Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы государственной власти






Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, является со­ставной частью понятия основ конституционного строя. Пере­чень таких органов является исчерпывающим, т. е. не допускает­ся создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции. чЭто особенно важно для федеративного госу­дарства с большим числом субъектов и сложной системой разгра­ничения предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти Федерации и ее субъектов.

Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

Президент РФ;

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государствен­ная Дума);

Правительство РФ;

суды РФ.

Нетрудно заметить, что этот перечень соответствует опреде­ленным главам Конституции, в которых конкретно определяются порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.

Сопоставление ст. 10 и 11 Конституции (в первой из них госу­дарственная власть определена в трех формах, а во второй — в четырех) позволяет сделать вывод о том, что президентская власть обладает определенными чертами государственной власти, отличными от трех других. Статья 11 не раскрывает роль и пол­номочия главы государства — это сделано в гл. 4. Но указание на Президента как на составную часть государственного механизма именно в главе об основах конституционного строя, которая не подлежит изменению без изменения всей Конституции РФ, дает определенный ответ тем политическим силам, которые выступа­ют за отмену президентства в России.

В то же время природа президентской власти, юридическая сила издаваемых Президентом нормативных актов недостаточно выявлены самой Конституцией. Власть, которая не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной, — это власть загадочная по своей юридической природе. Выше отмечалось, что ответом на эту загадку, рожденную Конституцией, может быть только включение президентской власти в исполнительную. Время, прошедшее после принятия Конституции 1993 г., как и зарубежный опыт, показывают, что на практике вопрос решается именно таким образом, хотя за Президентом сохраняются и оп­ределенные собственные полномочия.

Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ст. 77 гово­рится, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Эта сторона де­ла уже усвоена субъектами Федерации, в результате чего возник­ли самые разнообразные системы государственной власти — в одних республиках есть президенты, а в других нет, серьезно личаются полномочия и взаимоотношения законодательной и исполнительной властей. Относительно единообразные системы могут возникнуть при реализации в полном объеме ч. 1 ст. 77, в которой требуется соответствие систем органов государственной власти субъектов Федерации двум положениям:

основам конституционного строя Российской Федерации;

общим принципам организации представительных и испол­нительных органов государственной власти, установленных фе­деральным законом.

Очевидно, что одного первого положения явно недостаточно. Системы органов государственной власти в субъектах РФ долж­ны соответствовать каким-то общим принципам, устанавливае­мым через специальный федеральный закон. Эту роль выполняет Федеральный закон «Об общих принципах организации законо­дательных (представительных) и исполнительных органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации».

В федеративном государстве принцип единства государствен­ной власти предполагает четкое распределение компетенции (предметов ведения и полномочий) между федерацией и ее субъ­ектами. Все федеративные государства придают этому принципу первостепенное значение. В ходе обсуждения проекта Конститу­ции России данный вопрос приобрел особую остроту, поскольку к этому времени между Российской Федерацией и ее субъектами уже существовал Федеративный договор в виде трех отдельных договоров, определивший разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти ее субъек­тов.

В Конституции РФ к основам конституционного строя отне­сено не только признание необходимости такого разграничения, но и указание оснований для него: настоящая Конституция, а также Федеративный и иные договоры по этому вопросу. Кон­ституция отвела вопросу о предметах ведения значительное место (ст. 71—73), установив предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также определив полноту государственной власти субъектов Федерации вне этих предметов. Этим вопрос полно­стью исчерпывается, поскольку по своей юридической силе Кон­ституция выше Федеративного договора. В «Заключительных и переходных положениях» (раздел второй Конституции) специ­ально отмечается, что в случае несоответствия положениям Кон­ституции положений Федеративного договора действуют положе­ния Конституции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал