Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Германской империи 1871 г






 

В 60-е гг. XIX в. Пруссия устранила последние препятствия на пути «малогерманского» объединения. Огромную роль в этом сыграл «железный канцлер-Пруссии Отто фон Бисмарк, который использовал ра­дикальные средства, инициировал «революцию сверху» для создания Второй Германской империи. В резуль­тате войны с Австрией она в 1866 г. аннексировала Шлезвиг-Гольштейн и присоединила королевство Ган­новер, герцогство Нассау, курфюршество Гессен и Франкфурт-на-Майне (население Пруссии увеличилось на 4 млн. человек).

Отстранение Австрии от германских дел позволило «взорвать изнутри» Германский союз. В 1866 г. это объединение было упразднено, а взамен был образо­ван Северо-Германский союз в составе 22 немецких государств под председательством прусского короля. Конституция Союза подготавливала создание федера­тивного государства с преобладанием Пруссии (5/6 территории и 4/5 населения Союза приходилось на ее долю). Президент Союза представлял его во внешней политике, являлся главнокомандующим союзной ар­мией и флотом, назначал общесоюзных чиновников. Союзный совет (Бундесрат), состоявший из предста­вителей государств — членов Союза, наделялся правом законодательной инициативы, правом утверждения принятых рейхстагом законов, а также контролем за исполнением союзного законодательства. В Совете из 43 голосов 17 принадлежало Пруссии. Она же получа­ла право вето в решениях относительно армии, флота и налогов. Выборы в Общесоюзный рейхстаг проводи­лись на основе всеобщего избирательного права.

Заключительный этап объединения Германии свя­зан со франко-прусской войной (1870-1871 гг.), спро­воцированной О. Бисмарком. Появление Северо-Гер­манского союза вызвало переговоры между Францией и Австрией, к которым подключилась Италия. Поэто­му О. Бисмарк решил предотвратить появление анти­прусской коалиции, способной воспрепятствовать не­мецкому государственному объединению. В войну оказался втянут не только Северо-Германский союз, но и четыре южногерманских государства — Бава­рия, Вюртемберг, Баден и Гессен-Дармштадт, — это подготовило почву для создания нового единого не­мецкого государства.

18 января 1871 г. Северо-Германский союз был пре­образован в Германскую империю. В нее вошли 4 ко­ролевства, 6 великих герцогств, 12 герцогств и 3 воль­ных города с населением 41 млн. человек. Король Прус­сии был провозглашен императором Вильгельмом I. В марте 1971 г. начал свою работу первый германский рейхстаг, а 14 апреля он принял конституцию нового государственного образования.

В основу Конституции Германской империи 1871 г. была положена конституция Северогерманского союза. Империя создавалась на федеративных принципах, но в сочетании с элементами унитарного государства. Конституция указывала, что «имперские законы име­ют преимущество перед законами земельными». В компетенции федерации находились вопросы граждан­ства, таможни и торговли, финансовая система и на­логи, железные дороги, водные и сухопутные пути сообщения, почта и телеграф, армия и флот. Общее законодательство в гражданском праве, уголовном пра­ве и судопроизводство также были отнесены к преро­гативам империи. С помощью имперского законодательства допускалось улаживание конституционных конфликтов между субъектами союза. Член союза, не выполнивший конституционных обязанностей, принуждался к этому посредством «экзекуции*. Она на­значалась Союзным советом и приводилась в исполне­ние императором.

Представительство государств, вошедших в состав союза, обеспечивалось в Союзном совете (Бундесра­те). Однако структура германской федерации не до­пускала равенства ее субъектов. Господствующее по­ложение заняла Пруссия, из 58 мест в Бундесрате ей принадлежало 17, а для отклонения изменений кон­ституции достаточно было 14 голосов. Остальные со­юзные государства получили от 1 до 6 голосов в зави­симости от территории, населения и экономического потенциала. Подобное неравенство позволяет оценить Германию как «псевдофедерацшо» с явным тяготе­нием к унитаризму.

Особенность государственного устройства Германии по новой конституции состояла в закреплении огром­ной власти монарха. Президентство в Союзе принад­лежало королю Пруссии, который получал титул гер­манского императора. Он представлял империю в меж­дународных делах, включая право на заключение меж­дународных союзов и соглашений, право объявлять войну и заключать мир. Император получал возмож­ность контролировать представительные органы, он обладал правом созыва, отсрочивания и закрытия Со­юзного совета и рейхстага. Законодательные полномо­чия императора давали ему право «разработки и пуб­ликации имперских законов», а также надзора за их исполнением. Постановления и распоряжения импе­ратора имели силу закона. Хотя конституция ввела принцип контрассигнатуры (требование скреплять подпись императора подписью канцлера), он означал лишь переложение ответственности за принятое ре­шение на канцлера. Любая территория империи мог­ла быть переведена на военное положение распоря­жением императора. В качестве главы исполнитель­ной власти монарх назначал и увольнял имперских должностных лиц.

Важное место в государственном механизме Герма­нии занял канцлер. Он был единственным имперским министром и воплощал правительство империи. Кан­цлеру принадлежало председательство в Союзном со­вете, где при равенстве голосов его голос был решаю­щим. Канцлер назначался императором и был ответ­ственен только перед ним.

Законодательными органами являлись Бундесрат (Союзный совет) и Рейхстаг. В иерархии государствен­ных органов Бундесрат занял положение верхней па­латы парламента. Ни один закон не мог вступить в силу без утверждения бундесратом. Он имел право издавать административные распоряжения во испол­нение законодательства, обладал правом конституци­онного контроля.

Рейхстаг — нижняя палата — орган общенациональ­ного представительства, создавался на основе всеоб­щих, прямых, тайных выборов. Однако избиратель­ными правами пользовались только мужчины, дос­тигшие 25-летнего возраста, кроме военнослужащих и пользующихся помощью для бедных. Законодатель­ная компетенция касалась вопросов имперского за­конодательства, но она существенно ограничивалась правом бундесрата и императора не утверждать ре­шения рейхстага.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал