Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода совести и вероисповедания






Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбран­ной им религии, так и быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана го­сударственная религия и, следовательно, существует определен­ное давление на человека с целью заставить его принять эту ре­лигию. В государствах без государственной религии свобода слу­жит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким обра­зом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т. е. как право человека, равнозначным является понятие свобо­ды религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно пропо­ведовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указан­ные термины употребляются как идентичные.

Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии соединяет со свободой мысли, вклю­чая в нее «свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеж­дения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиоз­ных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвер­гаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или прини­мать религию или убеждения по своему выбору» (ст. 18).

Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право испо­ведовать индивидуально или совместно с другими любую рели­гию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28). Такая формулировка в значитель­ной мере повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта. Но в ней в завуалированном виде закреп­ляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» ре­лигии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается пра­вового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции.

Свобода совести и вероисповедания регламентируется Феде­ральным законом «О свободе совести и о религиозных объедине­ниях». Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповеда­ния, для чего, в частности, запрещено обязывать человека сооб­щать о своем отношении к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к религии может послу­жить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание тайны исповеди — ни при каких обстоятельст­вах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. Гражданин РФ, если его убеж­дениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Закон запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Граждане РФ равны перед законом во всех областях жизни независимо от их религиозной принадлежности. Воспре­пятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над лич­ностью, умышленным оскорблением чувств граждан, пропаган­дой религиозного превосходства, повреждением имущества, пре­следуется в соответствии с законом. За религиозными объедине­ниями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религи­озной литературы и предметов религиозного назначения, между­народных связей и т. д.

Религиозные организации подлежат государственной регист­рации с учетом установленного специального порядка государст­венной регистрации религиозных организаций. Решение о госу­дарственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти в области юсти­ции или его территориальным органом. Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государ­ственной регистрации, об изменении сведений, представленных при регистрации.

Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридиче­ских лиц, является основанием для обращения органа, приняв­шего решение о государственной регистрации религиозной орга­низации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юриди­ческих лиц. Религиозная организация также обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

Законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Речь идет о различных изуверских сектах и объединениях, все еще не­легально действующих в стране.

Деятельность религиозного объединения может быть приоста­новлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося рели­гиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по ос­нованиям, предусмотренным Федеральным законом «О противо­действии экстремистской деятельности».

Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 ноября 1999 г. отметил: «Из статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 13 (ч. 4), 14, 19 (ч. 1 и 2) и 30 (ч. 1) сле­дует, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, в силу чего федеральный зако­нодатель, реализуя полномочия, вытекающие из ст. 71 (п. «в» и «о») и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать гражданско-правовое положение религиозных объединений, в том числе условия признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок его учреждения, создания, государст­венной регистрации, определить содержание правоспособности ре­лигиозных объединений.

При этом законодатель, учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение ст. 17 (ч. 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Россий­ской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражда­нина согласно общепризнанным принципам и нормам международ­ного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вводимые им меры, относящиеся к учреждению, созданию и регист­рации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятель­ности общественных объединений, а возможные ограничения, затра­гивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправ­данными и соразмерными конституционно значимым целям.

В демократическом обществе с присущим ему религиозным плю­рализмом подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойст­вия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Государство вправе преду­смотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять ста­тус религиозной организации автоматически, не допускать легализа­ции сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской дея­тельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии дру­гих и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопро­вождается предложением материальных или социальных выгод с це­лью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, пси­хологическим давлением или угрозой применения насилия и т. п.».

Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последние годы, возрождает духовные силы России. Церкви возвращают храмы, религиозные ценности, восстанавливаются религиозные учебные заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами од­ной из важнейших гражданских свобод — свободы вероисповеда­ния. Указом Президента РФ «О мерах по реабилитации священ­нослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14 марта 1996 г. осужден «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий».

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о рели­гиозных объединениях» передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях куль­товых зданий и сооружений, а также иного имущества религиоз­ного назначения, находящегося в государственной или муници­пальной собственности, осуществляется безвозмездно.

В то же время, как отметил Конституционный Суд РФ (опре­деление от 23 мая 2006 г.) при передаче религиозным организа­циям находящегося в государственной или муниципальной соб-стенности имущества религиозного назначения должны обеспе­чиваться конституционные гарантии лицам, владеющим этим имуществом на законных основаниях, с тем чтобы соблюдался баланс прав и интересов религиозных организаций и владельцев имущества.

Что же касается статуса земельных участков, то Федеральным законом о внесении изменений в Земельный кодекс от 29 сен­тября 2004 г. религиозным организациям, имеющим в собствен­ности здания, строения, сооружения, соответствующие земель­ные участки предоставляются в собственность бесплатно. Если же такие объекты принадлежат религиозным организациям на праве безвозмездного пользования, то и соответствующие зе­мельные участки предоставляются им на праве безвозмездного пользования на срок пользования этими объектами.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал