Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на объединение






Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и пред­ставлять коллективные интересы. Совокупность этих объедине­ний отражает способность гражданского общества к самооргани­зации, т. е. к решению общественных проблем без вмешательства государственной власти. Столь важная социально-политическая роль объединений, а также объективная возможность и опас­ность использования их в антиобщественных целях вызывают не­обходимость правового закрепления отношений, складывающих­ся между объединениями и государством. Конституции всех стран мира, как и международно-правовые акты, включают соот­ветствующие принципы и порядок.

По своему содержанию право на объединение предусматрива­ет возможность создания общественных, т. е. негосударственных, объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организа­ций. Каждый человек вправе не только создавать эти обществен­ные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятст­венно выходить из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с реализацией этого права.

1. Право на объединение принадлежит каждому человеку. Сле­довательно, граждане и неграждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные орга­низации, поскольку Конституция РФ не предусматривает воз­можность ограничения в данном праве каких-либо лиц на основе закона (за исключением иностранцев в соответствии со ст. 62). Однако Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 2 ст. 22) все же предусматривает возможность закон­ных ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. В соответствии с этой нормой правомерна норма дей­ствующего Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой военнослужащие могут состоять только в тех общественных объединениях, которые не преследуют политиче­ских целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при ис­полнении военной службы. Сохраняет силу также положение действующего законодательства, исключающего возможность вступления иностранцев в политические партии, хотя в то же время допускается создание в стране отделений общественных объединений иностранных государств. В соответствии со ст. 119 Конституции РФ находится Закон РФ «О статусе судей в Россий­ской Федерации», по которому судьям запрещено принадлежать к политическим партиям. Федеральным законом о прокуратуре также ограничено такое право для прокуроров.

Проведение реформ в политической системе затронуло право­вое положение Коммунистической партии. Президентом РФ бы­ли изданы указы: «О приостановлении деятельности Коммуни­стической партии РСФСР» от 23 августа 1991 г., «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» от 25 августа

1992 г., «О деятельности КПСС и КП РСФСР» от 6 ноября

1991 г., которые фактически запретили деятельность Коммуни­стической партии и передали имущество партии государству.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 ноября 1992 г. по делу о проверке конституционности отмеченных выше указов при­знал большинство наиболее важных положений этих актов конститу­ционными. Он, в частности, констатировал, что в августе—сентябре 1991 г. КПСС фактически распалась, что роспуск руководящих орга­низационных структур КПСС и КП РСФСР как ее составной части признается соответствующим Конституции РФ, что КП РСФСР орга­низационно не оформлена в качестве самостоятельной политической партии. В то же время Суд признал неконституционным роспуск пер­вичных организаций КП РСФСР, образованных по территориально­му принципу, на том основании, что они «сохраняли свой обществен­ный характер и не подменяли государственные структуры».

Данное решение Конституционного Суда РФ не перечеркнуло право граждан России на создание коммунистической партии, но ясно указало на то, что создаваемая вновь коммунистическая партия не может быть преемницей старой, поскольку деятель­ность этой старой компартии объявлена неконституционной.

Государство гарантирует свободу общественных объединений. За исключением ограничений, предусмотренных ч. 5 ст. 13 Кон­ституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи об­щественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю дея­тельность. Объединения создаются без предварительного разре­шения госорганов, а их уставы принимаются ими самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах. Министерство контролирует законность целей и задач объедине­ний, а финансовые органы — источники их доходов. Обществен­ное объединение может быть ликвидировано только в двух случа­ях (и только по решению суда):

а) нарушение ч. 5 ст. 13 Конституции, иные уголовно наказуе-
мые деяния;

б) повторное в течение года совершение действий, выходящих
за пределы уставных целей и задач, или нарушение закона.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Следовательно, закон гаран­тирует добровольность вступления в объединение и пребывания в нем, исключает какое-либо принуждение. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации и вообще служить ос­нованием для ограничения прав и свобод человека.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» (в ре­дакции от 2 февраля 2006 г.) устанавливает общие условия реали­зации гражданами права на объединение. Этим Законом регули­руется порядок создания объединений, ответственность за зло­употребление этим правом.

Закон рассматривает общественное объединение в таких фор­мах, как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общест­венной самодеятельности, политическая партия. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в дея­тельность общественных объединений (и наоборот) не допуска­ется. Законом установлены порядок создания (регистрации) об­щественных объединений, их права и обязанности, ответствен­ность за нарушение законов об общественных объединениях.

Учредителями, членами и участниками общественных объеди­нений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Но не могут быть таковыми иностранцы, в отношении которых в ус-таноЕшенном порядке принято решение о нежелательности их пре­бывания в России, лица, указанные в федеральных законах «О про­тиводействии легализации (отмыванию) денежных средств, полу­ченных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г., «О противодействии экстремистской деятельно­сти». Общественное объединение подлежит государственной ре­гистрации; по ряду оснований в регистрации может быть отказа­но. Общественное объединение обязано информировать феде­ральный орган регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых от международных и иностранных граж­дан, о целях их расходования и об их фактическом расходовании. При нарушении этого правила деятельность общественного объе­динения может быть прекращена в судебном порядке. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществ­ляет прокуратура Российской Федерации.

Статья 30 Конституции РФ непосредственно не упоминает право на свободу граждан объединяться в политические партии, а говорит только о свободе объединений в целом. Но, как уста­новил Конституционный Суд РФ в постановлении от 15 декабря 2004 г., из этой статьи в ее взаимосвязи со ст. 1, 13, 15 (ч. 4), 17 и 32 Конституции РФ и ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что в Российской Фе­дерации свобода объединений в политические партии является неотьемлемой частью свободы объединений и что свобода поли­тических партий, включая свободу создавать их и участвовать в них, гарантируется. Наличие свободных политических партий, действующих в рамках закона, неотделимо от представительной демократии с ее идеологическим многообразием и политическим плюрализмом и необходимо для надлежащего ее функционирова­ния, тем более что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом вы­двигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

В Федеральном законе «О политических партиях» закреплены права членов партий. Установлено, что членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Членами партии могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет (не могут быть членами партий иностранцы, лица без гражданства и недее­способные граждане). Члены политической партии имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом партии, они в со­ответствии с законом имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы партии, получать информацию о деятель­ности партии и ее органов, а также обжаловать решения и дейст­вия этих органов. Гражданин РФ может быть членом только од­ной политической партии, может состоять в одном региональном отделении данной партии — по месту последнего или преимуще­ственного проживания. Запрещается требовать от граждан РФ, чтобы они при представлении официальных сведений о себе ука­зывали членство в партии или отсутствие такового. Членство в партии или его отсутствие не может служить основанием для ог­раничения прав и свобод гражданина, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ.

Члены политической партии не связаны решениями партии при исполнении своих должностных или служебных обязанно­стей, за исключением лиц, работающих в руководящих и кон­трольно-ревизионных органах партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений. Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональ­ной, социальной, расовой, национальной или религиозной при­надлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства.

Конституционный Суд РФ, поддержав законодательный запрет создания партий по религиозному и национальному признакам, от­метил следующее.

Создание партий по религиозному признаку открыло бы путь к политизации религии и религиозных объединений, политическому фундаментализму и клерикализации партий, что, в свою очередь, по­влекло бы отторжение религии как формы социальной идентичности и вытеснение ее из системы факторов, консолидирующих общество. Создание партий по национальному признаку могло бы привести к преобладанию в выборных органах власти представителей партий, отражающих интересы больших этнических групп в ущерб интересам малых этнических групп, и тем самым — к нарушению установлен­ного Конституцией РФ принципа правового равенства независимо от национальной принадлежности.

Отдельно регламентируется право на создание профсоюзов, функция которых в отношении субъектов этого права определена конституционно: «для защиты своих интересов». Такая формули­ровка позволяет профсоюзам практически преследовать любые цели, в том числе и политические. За профсоюзами, например, признается право участвовать в избирательных кампаниях при условии, что такая деятельность предусмотрена их уставом. Госу­дарство не только признает свободу деятельности профсоюзов, но и закрепляет их права, поскольку их действия затрагивают права других лиц (например, заключаемые профсоюзами коллек­тивные договоры ограничивают свободу договора, т. е. право ра­ботодателя самому заключать с наемными работниками трудовые договоры и определять размер заработной платы и условия тру­да). В настоящее время права профсоюзов регламентируются Фе­деральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в редакции от 9 мая 2005 г.).

Признание свободы деятельности профсоюзов, как и других общественных организаций, не избавляет их от соблюдения зако­нов, включая уплату налогов на коммерческую деятельность.

Конституционный Суд РФ в определении от 19 февраля 1996 г. в связи с жалобой профсоюза «Урал» указал, что пределы осуществле­ния свободы деятельности профсоюзов предопределены не только уставными целями и средствами их достижения, но и конституцион­ной обязанностью каждого соблюдать Конституцию РФ и законы. Это же положение закреплено в ст. 8 Конвенции Международной организации труда о свободе ассоциации и защите права на органи­зацию от 9 июля 1948 г., согласно которой при осуществлении права на объединение и свободу деятельности трудящиеся и их организа­ции, так же как и другие лица, обязаны соблюдать законность. К профсоюзу «Урал» санкция Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» за отказ от уплаты налогов была приме­нена только потому, что он нарушил нормы Закона, не исполнив свою конституционную обязанность, и что по своей цели Закон не направлен на ограничение каких-либо прав и свобод человека и гра­жданина, включая свободу деятельности профсоюзов.

Социальными партнерами профсоюзов выступают работодате­ли, объединения которых регламентированы Федеральным зако­ном «Об объединениях работодателей» (в редакции от 5 декабря 2005 г.). Работодатели имеют право без предварительного разре­шения органов государственной власти, органов местного само­управления, иных органов на добровольной основе создавать объ­единения работодателей в целях представительства законных ин­тересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами го­сударственной власти, органами местного самоуправления. Госу­дарство содействует реализации права работодателей на объеди­нение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудо­вых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Государство оказывает поддержку молодежным и детским об­щественным объединениям, о чем принят Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общест­венных объединений» (в редакции от 22 августа 2004 г.). Закон предоставляет таким объединениям право готовить доклады Пре­зиденту РФ и Правительству РФ о положении детей и молодежи, участвовать в заседаниях федеральных органов при принятии со­ответствующих решений, получать информацию, пользоваться налоговыми и другими льготами. Молодежным и детским обще­ственным объединениям выделяются государственные субсидии, а сами они пользуются судебной защитой своих прав.

Статус общественного объединения особого рода следует при­знать за казачеством, которое отражает одну из исторических тра­диций России. Получило широкое распространение представле­ние о казачьих организациях как форме местного самоуправле­ния, поскольку эти организации связаны с конкретными территориальными единицами. Сами казаки объединены в раз­личные войска во главе с атаманами, утверждаемыми Президен­том РФ. Установлены порядок присвоения чинов, форма одежды, знаки различия членов казачьих обществ.

Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 г. установил, что казачество прохо­дит военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках в соответствии с федеральным законодательством. Оно направляет­ся в воинские части и соединения, которым присвоены традици­онные казачьи наименования, а также во внутренние войска МВД и в пограничные органы. Казаки участвуют в ликвидации чрезвы­чайных ситуаций, в охране общественного порядка, охране Госу­дарственной границы, борьбе с терроризмом. Они могут нести му­ниципальную службу, выполнять обязанности по договорам с ор­ганами исполнительной власти и местного самоуправления.

Специальными законами регламентируются благотворитель­ная деятельность и благотворительные организации (Федераль­ный закон в редакции от 22 августа 2004 г.), деятельность неком­мерческих организаций (Федеральный закон в редакции от 30 де­кабря 2006 г.).

Некоммерческой организацией признается организация, не ставящая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Эти организации создаются в форме общественных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреж­дений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а так­же в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение и некоммерческая организация подлежат государст­венной регистрации.

На территории России действуют иностранные некоммерче­ские неправительственные организации. Целью таких организа­ций не может быть извлечение прибыли или распределение при­были, полученной за рубежом. Требуется, чтобы цели этих орга­низаций не противоречили Конституции и законодательству России, не создавали угрозу суверенитету страны. Не могут быть их учредителями нежелательные иностранцы, лица, признанные экстремистами, лица, занимающиеся отмыванием денег, получен­ных преступным путем, и финансированием терроризма.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал