Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная служба как социальный институт.






Государственная служба – это прежде всего общественное явление, имеющее не только правовую, организационную, но и собственно социальную природу.

Тема государственной службы как социального института стала разрабатываться сравнительно недавно усилиями ученых – социологов.

В обществе в соответствии с его функциональными качествами действуют самые различные социальные институты – политические, экономические, духовные и т.д. В пределах названной классификации существует и такой институт, как государственная служба, имеющий в первую очередь политико – административный характер.

В социальном смысле слова понятие «служба» имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятие служащего, место его работы; волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряжение человека; ведомственное подразделение; самостоятельное ведомство, организация.

Социальное понятие «государственная служба» очень многогранно, и в широком смысле слова под государственной службой как социальным институтом понимается:

•исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства;

•особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных социальных условий для их достойной жизни;

• функция особого социального слоя людей – государственных служащих, которым присущи свои корпоративные интересы, социальные потребности и запросы;

• срез общественных отношений, складывающихся в процессе выполнения государственным аппаратом функций по обеспечению связи государства и гражданского общества;

• инструмент формирования и повышения уровня социального статуса чиновника;

• носитель культуры и традиций общества, должной морали и духовности.

Будучи механизмом государственного управления, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:

1)социальный характер, поскольку представляет собой социальную сферу профессиональной деятельности особой социальной группы общества – государственных служащих; всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государства и государственных органов;

2) социальную ориентацию – ее приоритетами является реализация социальных функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения (безопасность, образование, здравоохранение и т.д.);

3) социальную природу, так как представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности и социальные интересы;

4) защита прав и свобод человека и гражданина как главная социально – политическая ценность;

5) служба чиновников социуму – обществу, которое содержит институт государственной службы за счет своих налоговых отчислений.

Эти особенности подчеркивают социальный смысл и характер государственной службы в любом демократическом государстве, в том числе и России.

Государственная служба как правовой институт.

Одним из главных направлений реформирования и развития системы государственной службы РФ в современных условиях является формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно – правового института. Говоря о государственной службе Российской Федерации как государственно – правовом институте, следует прежде всего рассмотреть ее законодательную базу.

Законодательство о государственной службе образует прежде всего нормы права, т.е. нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных служащих. В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой РФ, осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

На федеральном уровне источниками права по данным вопросам являются: Конституция РФ; Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. №58 – ФЗ; Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79 – ФЗ и некоторые другие федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ вопросы государственной гражданской службы регламентируются конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а так же нормативными правовыми актами государственных органов субъектов РФ. Например, в Москве гражданская служба регулируется законом города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» от 26 января 2005 г. № 3.

Правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы, как и прежде, находятся в ведении федерального центра. Что касается гражданской службы субъектов РФ, то теперь ее правовое регулирование находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация - в ведении субъекта РФ, т.е. в правовом отношении регионы стали всецело зависимы от центра. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся так же кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариат.

Федеральное законодательство о государственной службе представлено законодательными актами двух уровней.

Первый уровень – это законы. Базовый – Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58 – ФЗ, вступивший в юридическую силу 27 мая 2003 г

Второй уровень федерального закона – подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации. Это указы Президента и постановления Правительства РФ, которые играют большую роль в оперативном регулировании государственной службы.

Современное законодательство России о государственной гражданской службе создает единую общефедеральную правовую базу гражданской службы Российской Федерации, обеспечивает ее профессиональный характер, способствует утверждению единой системы государственной службы Российской Федерации.

15. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе — должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа (он обеспечивает в пределах округа реализацию конституционных полномочий главы государства). Согласно Положению о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе (Указ Президента РФ от 13.05.2000 №849) он является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ, назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению руководителя Администрации, подчиняется и подотчетен непосредственно Президенту РФ (назначается на срок, не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий).

Полномочный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации. Он имеет заместителей.

Основные задачи полномочного представителя:

o организация в Федеральном Округе (ФО) работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

o организация контроля за исполнением в ФО решений федеральных органов государственной власти;

o обеспечение реализации в ФО кадровой политики Президента РФ;

o представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в ФО, а также о политическом, социальном и экономическом положении в ФО, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Полномочный представитель осуществляет следующие функции:

- обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в ФО;

- анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в ФО

- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ;

- разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах ФО;

- согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и иные должности в пределах ФО;

- организует контроль за исполнением ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в ФО;

- согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы ФО;

- согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти представления о награждении государственными наградами, вручает в ФО по поручению Президента РФ государственные награды;

- вручает по поручению Президента РФ удостоверение судьи;

- принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

- организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

- вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае их противоречия КРФ, ФЗ, международным обязательствам РФ;

- взаимодействует с Главным контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры при организации проверок исполнения в ФО ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Координацию деятельности полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента РФ.

Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации президента РФ.

16. Г осударственный совет РФ – это совещательный орган, созданный при Президенте РФ в целях реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Государственный совет включает в себя: 1) председателя Государственного совета (им является Президент РФ); 2) членов Государственного совета (ими являются высшие должностные лица либо руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).

Работа Государственного совета осуществляется на общественных началах, т. е. деятельность должностных лиц по работе в этом Государственном совете не оплачивается.

 

Деятельность Государственного совета РФ регулируется Положением о Государственном совете РФ (утв. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602).

 

 

В составе Государственного совета для решения оперативных вопросов формируется президиум, который включает в себя 7 членов Государственного совета. Состав президиума определяется Президентом РФ и замещается 1 раз в полгода.

 

В полномочия президиума Государственного совета входит рассмотрение плана работы Государственного совета, повестки дня его очередного заседания, анализ реализации плана работы Государственного совета и его решений. Заседания президиума Государственного совета проводятся не реже 1 раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета.

 

Государственный совет и его президиум в своей структуре могут создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, вынесенных на заседание Государственного совета. Эти группы могут привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов как на оплачиваемой основе, так и на общественных началах.

 

Организация деятельности Государственного совета осуществляется специальными подразделениями Администрации Президента РФ и Управлением делами Президента РФ.

Основными задачами Государственного совета являются:

 

§ содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

 

§ обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации;

 

§ обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

 

§ содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

 

§ рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;

 

§ обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;

 

§ обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета;

 

§ обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;

 

§ обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

 

Сегодня Госсовет, без преувеличения, можно назвать своеобразным «расширенным правительством», способным находить общенациональные подходы к решению самых сложных проблем.

17. Статья 70

1. Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

 

Комм. Михалева Н.А.

 

В настоящей статье определяются государственные символы Российской Федерации — России как суверенного государства. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации — официальные эмблемы государства. Их описание и порядок использования устанавливаются федеральным конституционным законом, что подчеркивает значение государственной символики. Однако пока еще такой закон не принят.

Россия начала возрождение государственного суверенитета с деполитизации государственных символов. Указом Президента Российской Федерации «О дне Государственного флага Российской Федерации» от 20 августа 1991г. был восстановлен исторический российский трехцветный Государственный флаг. Ныне 22 августа отмечается как день Государственного флага России.

Статус Государственного флага до принятия соответствующего федерального конституционного закона определяется Положением о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденным Указом Президента России о Государственном флаге Российской Федерации от 11 декабря 1993г. Государственным флагом Российской Федерации является прямоугольное полотнище с соотношением ширины флага к его длине 2: 3, состоящее из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней белой, средней синей и нижней красной.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания. Он находится постоянно на зданиях — резиденциях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации.

В дни государственных праздников и памятных событий Государственный флаг России вывешивается на зданиях центральных органов федеральной исполнительной власти, других органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах.

За границей российский флаг вывешивается на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации или при международных организациях — в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания.

Государственный флаг (в уменьшенном размере) устанавливается на транспортных средствах Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации за границей, глав постоянных представительств России при международных организациях.

Государственный флаг поднимается на морских судах, судах внутреннего плавания и других средствах передвижения, на которых в качестве официальных лиц находятся Президент, Председатель Правительства или другие лица, представляющие Президента или российское Правительство, в соответствии с морскими традициями и правилами дипломатического протокола.

Государственный флаг России поднимается на судах, внесенных в Государственный судовой реестр Российской Федерации или судовой реестр Государственной речной судоходной инспекции, на которые выдан судовой патент, соответствующее судовое свидетельство или судовой билет, — в качестве кормового флага. На буксирных судах, ведущих другие суда или плоты, Государственный флаг Российской Федерации поднимается на носовом флагштоке или гафеле. Судно, плавающее под государственным или национальным флагом иностранного государства, при прохождении внутреннего моря и (или) внутренних судоходных путей Российской Федерации либо во время стоянки в российских портах в дополнение к флагу своего государства должно поднимать и нести в соответствии с международными морскими обычаями также Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг России может находиться в рабочих кабинетах Президента Российской Федерации, председателей Палат Федерального Собрания, Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных судей, прокуроров, Председателя Центрального банка России, руководителей центральных органов федеральной исполнительной власти, Уполномоченного по правам человека, руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации, глав местной администрации, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей или при международных организациях.

Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят при церемониях и во время других торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств.

Изображение Государственного флага может наноситься на воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Государственный флаг может быть вывешен в знак траура. В таких случаях в верхней части древка (мачты) флага крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага, В знак траура Государственный флаг может быть приспущен до половины древка.

Субъекты Российской Федерации могут иметь собственные флаги, что определено их конституциями, уставами и специальными законами.

Флаги субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, административно-территориальных образований не должны быть идентичны. Государственный флаг Российской Федерации не может использоваться в качестве геральдической основы флагов субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, административно-территориальных образований.

При одновременном поднятии государственных флагов России и ее субъектов, флагов предприятий, учреждений, организаций, административно-территориальных образований Государственный флаг Федерации должен быть поднят с левой стороны здания (если стоять лицом к фасаду), а любой другой флаг — с правой. При одновременном поднятии нескольких флагов Государственный флаг Российской Федерации должен располагаться в центре (при нечетном числе флагов — левее центра). В этих случаях флаги субъектов Федерации, предприятий, учреждений и административно-территориальных образований не должны быть по размеру больше Государственного флага России.

Государственный флаг Российской Федерации независимо от размера должен соответствовать его описанию, данному в Положении о Государственном флаге.

Ответственность за соблюдение установленных требований при поднятии Государственного флага Российской Федерации несут руководители органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, использующих Государственный флаг, а при поднятии его на жилых домах — владельцы этих домов.

Государственный герб Российской Федерации — это официальная государственная эмблема страны, символ государственного суверенитета. Государственный герб России воспроизводит традиционную российскую символику.

Изображение Государственного герба и порядок его использования до принятия федерального конституционного закона определяются Указом Президента о Государственном гербе Российской Федерации от 30 ноября 1993г.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите, над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две меньшего и над ними — одна большего размера). В лапах орла — скипетр и держава, на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона.

Двуглавость орла отражает евразийское положение России (одна голова орла смотрит на Восток, другая обращена на Запад). Всадник, поражающий дракона, символизирует идею борьбы добра со злом, света с тьмой.

Государственный герб Российской Федерации восходит к традиционным российским символам, несет в себе идею стабильности государства и тех непреходящих ценностей, которые составляют его основу. Изображенные на Государственном гербе России символы, отличающие ее от других государств мира, создают собирательный образ страны.

Допускается воспроизведение герба, как в цветном, так и черно-белом изображении. Он может исполняться в различных материалах и технике, рассчитан на разное увеличение и уменьшение (при сохранении пропорций).

Государственный герб помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства России, решений высших федеральных органов судебной власти.

Государственный герб воспроизводится на бланках и печатях Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Правительства России, Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, Центрального банка России, центральных органов федеральной исполнительной власти, федеральных судов, Счетной палаты, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей, а также на бланках и гербовых печатях иных органов государственной власти Российской Федерации.

Государственный герб изображается на паспортах граждан Российской Федерации или документах, их заменяющих.

Государственный герб помещается на официальных резиденциях органов государственной власти, в кабинете Президента Российской Федерации и на его транспортных средствах, в залах заседаний палат Федерального Собрания, Правительства, федеральных судов. Уполномоченного по правам человека, кабинете Генерального прокурора Российской Федерации, а также на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей.

Государственный герб может изображаться на знаменах и флагах Вооруженных Сил Российской Федерации, Внутренних войск МВД, Пограничных войск, знаках различия военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также на форменной одежде дипломатического персонала МИД России.

Государственный герб помещается на пограничных знаках и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Государственный герб может изображаться на орденах и медалях Российской Федерации и ее денежных знаках. Иные случаи официального воспроизведения Государственного герба устанавливаются Президентом России.

Субъекты Российской Федерации могут иметь собственные гербы. Герб субъекта Российской Федерации является его символом как равноправного субъекта и неделимой части Российской Федерации.

Государственный гимн — торжественное музыкальное произведение, символизирующее государство. Российский гимн создан на основе «Патриотической песни» М.И.Глинки. Текст Государственного гимна пока еще не определен. Положение о Государственном гимне Российской Федерации утверждено Указом Президента России о Государственном гимне Российской Федерации от 11 декабря 1993г. Оно действует до принятия соответствующего федерального конституционного закона.

Государственный гимн исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. Исполнение Государственного гимна обязательно при поднятии Государственного флага Российской Федерации; после принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации; при открытии и закрытии сессий палат Федерального Собрания; открытии памятников и памятных знаков; при вручении государственных наград Российской Федерации; при встрече и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, посещающих Российскую Федерацию с официальным визитом (в этом случае Государственный гимн России исполняется после государственного гимна соответствующей страны); при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам страны, а также в ряде других случаев, предусмотренных законом.

Государственный гимн Российской Федерации транслируется государственными телерадиокомпаниями:

в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года;

при телевещании перед выходом в эфир первой телепрограммы — в дни государственных праздников Российской Федерации;

при радиовещании — ежедневно перед выходом в эфир первой и по окончании последней радиопрограммы, а при непрерывном вещании — в 6 часов и в 24 часа московского времени.

Исполнение Государственного гимна в воинских частях, на военных кораблях и судах регламентируется воинскими уставами. При проведении официальных мероприятий за границей исполнение Государственного гимна осуществляется в соответствии с правилами, установленными МИД России с учетом практики страны пребывания и Положения о Государственном гимне Российской Федерации.

Допускается исполнение Государственного гимна Российской Федерации при проведении спортивных соревнований с учетом существующей практики спортивных организаций. Другие случаи обязательного исполнения Государственного гимна устанавливаются Президентом Российской Федерации.

При публичном исполнении Государственного гимна присутствующие заслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.

Республики в составе России и другие субъекты Федерации могут иметь собственные гимны.

Правовое государство воспитывает у граждан уважение к государственным символам. Надругательство над флагом, гербом и гимном несовместимо с традициями уважения к истории Отечества, общепризнанными нормами морали, недостойно цивилизованного общества. Лица, виновные в публичном осквернении государственных символов, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением Положений о Государственном флаге, Государственном гербе и Государственном гимне Российской Федерации возлагается на Государственную герольдию при Президенте Российской Федерации.

Часть 2 комментируемой статьи закрепляет статус города Москвы как столицы Российской Федерации. В Москве находится резиденция Президента России, здесь работают Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, высшие федеральные органы судебной власти, центральные отраслевые органы исполнительной власти. Генеральная прокуратура России, Центральный банк. В столице могут находиться представительства республик в составе Российской Федерации, краев, областей, города Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов. Столица является местом пребывания дипломатических представительств иностранных государств в России.

Статус столицы устанавливается федеральным законом. В настоящее время это Закон Российской Федерации о статусе столицы Российской Федерации от 15 апреля 1993г. с изменениями и дополнениями от 18 июля 1995г.

Москва — город федерального значения, субъект Российской Федерации. Ее статус в этом качестве определен Уставом — Основным Законом города Москвы, принятым Московской городской Думой 28 июня 1995г. Она имеет собственные символы — герб, флаг и гимн (ст.1 Устава г.Москвы). Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите всадника в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного змия. Флаг города Москвы — прямоугольное полотнище темно-красного цвета с двусторонним изображением в центре Святого Георгия Победоносца (ст.8 Устава г.Москвы).

Здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд, а также земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения и сооружения, находятся в федеральной собственности Российской Федерации.

Здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются федеральным органам государственной власти Российской Федерации, правительствам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, города Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов в аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В том же порядке предоставляются в аренду находящиеся в собственности города Москвы сооружения и помещения дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. В решении вопросов о предоставлении в аренду указанных зданий, строений, сооружений и помещений интересы дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти города Москвы представляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

18 вопрос. Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельно-

сти руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституци-

онными законами, федеральными законами, законами РФ, РСФСР и

действующими законами СССР, нормативными актами Президента

РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, по-

становлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ

(СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Предсе-

дателя Верховного Суда РФ, Приказами Министра юстиции РФ,

приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора

РФ иными ведомственными нормативными актами, конституциями

республик, уставов, а также законами и иными нормативными акта-

ми субъектов Российской Федерации, решениями органов судейско-

го сообщества, принятыми в пределах их полномочий и другими

нормативными актами.

Однако основными источниками курса «Правоохранительные

органы» являются законы. По своему содержанию их можно разде-

лить на несколько групп:

1. Общего характера:

— Конституция РФ;

— УПК;

— ГПК РФ;

— АПК РФ;

— Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об об-

щих принципах организации законодательных (представительных) и

исполнительных органов государственной власти субъектов Россий-

ской Федерации»;

— Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г.

№ 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской

Федерации»;

— Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г.

№ 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации»;

— некоторые иные законы.

2. О судебной власти, правосудии и судах:

3. Об организационном обеспечении деятельности судов и ор-

ганах его осуществляющих:

4. О прокурорском надзоре и органах прокуратуры:

5. Об организации выявления и расследования преступлений:

6. Об организации юридической помощи:

19. Избирательная система:

Под избирательной системой в РФ понимается порядок выбора президента, депутатов законодательного органа, федеральных и иных органов, которые предусмотрены К РФ и ФЗ.

Порядок избрания определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право.

Избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой и работают вместе.

Различается:

- активное избирательное право – это право избирать и участвовать в избирательной компании;

- пассивное избирательное право – это право избираться в органы государственные власти.

Источники:

- К РФ;

- К республик;

- ФЗ, касающиеся избирательной компании;

- и другие НПА;

Граждане участвуют в избирательной компании на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, а также при тайном голосовании.

Президент РФ – глава государства, призванный обеспечивать взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти.

Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях: 1) истечения срока полномочий; 2) отставки Президента РФ в силу невозможности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья; 3) смерти Президента РФ; 4) отрешения Президента от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.

С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ. Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ.

Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и проводятся выборы нового Президента РФ. С его вступлением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ.

Моментом окончания срока полномочий Президента РФ признается момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Добровольная отставка Президента РФ возможна по причине тяжелого физического состояния Главы государства. В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке.

Отрешение Президента РФ от занимаемой должности проводится в строго установленном федеральным законодательством порядке.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.032 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал