Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические последствия 1-й мировой войны.






Итоги Первой мировой войны способствовали скла­дыванию в Европе новой геополитической ситуации, предопределившей тенденции государственного разви­тия на все XX столетие. В войне участвовало 38 евро­пейских, азиатских, американских и африканских го­сударств, что способствовало формированию нового типа взаимосвязей между ними и складыванию нового ми­рового сообщества. Во время войны были выработаны новые формы международного согласия в виде надправительственных, наднациональных правовых ин­ститутов.

Война сыграла роль катализатора внутренних госу­дарственно-политических процессов, ускорив падение полуфеодальных режимов и становление более прогрес­сивных в одних странах, крушение колониальных империи и генезис национальной независимой госу­дарственности в других. Война изменила и националь­но-правовые уклады многих европейских государств.

Важнейшим последствием Первой мировой войны явились деформации государственно-политических режимов побежденных стран. Многие явления, существовавшие ранее лишь в сфере идеологии, преврати­лись в политическую практику (фашизм, тоталитаризм, социализированное государство).

Изменения в западноевропейской государственно­сти были вызваны необходимостью приспособления к условиям военного времени как парламентских рес­публик, так и конституционных монархий, сложив­шихся на протяжении XIX в. Государственное управ­ление характеризовалось милитаризацией. Военное управление стало доминирующим в общественно-по­литической сфере. Это обусловило снижение роли парламентских институтов. Перераспределение влас­тных полномочий в пользу правительственных струк­тур проявилось в наделении правительств ряда евро­пейских государств, включая Великобританию и Гер­манию, чрезвычайными полномочиями. В годы войны завершается становление делегированного законода­тельства не как исключения, а как правила прави­тельственной деятельности. Поэтому правительствен­ные акты превращаются в этот период в основной за­конодательный источник.

Государственно-политические режимы европейских стран военного времени характеризовались законода­тельным ограничением политических прав и свобод граждан: свободы передвижения, митингов и собра­ний. Повсеместно вводится военная цензура.

Еще одна новая тенденция проявилась в усилении регулирующей роли государства вплоть до перехода к системе прямого распределения. Регулирующая роль государства коснулась и социально-трудовой сферы, где распространились многочисленные ограничения права рабочих на забастовки, митинги и другие фор­мы выражения своего несогласия с политикой адми­нистрации предприятия.

Не менее важным итогом войны стал распад круп­нейших империй в Европе: России и Австро-Венг­рии. Поражения и вызванные войной хозяйственно-экономические трудности обострили национальные конфликты и стимулировали стремление народов к национальной независимости. В результате на терри­тории Европы возникло более 10 новых государствен­ных образований. В конце 1918 г. было провозглаше­но самоопределение Чехии, Словакии, Сербии и Венг­рии. В 1919 г. Австрия конституировалась в отдель­ное государство в виде президентско-парламентской республики с федеративным устройством. После присоединения Словацких областей к Чехии образовалось Чехословацкое государство. Конституция 1920 г. ус­тановила здесь республиканский строй с сильной пре­зидентской властью. Этот документ впервые в исто­рии европейского парламентаризма вводил конститу­ционную юстицию в виде Конституционного суда.

В результате геополитического распада Российской империи, вызванного Февральской революции 1917 г., независимость получила Финляндия, которая облада­ла автономией с 1905 г. Теперь она провозглашалась президентской республикой с однопалатным парламен­том и сильной президентской властью. Создание на­циональной республиканской государственности про­возгласили и прибалтийские государства: Латвия, Литва и Эстония.

Война вызвала всплеск революционного движения в Европе. Социализм как идейно-политическое тече­ние и как политическая практика стал важным фак­тором государственного переустройства и правовых преобразований. Попытка построения социалистиче­ского общества в России повлияла и на другие евро­пейские страны, в некоторых из которых были установлены, хотя и кратковременные, советские режи­мы (Венгерская и Баварская советские республики). Даже после их падения коммунизм приобретает ста­тус международного политического течения, имевше­го свои организационные структуры.

Таким образом, влияние Первой мировой войны заключалось в том, что она внесла существенные из­менения в государственно-политический облик Евро­пы, допустив отмену некоторых демократических принципов организации власти. Однако это нельзя рассматривать как отход от демократии и нарушение принципов парламентаризма. Эти меры носили вре­менный характер и основывались на соответствующих законодательных актах.

Особо значимые изменения произошли в государ­ственности стран побежденного блока.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал