Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс феодальной раздробленности.
Смена форм и механизмов государственного управления прослеживается как в масштабе всей им- перии и собственно Германии, так и по отдельным гер- манским княжествам. С XIII в. они эволюционируют, превращаясь в фактически самостоятельные государ- ства, лишь формально связанные между собой импе- раторской властью. Историю Германского государства можно условно разделить на два больших этапа. 1. Становление и развитие централизованного раннефеодального государства в Германии в рам- ках империи (Х-ХИ вв.). В середине X столетия германский король От- тон /захватывает север и центр Италии, он объяв- ляет себя «римским» императором. Созданная им империя получила в XII столетии название «Свя- щенная Римская империя германской нации», ^сохранившаяся до 1806 г. 36.Золотая Булла 1356 г. Сословно-представительная монархия в Германии: " Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управлен0, ие Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов — Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. " Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. " Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам — заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до " Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором). С XIV—XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв, " имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей. Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья — княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности. Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гоф-рата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций. В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший " вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель — императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей — " общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь. Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны. Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.
37. Абсол в Германии. К XV - 1 пол XVI в. - эк расцвета. отличия: неравномерностью по ее отд районам, т. о, развитие торг и пром привело к объединение вокруг местных центров.+ в 1 пол XVI в. Германия раскололась на протест и катол. Реформация сопровождалась соц движениями, Крест война 1524-1526 гг. Кр война принесла выгоды лишь для князей, кн власть усил за счет ослабления городов, оскудения части дворянства. Тридцатилетняя война (1618-1648), которая велась под религиоз-ными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решала полити-ческие задачи: северогерманские князья боролись против усиления им-ператорской власти и создания единого национального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть еще более усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти: по Вест-фальскому миру князья получили право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами. Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок. Пруссия постепенно сложилась из отд земель. XVIII в. Пруссия - абсол монарх. Упр централизовано. Высш орган - тайный совет. тайный совет был раздел на 3 департамента: иностр дел, юстиции и внутр дел. Департаменту внутр дел, в провинциях подчин воен и домениальные палаты. + действ ландраты, - земские советы. Члены ландратов председательств на двор собраниях. Ландраты ведали делами своего сословия. + на них возложены общегос ф-ии: взим налогов, заведыв полицией, рекрут набором. Члены гор советов (магистратов, назначались прав-ом. Землевладельцам принадл вотчинная полиция и юстиция, патронат над церковью и школой. В своб кр общ управление осущ старосты. Прусское гос вмеш в общ жизнь. В этом смысле прусское гос -полиц. Австр просвещ абсол. В XVIII в. в Зап Евр-“просвет движение (Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье) Под влиянием просвет правители ряда гос провод реформы Распростр идей пришлось на период абсолютизма. Примером такой пол-ки -пол-ка Австрии. Австрия -многонац гос, кот в XVIII в. переж сложн ситуацию. (борьба за престол). После смерти Карла VI ед наследн -его дочь Мария-Терезия, но законы запрещ наследование престола по женской линии. Марии-Терезии завоевыв вл в борьбе с Пруссией и Баварией. Война выявила слабые стороны гос и прежде всего в организации армии. Поэтому, став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы нач с военной сферы. введена система рекр наборов. Для подготовки офицер кадров - военная академия. огран креп право: сокращ барщина, введен контроль за суд вл помещиков, созданы сборники гр и уг пр. Фин реформа: введен всеобщего подоход налога на базе всеобщей переписи насел. Значит вним уделялось образованию Все эти реформы сопров централиз гос аппарата. Продолж стал сын Иосиф II, выбранный в 1765 г. импер Герм. Иосиф II отменил креп пр. создан свод законов: отменялись суд пытки, огранич применение смертной казни. Школьному обуч дано светское направл. Церк реформа огранич привилегии катол церкви. Гос оказ поддержку сел хоз и пром; были уничтожены многие внутр пошлины, увел пошлины на ввозимые товары; Но! масс выступл против преобразований. Перед смертью Иосиф II отменил все реформы. Но продвинули Австрию в развитии и создали почву для становления кап отнош.
|