Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политика как социальное явление
Термин «политика» чаще всего употребляется в двух значениях: • целенаправленная деятельность людей в сферах властных, государственных, классовых, национальных отношений; • характеристика организационных структур, институтов, обеспечивающих стабильность и позволяющих регулировать политическую деятельность людей. Первое из этих значений выражает деятельностный аспект политики (динамизм, зависимость от действий политических субъектов, взаимосвязь с другими видами социальной деятельности), второе - институциональный характер политики, ее организационную структурированность. В общественной мысли со времен Средневековья распространилось понимание политики как «искусства возможного». Это искусство рассматривается как совокупность умений оптимально управлять социальными группами и процессами, способность достижения наивысших результатов с наименьшими издержками и в максимально короткие сроки. Политика как явление общественной жизни не присуща человеческому рода изначально. В первобытном, социально-однородном обществе, существовавшем тысячелетия, не было политики. Власть и такие социальные институты, как род и собрание всех взрослых его членов, носили неполитический характер. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства, а вместе с ним и политики. Политика существует в двух формах — теоретической и практической. Первая — это мыслительная деятельность, работа воображения, теоретическое проектирование, планирование и т.д. Практическую форму политики образуют организация и функционирование органов власти, политических партий, движений и т.д. Политика может быть классифицирована по ряду оснований - направленности, сферам общественной жизни, видам деятельности, содержанию и характеру, масштабности целей. По направленности политику различают на внутреннюю и внешнюю. По сферам общественной жизни внутренняя политика дифференцируется на экономическую, социальную, правовую, национальную, оборонную, научную, экологическую, религиозную и т.д. Как вид деятельности политика осуществляется на нескольких уровнях — местном, региональном, государственном и международном. По содержанию и характеру политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной, гуманной и антигума ной, реалистической и волюнтаристской и т.д. По критерию масштабности целей политика может классифицироваться как стратегическая и тактическая. В условиях глобализации современного мира, понимаемой прежде всего как усиление взаимозависимости государств вследствие экономической интеграции, развития информационных и коммуникативных технологий, грань между внутренней и внешней политикой становится все более проницаемой, условной. Поэтому многие ученые рассматривают политику как целостное явление, не разделяя ее на внутреннюю и внешнюю. Структуру политики образуют субъекты, объекты и ресурсы. Субъекты политики - это носители целенаправленного политического действия (государство, партии, профсоюзы, политические движения, индивиды, социальные общности). Объекты политики - это общество во всей совокупности протекающих в нем процессов, основные сферы его жизни, те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которых в определенных целях оказывается политическое воздействие. Различие между субъектами и объектами политики условно, поскольку все участники политического процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных ситуаций могут выступать в качестве субъекта и объекта политики. Ресурсы политики - это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики для воздействия на объекты с целью их изменения. Различают четыре вида ресурсов - материально-технические, человеческие, духовные и временные. В политике выделяют три уровня ее существования - макроуровень, микроуровень и мегауровень. Макроуровень характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Микроуровень политики охватывает отдельные организации -партии, профсоюзы, группы интересов и т.п. Мегауровень политики относится к деятельности международных организаций - ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Первый из этих уровней характеризует суть политики, а второй и третий имеют подчиненное значение. Основные функции политики: 1) обеспечение целостности и стабильности общества; 2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; 4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли. Политика как целеполагающая форма деятельности осуществляется для достижения определенных целей путем использования разнообразных средств. Цель в политике - это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий. Средства в политике — инструменты превращения мотивов в реальные результаты (демонстрации, забастовки, пикеты, пропагандистские кампании, вооруженные действия, выборы, референдумы, этические и правовые нормы, традиции и пр.). Политические цели различаются по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам деятельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробная классификация целей политики - по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам. Воздействие различных средств политики на общество характеризует понятие метод политики. К методам политики относятся прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие. Между целями и средствами политики (включая методы их реализации) существуют взаимозависимость и взаимодействие. С одной сторона, цель и условия ее реализации предопределяют использование соответствующих средств. С другой стороны, средства, воздействуя на достигнутый результат, выявляют реалистичность или утопичность цели, могут корректировать ее параметры и даже искажать. Искусство политики состоит в умении соотносить цели и средства их достижения, оптимально использовать избранные средства, учитывать нравственную значимость как целей, так и средств. В современном обществе критерием при выборе средств политики должны быть основополагающие принципы гуманизма, утверждающие общечеловеческие ценности - право на жизнь, безопасностъ и свободу, развитие человеческой личности. Политические явления, процессы и взаимодействия в обществе характеризует понятие «политическая жизнь». Оно раскрывает особенности возникновения и развития политики, различные ее формы и детерминанты функционирования. Наиболее непосредственно политическая жизнь зависит от типа политического режима, уровня развития гражданского общества, влияния политических идеологий и религий, деятельности СМИ. Значительное воздействие на политическую жизнь оказывают природная среда (территория, ресурсы, климат), господствующие в обществе экономические отношения, развитие техники, особенности этнонациональных общностей. Роль и значение политической жизни возрастают по мере становления гражданского общества и правового государства. Это проявляется в развитии идейного и политического плюрализма; в функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти; в деятельности политических партий и средств массовой информации разной ориентации; в возникновении разветвленной системы общественных движений и негосударственных социальных институтов (центры, фонды, комитеты и т.д.). Важнейшими параметрами политической жизни общества являются стабильность и нестабильность. Политическая стабильность - состояние политической жизни общества, проявляющееся: во-первых, в эффективном функционировании политических институтов и их развитии при сохранении качественной определенности; во-вторых, в соблюдении юридических и моральных норм, сложившихся социальных традиций; в-третьих, в мирном разрешении конфликтных ситуаций. Политическую стабильность следует отличать от застоя и стагнации политической жизни, выражающихся в торможении или отсутствии ее динамики. Политическая нестабильность определяется как неспособность политической системы управлять изменениями, как отклонение от традиционных и приемлемых для общества стандартов. Политическая нестабильность может иметь долговременный или ситуационный характер. В первом случае необходимы коренные изменения в общественном устройстве, во втором — преобразования менее глубокие, не затрагивающие основы общественного устройства.
|