Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переворот 18-го брюнера. Консульство 1799, гос механизм, империя наполеона 1,






. Консульство. Выступая против народа, буржуазия искала поддержки справа; страх перед дворянской реакцией заставлял ее заключать вре­менные соглашения с левым крылом демократов. Свое политическое спасение правящие круги видели в создании режима военной диктатуры. Наибольшую поддержку получил генерал Наполеон Бонапарт. В 1799 г он с помощью войск разогнал Законода­тельный корпус и упразднил Директорию. Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у пер­вого консула, его пост занял Бонапарт.

Внешне сохранен республиканский строй, но принятие важных решений было расчленено между Гос-советом, Трибуналом, законодательным корпусом и 1-м консулом. Народ был оттеснен от управления государством. Исполнительная власть находилась в ведении 3-х консулов, но фактически была у одного (Наполеона). Опираясь на крупных собственников и армию Наполеон приступил к упразднению наиболее демократических завоеваний конституции. Диктатура Наполеона была сначала временной, потом 10-летней, а потом - пожизненной и завершилась империей. По приказу Наполеона все земли были обмеряны и разделены, а новым собственникам (фермерам) были выданы сертификаты на владения участками. Был принят гражданский кодекс. Бонапарт сохранил внешнюю атрибутику революции - 3-цветный флаг, гимн “Марсельеза”. Была видимость республики - парламент, выборы, референдум, но вся реальная власть сосредоточилась в канцелярии Наполеона. Демократические свободы были ликвидированы. Огромная армия, разбухший бюрократический аппарат чиновников, многочисленная полиция составляли механизм империи. На административный аппарат была возложена главная задача - снабжать армию людьми, продовольствием, заботиться о военном снаряжении. Управление империей осуществлялось на началах жесткой централизации. Департаменты были разбиты на округа и коммуны. На местном уровне управление было у чиновников (префектов, мэров). Принцип действия системы администрации - “Обсуждать коллегиально, действовать единолично”.

Конституция 1799 г. юридически закрепляла новый режим. Основными чертами вводимого ею государственного строя были: верховенство правительства и представительство по плебисциту. Органы законодательной власти: Государ­ственный совет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный сенат. Админ деление страны на департаменты, ди­стрикты, коммуны. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения. Провозглашение империи. В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре (1804) Бонапарт был провозглашен императором францу­зов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).

 

64, легитимная монархия во Франции, хартии 1814 г.

Монархия, восстановленная во Франции в 1814, существенно отличалась от предреволюционной. Она получила название «легитимной» монархии, основы которой закреплялись в Королевской хартии 1814 г. Согласно этому документу в стране устанавливался конституционно-монархический строй. Конституцион­ные основы провозглашались октроированными (да­рованными) французскому народу монархом, превра­щая его, а не народ, как это было по Конституции 1791 г., в источник власти. Таким образом, отвергнув принцип национального суверенитета, Хартия провоз­гласила королевский суверенитет. Поэтому она рас­сматривалась не как соглашение между королем и на­родом, а как одностороннее волеизъявление монарха.

Королевская хартия 1814 г. имела компромиссный характер. С одной стороны, она провозглашала ряд либеральных идей (равенство французов, гарантии личной свободы, свободу слова и печати), а с другой -возвращала титулы старому дворянству. Тем не ме­нее, этот документ носил более либеральный харак­тер, чем последняя конституция страны, а режим ле­гитимной монархии ориентировался на закон, а не на единоличную власть.

Хартия 1814 г. предусматривала сильную исполни­тельную власть в лице короля. Он являлся главой го­сударства и вооруженных сил, имел право заклю­чать международные договоры, объявлять войну, из­давать постановления и ордонансы. Он обладал пра­вом верховного помилования и роспуска обоих палат парламента. Право назначения на высшие должност­ные поты и формирования правительства принадле­жало королю. Документ не предусматривал ответствен­ности правительства перед представительным органом. Министры могли быть членами парламента.

Законодательная власть осуществлялась совместно королем и парламентом. Он состоял из двух палат.

Падение империи Наполеона и установление режима легитимной монархии. Конституционная хартия 1814 г.

верхняя — палата пэров — на назначалась королем. Ее члены должны были соответствовать высокому иму­щественному и возрастному цензу. Эта палата облада­ла законодательными, судебными, контролирующими функциями. Нижняя палата парламента — палата де­путатов — избиралась населением. Но выборы были не прямыми, а двухстепенными. Избирались депутаты на 5 лет, но 1/5 часть переизбиралась ежегодно.

Легитимная монархия сохранила в общих чертах Судебную и административную систему Первой импе­рии, ограничившись второстепенными реформами.

 

65, июльская монархия во Франции. Хартия 1830г.

Несмотря на то что созданная система допускала в минимальных пределах существование конституцион­ных элементов, все же она тяготела к дореволюцион­ным порядкам, что обусловило нарастание консерва­тивных реакционных тенденций в общественно-поли­тической жизни. Они пришли в противоречие с по­требностями развивающегося гражданского общества,

В 1824 г. к власти приходит Карл X, которого ис­следователи считают вдохновителем ультрароялистов. Его политика носила реакционный характер и была направлена на восстановление основ абсолютистского правления. Новое консервативное аграрное законода­тельство (аграрная реформа) вызвало волнения мел­ких и средних земельных собственников. Крупный политический кризис разразился в 1827 г., поводом к которому стало обсуждение в парламенте нового зако­на о печати. Проект предполагал значительное ужес­точение цензуры, что вызвало резкое недовольство либеральной оппозиции. В 1830 г. Карл распустил пар­ламент и объявил об. отмене ряда гражданских прав и свобод. Католицизм был объявлен государственной религией, восстановлен орден иезуитов, что предус­матривало смертную казнь за преступления против веры и церкви. Французское общество расценило эти события как нарушение Конституционной хартии 1814 года и в июле 1830 г. было поднято Парижское восста­ние. Новым монархом был провозглашен Луи Филипп. 2 августа Карл X официально отрекся от престола.

В ходе революции королевская власть была сохра­нена, но перешла в руки Луи Филиппа — представи­теля Орлеанской династии. Изданная им Конституционная хартия (1830 г.) подтверждала конституционно-монархическое устройство Франции, но в большей сте­пени соответствовала потребностям капиталистическо­го развития. Она провозгласила «Народную монархию», отменила официальный католицизм, ограничила за­конодательную инициативу короля, снизила имуще­ственный и возрастной ценз для участия в выборах, сократила Палату пэров, устранила ее влияние на пра­вительство, которое было теперь ответственно не пе­ред монархом, а перед парламентом. Правительство стало формироваться по воле большинства его депута­тов. Хартия 1830 г. включала Декларацию прав. Важ­ным дополнением к хартии стала статья 69-я, которая предоставила активное избирательное право гражда­нам, уплатившим в год 200 франков прямых налогов.

Однако относительная политическая стабильность, возникшая в результате Июльской революции 1830 г., носила временный характер. Режим Июльской монар­хии перестал существовать в результате революцион­ных событий 1847-1848 гг. Их участники потребова­ли не только восстановления республики, но и прове­дения социальных реформ.

В 1848 г. во Франции разразился экономический кризис, который способствовал росту политической оппозиции. Все слои общества понесли потери от кри­зиса, поэтому были настроены оппозиционно по отно­шению к монархии. Средние слои общества значитель­но окрепли по сравнению с 1830, особенно с 1814 гг., и требовали либерализации существующего режима. Влияние на радикализацию политических требований оказали революции, прошедшие почти во всех евро­пейских странах.

 

 

66.Вторая республика во Франции

1. Революция 1848 г.

2. Конституция 1848 г.

З.Избиртпельная реформа.

1. Попытка реставрации монархии во Франции (период, длившийся с 1814г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране - экономическому, тор­гово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демон­страции парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на сле­дующий день восставшие овладели основными стратегическими пунк­тами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола. Временное правительство, сформированное из представителей ли­берально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозг­ласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:

• о введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;

• о закреплении права на труд;

• о гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой

правительства в борьбе с радикальным движением стала созданная наемная мобильная гвардия.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства.

2. Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя:.

• республиканская форма правления;

• разделение властей;

• представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого­воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сро­ком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зави­сел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения за­конопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права рос­пуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на б лет Национальным собранием. В компетенцию Госу­дарственного совета входило предварительное рассмотрение законопро­ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администра­цией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.

Органы центрального и местного управления не претерпели существен­ных изменений. Сохранилось административно-территориальное деле­ние на департаменты, дистрикты и коммуны.

3. Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал