Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическое поведение и политическая деятельность
Понятия «политическое поведение» и «политическая деятельность» выражают активность индивидов и групп в сфере политических отношений. Политическое поведение — это различные формы взаимодействия людей с политической сферой, участия в политической жизни общества, а политическая деятельность — вид их активности в сфере властных отношений, вызванный стремлением сохранить или изменить социальное бытие. Политическое поведение как сложный феномен может классифицироваться по многим основаниям. Так, в зависимости от субъектов политического поведения (индивид, группа, массы) различают индивидуальное, групповое и массовое поведение; исходя из существующих в обществе правовых и нравственных норм, выделяют правомерное, отклоняющееся и экстремистское поведение; по мотивам дифференцируют сознательное и стихийное поведение; по ситуативным особенностям - стабильное, нестабильное, кризисное и т.д.; по формам проявления - бунт, протест, массовое недовольство; по продолжительности - длительное, кратковременное; по направленности -конструктивное и разрушительное. Политическое поведение мотивируется, направляется и обосновывается политическими ценностями. Эта категория означает субъективные предпочтения значимости тех или иных явлений, принципов и норм политической жизни. Политические ценности могут быть общечеловеческими, общенациональными, классовыми, групповыми и индивидуальными. К числу общечеловеческих ценностей относятся равенство, справедливость, безопасность, гражданские свободы, политические права, различные идеи. В зависимости от сущностной стороны политики выделяют ценности демократические, авторитарные, тоталитарные. Важнейшим стимулом политического поведения служат политические интересы, которые не только предопределяют конкретную направленность политической активности, но и многообразные формы ее проявления в различных сферах общественно-политической жизни. На политическое поведение влияют следующие факторы: социально-экономические условия жизнедеятельности, общественно-политический строй, уровень политической культуры общества, политические традиции и обычаи, мировоззрение и психология личности, международная обстановка. Воздействие этих факторов зависит от конкретно-исторических ситуаций и неодинаково по своей интенсивности. Одни действуют постоянно и непосредственно, другие кратковременно и опосредованно. Круг факторов, влияющих на регуляцию властью политического поведения, включает: 1) роль лидера, руководителя и воздействие, оказываемое им на участников политического процесса; 2) характер аргументации, призывов, обращенных к участникам политического процесса; 3) потребность в институционализации черт и норм политического поведения, например, в выработке четкой процедуры выборов, принятия решений или замещения должностей в государственном аппарате и т.д.; 4) уровень информированности общества: чем он выше, тем рациональнее политическое поведение, и наоборот; 5) политическое образование, расширяющее диапазон навыков и способов достижения целей политического действия; 6) степень групповой идентификации участников политического действия. По мере ее роста возможности регулирования их поведения увеличиваются. 7) степень риска в ходе принятия политических решений или развертывания политических процессов. Ее увеличение может способствовать консолидации приверженцев определенных ценностей или принципов. Антиподом политическому поведению являются различные формы неучастия человека в политике - так называемая «политическая иммобильность». Ими могут быть: а) пассивность, обусловленная низким уровнем общественного развития; б) индифферентность как результат заорганизованности политических отношений, низкой эффективности механизмов обратной связи между системой и обществом, разочарования в политических институтах и безразличия к их деятельности; в) апатия как форма неприятия политической системы, отказ от сотрудничества с ней (после чужеземного завоевания и оккупации, подавления массовых социальных и политических движений); г) бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам. Понятие «политическая деятельность» используется для характеристики наиболее динамичного аспекта политики - разнообразных действий, оказывающих влияние на политические реалии. Важнейшими чертами политической деятельности являются: • концентрация усилий на общих проблемах и потребностях существования социальной целостности; • рассмотрение государства и его институтов в качестве главных инструментов решения этих проблем; • использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей. Для современных условий характерны следующие наиболее общие тенденции политически активной деятельности: • растущее стремление граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, предпочтение новым социальным движениям и партиям движенческого типа, в частности «зеленым», а не жестко структурированным партиям; • объединение не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблем и по поводу их решения; • рост количества граждан, интересующихся политикой, при одновременном сокращении численности партий; • увеличение числа людей, склонных к независимой политизации, т.е. не связывающих свое участие в политике с принадлежностью к той или иной действующей политической силе или структуре и стремящихся действовать автономно от них. Различают политическую деятельность теоретическую и практическую. Первый вид деятельности связан с разработкой концепций социально-политического развития, формированием политических платформ и программ, прогнозированием политических процессов. Второй вид состоит в реализации разработанного курса субъектами политики. Оба вида деятельности, как правило, базируются на использовании национального и международного опыта. Анализ политической деятельности предполагает выделение и рассмотрение ее основных составляющих элементов: субъектов, объектов, целей, мотивов, средств, форм и методов действия, а также их результатов.
|