Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биржевое законодательство и регулирование биржевой деятельности






По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Согласно (11) идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась едва ли не вместе с биржами. В июле 1990 г. был подготовлен первый проект Закона РСФСР “О товарной бирже и биржевой торговли”, вошедший в программу “500 дней”. Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках (Казахстан, Латвия), а также проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Здесь можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, подготовленный на РТСБ. И несмотря на то что все они так и остались проектами, тем не менее их разработки определили основные подходы к проблеме.

Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировались на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно - административной системы управления к рыночной экономике.

Среди этих документов выделяются:

1. Основы гражданского законодательства, определяющие организационно - правовую структуру рынка.

2. Закон РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” от 25 декабря 1990 г. Этим законом определялись акционерные общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, устанавливался порядок учреждения предприятий и их государственной регистрации.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 161 “О деятельности товарных бирж в РСФСР”, которым утверждено временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР. Этим положением была разрешена реализация на товарных биржах по свободным ценам товаров, произведенных сверх госзаказа и обеспечения межреспубликанских обязательств, т.е. было положено начало свободной торговли. Этим актом была регламентирована деятельность бирж по некоторым вопросам. В частности:

· введена обязательность регистрации сделок, заключаемых на товарных биржах;

· запрещена товарно - посредническая деятельность самих товарных бирж;

· размер уставного фонда биржи должен быть не менее 10 млн. руб;

· введена выдача лицензий

31 мая 1991 г. приказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) № 28 было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР. Этот документ содержал ряд новых существенных моментов. Был введен запрет на участие наемных служащих биржи в биржевых торгах, на создание собственных брокерских контор, а также на переход служебной информации другим лицам. Был определен порядок лицензирования, состав документов, требования к Уставу биржи и правилам биржевой торговли.

Следующим важным документом стало Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в стране (утверждено постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78). В нем дано определение ценной бумаги, установлен порядок их выпуска, регистрации и обращения, охарактеризованы участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа. Также было утверждено Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг.

Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж на право совершения операций с ценными бумагами (разработано на основе постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78) были установлены квалификационные требования к специалистам, порядок их аттестации и контроль за неиспользованием ими выданных лицензий.

Основным документом регулирующим деятельность товарной биржи и биржевой торговли стал Закон Российской Федерации “О товарных биржах и биржевой торговле” от 20 февраля 1992 года. Данным законом созданы правовые гарантии для торгово - посреднической деятельности; учтены реальные процессы, которые происходят на современных биржах. Согласно этого документа биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет.

Она не может также осуществлять торговую, торгово - посредническую и иную деятельность непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли (ст 3 Закона). Предприятия и организации не отвечающие этим положениям не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов “товарная биржа” или “биржа” и не подлежит регистрации в качестве биржевых структур (ст 5 Закона). Согласно ст 6 п 2 Закона предметом биржевых сделок не может быть недвижимое имущество, объекты интеллектуальной и промышленной собственности, а также произведения искусства. Также данный Закон определяет участников биржевых торгов и их право.

Порядок валютного регулирования и общие понятия, необходимое для совершения сделок с валютой определены принятом в октябре 1992 г. Законом РФ “О валютным регулировании и валютном контроле”.

11 мая 1993 г. было принято Постановление Правительства РФ № 452 “О мерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи”. Этим постановлением подтверждается, что развитие биржевой торговли является важнейшим фактором формирования российского рынка, им предусмотрена необходимость разработки механизма проведения на товарных биржах конкурсов по размещению заказов на закупку и поставку товаров для государственных нужд, прежде всего мяса, зерна, сахара, нефти, леса, хлопка, шерсти, металлов.

Комиссия по рынку ценных бумаг регулирует фондовый рынок в России. В ее состав входят представители Минфина РФ, Центрального Банка РФ, Комитета по антимонопольной политике.

Регулирование биржевой деятельности со стороны государства может быть представлено следующей схемой (3):

 

Федеральное собрание Президент

Законодательные акты Указы

 

Правительство

 

 

Централь-ный банк Комиссия по рынку ценных бумаг КТБ Министерство финансов Министерство экономики Комитет по антимо- нопольной политике

 

Схема 1. Органы, регулирующие биржевую деятельность в РФ

 

Лицензированные биржи и индивидуальных посредников является составной частью государственного регулирования. Согласно Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж КТБ уполномочена выдавать, аннулировать и приостанавливать действие биржевых лицензий.

Для получения лицензии в комиссию представляются внутрибиржевые документы (Устав, учредительный договор, Правила биржевой торговли), свидетельство о государственной регистрации, документ удостоверяющий право пользования помещением; документ, подтверждающий внесение в уставной капитал товарной биржи не менее 50% объявленой суммы; список учредителей.

Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течении 2-х месяцев. Если она отказывает в выдаче лицензии, то при повторном обращении принимается в течении месяца.

Лицензирование биржевой торговли ценными бумагами включает лицензирование биржевых посредников и лицензии инвестиционных институтов.

При этом, чтобы получить лицензию инвестиционному институту, ему необходимо иметь в штате сотрудников с квалификационными аттестатами. Последнии выдаются при условии сдачи соответствующего экзамена.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” Указом Президиума РФ № 1009 от 1 июля 1996 года Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Этим же Указом было утверждено “Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг”, в котором определено что ФКЦБ является федеральным органом исполнительской власти, подчиняется непосредственно Президенту РФ и состоит из 6-ти членов.

ФКЦБ вправе (ст. 10 Положения):

1. Выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительской власти;

2. Устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных) нормативы достаточности собственных средств;

3. В случаях нарушения законодательства приостанавливать или аннулировать лицензию, выданную на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами;

4. Проводить проверки, назначать инспекторов для контроля на рынке ценных бумаг;

5. Направлять предписания, обязательное для исполнения и др.

По вопросам лицензирования ФКЦБ издает распоряжения, которые принимаются при согласии не менее половины ее членов и подписываются председателем.

Для рассмотрения межведомственных вопросов в ФКЦБ России имеется совещательный орган - коллегия, состоящая из 15 членов. Кроме того, при комиссии имеется консультационно - совещательный орган - Экспертный совет (25 членов).

Следует отметить, что наиболее полно принципы государственного регулирования рынка ценных бумаг, были отражены в “Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года № 1008.

В частности среди них можно выделить:

· функциональное регулирование в сочетании с институциональным по вопросам контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;

· использование механизмов саморегулирования;

· поддержка конкуренции на рынке и др.

Также сформулирована стратегия государства на рынке ценных бумаг, определены цели и задачи - государственной политики, рассмотрены вопросы налогообложения, развития нормативно - правовой базы рынка ценных бумаг.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал