разрешал единолично.

Судебная система Англии, как и всякая другая, допускала трагические ошибки, не раз казнили невинных людей. Вспомним слугу Сэма в «Пик-викском клубе» у Диккенса: «Дело сделано, и его уже не исправишь, как говорят в Турции, когда отрубят голову, кому не надо».

 

 

57, 58Французская революция 1789 - 1794гг.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал