Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
16.04.2015
Выполнила Сулейманова Э.С.
Класс: 2 класс. Предмет: Русский язык
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: обобщение знаний об имени прилагательном на основе животного и растительного мира.
Методы обучения: проблемно - поисковый, объяснительно - иллюстративный, словесные, работа с книгой, работа в группах, использование ИКТ.
Цель урока:
· обобщить знания учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
· закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных;
· развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета;
· осознано употреблять их и ставить к ним вопросы;
· обогатить словарный запас учащихся;
· воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.
Задачи:
Образовательные:
-Обучать грамотному, каллиграфическому письму.
-Совершенствовать умение распознавать части речи через признаки весны и животный мир.
-Совершенствовать орфографическую зоркость, умение «видеть» орфограммы.
Развивающие:
-Продолжать развивать устную речь учащихся.
-Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.
-Продолжать работать по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
-Развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля.
-Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.
-Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
-Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.
Воспитательные:
-Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.
-Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.
-Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
-Воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
-Воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.
-Воспитывать умение совместной деятельности при работе в парах.
-Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.
-Воспитывать любовь к Родине.
Формируемые УУД на уроке.
Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.
Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоватьсяся чужим мнением и высказывать свое собственное.
Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.
Оборудование: мультимедийное оборудование и компьютерная презентация «Обобщение по теме «Имя существительное и имя прилагательное», индивидуальные карточки, учебная доска,
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. У нас на уроке гости. Давайте поприветствуем гостей!
– Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём! (Лес)
Он большой, густой, зелёный
Представляет целый дом.
В нём найдут приют и птицы,
Зайки, волки, кабаны. (лес)
– Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло.В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют это время - утром года.
- О каком времени года они нам говорят? (О весне)
Учитель: Какой первый звук в слове весна? (Ответы детей) - Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, парный звонкий)
2. Минутка чистописания.
Учитель: Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму. Игра-упражнение «Вышла курочка гулять». Игра-упражнение «Согреем пальчики».
Учитель: Откройте тетрадки, положите правильно, сядьте красиво. Запишите число, классная работа.
Прописать заглавную и строчную букву Вв. Ввв
3. Актуализация знаний.
Музыкальная заставка. (Вальс цветов).
- Сейчас мы с вами увидели прекрасные цветы.
Опишите одним словом, какие они?
Дети: Красивые, ароматные, чудесные, белые, красные, жёлтые и т.д.
Учитель: Какая часть речи помогла нам описать цветы?
Дети: Имя прилагательное.
- Работа над эпиграфом к уроку:
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (Ответы детей)
-Мы закончили изучение этой замечательной части речи. Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы? (Ответы детей)
-Как будет звучать темасегодняшнего урока?
Тема нашего урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Учитель: Какие цели мы поставим перед собой?
Дети: обобщить все знания об имени прилагательном, находить в тексте имена прилагательные, изменять их по числам, правильно употреблять в речи.
Учитель: Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучение раздела об имени прилагательном. Вам предстоит обобщить полученные знания и поработать в группах.
Предварительно класс разбит на 3 группы, выбраны командиры.
ü Выступление командиров (название команды, девиз)
Сейчас мы отправимся в оживший весенний лес. В лесу живут животные и растут растения.
4. Совершенствование знаний об имени прилагательном.
- Игра. «Кто это?»Работа в группах
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно угадать, о чём или о ком идёт речь.
Задание: отгадать загадки и назвать имена прилагательные, которые помогли определить, о ком говорится в загадке.
ü Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)
ü Быстрый, юркий
И дружелюбный,
Плавает, играется,
Как же называется?
(Дельфин)
ü Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
ü А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно.
(Еж)
Учитель: С помощью чего вы определили, о ком идёт речь?
Дети: С помощью имён прилагательных
· Игра «Что задумано?»
Учитель: Теперь попробуйте сами определить предмет по его признакам.
- У вас на партах лежат конверты, достаньте, пожалуйста, карточки зеленого цвета.
У каждой группы по карточке со словами.
1 группа (осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая),
2 группа (чистое, высокое, голубое, безоблачное),
3 группа (пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый),
Одному ученику из каждой команды предлагается угадать, какой предмет задуман. Дети называют признаки, но самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь (от каждой группы по ученику).
Учитель: Какую роль играют имена прилагательные?
Дети: Имена прилагательные помогают описывать предмет.
– Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер)
– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки.
Значит, что обозначают имена прилагательные?
Вывод: имена прилагательные обозначают признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства.
Животный и растительный мир – это удивительный мир нашей Земли.
Все люди должны заботиться о животных и растениях. Как вы думаете, что объединяет всех отгаданных вами животных? (Эти животные занесены в Красную Книгу России)
- Работа с деформированным предложением.
- Ребята, а сейчас приготовьтесь, закройте глаза и представьте, что мы вместе с Весной в конце идём по лесу, слегка подёрнутой зелёной дымкой, а вот вдали показалось белое пятно, словно снежное покрывало! Открываем глаза, что же это за покрывало?! (ландыши)
Пояснение: ландыши появляются в мае - начало июня.
- Посмотрите, какие они красивые, а под ними задание от Весны:
З…мли, тепл..й, выгл…нули, из-под, тр…винки, первые, з…леные, ро…кие.
- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Вставить пропущенные буквы, из слов составить предложение.)
Из-под теплой земли выглянули первые зеленые робкие травинки.
У доски работает один ученик. (В предложении подчеркнуть грамматическую основу, над прилагательными указать род, число.)
- Справились с заданием. А мы будем срывать ландыши? Почему? (Ответы детей)
-А какие ещё весной распускаются цветы? (подснежники, одуванчики)
5. Физкультминутка
· Работа над словосочетаниями
Самостоятельная работа в группах.
Учитель: Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы: (ядовитый трусливый гриб перелетные звери хищные домик зайцы лесной птицы)
- На какие две группы вы разделили эти слова? (им. существительные и им. прилагательные)
- По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Ответы детей)
- Докажите (Все слова отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет. Это имена существительные)
- По какому признаку вы определили слова во второй столбик? (Отвечают на вопросы какой? и т. д., обозначают признак предмета)
- Задание 1
Составьте из этих слов словосочетания и запишите их.
Задание 2
-Как определить род имени прилагательного? Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср. р.? (М.р. – ой, - ый, - ий
Ж.р. – ая, - яя
Ср.р. – ое, - ее)
Запишите слова парами (из каждого столбика по слову), определите число и род прилагательных, выделите окончания.
В одном ли числе стоят существительные? Определите число имён прилагательных и в каких словосочетаниях мы можем определить род?
Вывод: прилагательные изменяются по числам. Также они согласуются с именами существительными в числе и роде.
· Работа с текстом
Учитель: Что такое тест – описание? (Даётся описание предмета или явления)
Без какой части речи мы не сможем составить текст-описание? (Ответы детей)
Прочитайте текст. Чего в нем не хватает? (Ответы детей)
– Докажите, что данная запись является текстом.(Ответы детей.)
– О ком говорится в данном тексте? (О дятле)
Задание:
- Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные прилагательные.
Слова - помощники записаны в конце текста.
- Прочитайте, что же у вас получилось?
Дятел (красивая) птица. У него (короткие) крылья и ноги. Клюв у дятла (прямой) и (крепкий). (Весенняя) песня дятла похожа на звук барабана. Люди называют дятла (лесным) доктором. Дятлы поедают много (вредных) насекомых, лечат деревья.
Какую роль сыграли прилагательные в данном тексте? (Они сделали текст более красивым, интересным)
Учитель: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?
Вывод: с прилагательными текст становится красивее. Именно имена прилагательные нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
· “Сочини сам” Задание на карточках.
- От данного имени существительного попробуйте образовать имена прилагательные всех трёх родов и записать их. (Каждой группе по два слова)
1 вариант – зима.
2 вариант – тепло.
3 вариант – зелень.
4 вариант – берёза.
5 вариант – вечер.
6 вариант – река.
Учитель: Что изменялось у образованных вами прилагательных?
Ответы детей: Окончание.
Учитель: Почему оно изменялось?
Ответы детей: Потому что изменялся род имён прилагательных.
Вывод: род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного, к которому оно относится.
· Парк Поэзии.
Пожалуй, весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.
· Употребление прилагательных в переносном значении.
Задание группам: прочитать стихотворение, выбрать имена прилагательные и определить, в каком значении они употреблены. Работа со словом живая в переносном значении.
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Изчужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою...»
Учитель: зачем автор употребил имя прилагательное в переносном значении? (Вывод)
· Письмо по памяти
Учитель: Данное задание покажет, как хорошо вы усвоили тему «Имя прилагательное»
Учитель читает отрывок из стихотворения, в это время дети записывают к себе в тетради только имена прилагательные
· Конкурс командиров(отвечают только командиры групп)
-Что такое антонимы (Слова противоположные по значению)
а) Подберите антонимы
Храбрый лев - трусливый заяц
Большой слон – маленькая муха
Сильный волк – слабый ягнёнок
- Что такое синонимы? (Слова различные по написанию, но сходные по значению)
б) Подберите синонимы
Свежий хлеб – (мягкий, теплый, горячий хлеб)
Свежий ветер – (прохладный, бодрящий, чистый, морской ветер)
Свежая мысль – (оригинальная, новая, интересная мысль)
- Для чего в речи нужны синонимы?
6. Обобщение материала:
Учитель: Ребята, вот мы с вами все повторили, сделали столько заданий. Всё ли вам было понятно? А чтобы мне убедиться, хорошо ли вы усвоили материал я задам вам последнее задание. У каждого на парте лежат лепестки со словами относящиеся к имени прилагательному, имени существительному и глаголу. Ваша задача выбрать только имена прилагательные и по очереди сформировать наш букет знаний. (получилась ромашка)
7. Подведение итогов
Учитель: для чего же в русском языке необходимы имена прилагательные? (Ответы детей)
Учитель: Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним, что говорило о себе прилагательное? Можем ли мы теперь согласиться со всеми высказываниями? (Ответы детей)
Учитель: Как вы думаете, можно ли было сначала изучать тему «Прилагательное», а потом «Существительное»? Почему?
Итак, ответим на главный вопрос урока: «Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?»
Дети: Прилагательные делают нашу речь богаче и выразительнее.
Рефлексия содержания учебного материала
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось …
Мне захотелось…
Я выполнял задания…
Выставление оценок.
Разбор домашнего задания.
|
|
Приложения
Игра «Что задумано?»
1 группа (осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая),
2 группа (чистое, высокое, голубое, безоблачное),
3 группа (пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый),
Работа с деформированным предложением.
З…мли, тепл..й, выгл…нули, из-под, тр…винки, первые, з…леные, ро…кие.
Работа с текстом
Дятел (красивая) птица. У него (короткие) крылья и ноги. Клюв у дятла (прямой) и (крепкий). (Весенняя) песня дятла похожа на звук барабана. Люди называют дятла (лесным) доктором. Дятлы поедают много (вредных) насекомых, лечат деревья.
Сладков «Зацвела ива» (Выписать имена прилагательные)
Зацвела ива − гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый новый барашек пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь − пожелтеет палец. Щёлкнешь − золотой дымок запарит. Понюхаешь − мёд.
|
|
|