Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

16.04.2015

Выполнила Сулейманова Э.С.

 

Класс: 2 класс. Предмет: Русский язык

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: обобщение знаний об имени прилагательном на основе животного и растительного мира.

Методы обучения: проблемно - поисковый, объяснительно - иллюстративный, словесные, работа с книгой, работа в группах, использование ИКТ.

Цель урока:

· обобщить знания учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

· закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных;

· развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета;

· осознано употреблять их и ставить к ним вопросы;

· обогатить словарный запас учащихся;

· воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.

Задачи:

Образовательные:

-Обучать грамотному, каллиграфическому письму.

-Совершенствовать умение распознавать части речи через признаки весны и животный мир.

-Совершенствовать орфографическую зоркость, умение «видеть» орфограммы.

 

Развивающие:

-Продолжать развивать устную речь учащихся.

-Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.

-Продолжать работать по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

-Развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля.

-Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.

-Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

-Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.

 

Воспитательные:

-Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.

-Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.

-Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

-Воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

-Воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.

-Воспитывать умение совместной деятельности при работе в парах.

-Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.

-Воспитывать любовь к Родине.

 

Формируемые УУД на уроке.

Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоватьсяся чужим мнением и высказывать свое собственное.

Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.

Оборудование: мультимедийное оборудование и компьютерная презентация «Обобщение по теме «Имя существительное и имя прилагательное», индивидуальные карточки, учебная доска,

 

Ход урока. 1. Организационный момент. Учитель: Ребята, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. У нас на уроке гости. Давайте поприветствуем гостей! – Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадки. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом - Чудеса увидишь в нём! (Лес)   Он большой, густой, зелёный Представляет целый дом. В нём найдут приют и птицы, Зайки, волки, кабаны. (лес) Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло.В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют это время - утром года. - О каком времени года они нам говорят? (О весне) Учитель: Какой первый звук в слове весна? (Ответы детей) - Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, парный звонкий) 2. Минутка чистописания. Учитель: Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму. Игра-упражнение «Вышла курочка гулять». Игра-упражнение «Согреем пальчики». Учитель: Откройте тетрадки, положите правильно, сядьте красиво. Запишите число, классная работа. Прописать заглавную и строчную букву Вв. Ввв 3. Актуализация знаний. Музыкальная заставка. (Вальс цветов). - Сейчас мы с вами увидели прекрасные цветы. Опишите одним словом, какие они? Дети: Красивые, ароматные, чудесные, белые, красные, жёлтые и т.д. Учитель: Какая часть речи помогла нам описать цветы? Дети: Имя прилагательное.
  • Работа над эпиграфом к уроку:
Я – часть речи интересная, Миру широко известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! -Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (Ответы детей) -Мы закончили изучение этой замечательной части речи. Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы? (Ответы детей) -Как будет звучать темасегодняшнего урока? Тема нашего урока: Обобщение знаний об имени прилагательном. Учитель: Какие цели мы поставим перед собой? Дети: обобщить все знания об имени прилагательном, находить в тексте имена прилагательные, изменять их по числам, правильно употреблять в речи. Учитель: Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучение раздела об имени прилагательном. Вам предстоит обобщить полученные знания и поработать в группах. Предварительно класс разбит на 3 группы, выбраны командиры. ü Выступление командиров (название команды, девиз) Сейчас мы отправимся в оживший весенний лес. В лесу живут животные и растут растения. 4. Совершенствование знаний об имени прилагательном.
  • Игра. «Кто это?»Работа в группах
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно угадать, о чём или о ком идёт речь. Задание: отгадать загадки и назвать имена прилагательные, которые помогли определить, о ком говорится в загадке. ü Бурый он и косолапый, Ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт? (Медведь)   ü Быстрый, юркий И дружелюбный, Плавает, играется, Как же называется? (Дельфин)   ü Кто осенью холодной Ходит хмурый и голодный? (Волк)   ü А этот маленький зверёк Колючий вдоль и поперёк. И лишь животик гладить можно, Его узнать совсем не сложно. (Еж) Учитель: С помощью чего вы определили, о ком идёт речь? Дети: С помощью имён прилагательных · Игра «Что задумано?» Учитель: Теперь попробуйте сами определить предмет по его признакам. - У вас на партах лежат конверты, достаньте, пожалуйста, карточки зеленого цвета. У каждой группы по карточке со словами. 1 группа (осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая), 2 группа (чистое, высокое, голубое, безоблачное), 3 группа (пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый), Одному ученику из каждой команды предлагается угадать, какой предмет задуман. Дети называют признаки, но самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь (от каждой группы по ученику). Учитель: Какую роль играют имена прилагательные? Дети: Имена прилагательные помогают описывать предмет. – Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер) – Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? Вывод: имена прилагательные обозначают признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства. Животный и растительный мир – это удивительный мир нашей Земли. Все люди должны заботиться о животных и растениях. Как вы думаете, что объединяет всех отгаданных вами животных? (Эти животные занесены в Красную Книгу России)
  • Работа с деформированным предложением.
- Ребята, а сейчас приготовьтесь, закройте глаза и представьте, что мы вместе с Весной в конце идём по лесу, слегка подёрнутой зелёной дымкой, а вот вдали показалось белое пятно, словно снежное покрывало! Открываем глаза, что же это за покрывало?! (ландыши) Пояснение: ландыши появляются в мае - начало июня. - Посмотрите, какие они красивые, а под ними задание от Весны: З…мли, тепл..й, выгл…нули, из-под, тр…винки, первые, з…леные, ро…кие. - Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Вставить пропущенные буквы, из слов составить предложение.) Из-под теплой земли выглянули первые зеленые робкие травинки. У доски работает один ученик. (В предложении подчеркнуть грамматическую основу, над прилагательными указать род, число.) - Справились с заданием. А мы будем срывать ландыши? Почему? (Ответы детей) -А какие ещё весной распускаются цветы? (подснежники, одуванчики)   5. Физкультминутка · Работа над словосочетаниями Самостоятельная работа в группах. Учитель: Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы: (ядовитый трусливый гриб перелетные звери хищные домик зайцы лесной птицы) - На какие две группы вы разделили эти слова? (им. существительные и им. прилагательные) - По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Ответы детей) - Докажите (Все слова отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет. Это имена существительные) - По какому признаку вы определили слова во второй столбик? (Отвечают на вопросы какой? и т. д., обозначают признак предмета) - Задание 1 Составьте из этих слов словосочетания и запишите их. Задание 2 -Как определить род имени прилагательного? Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср. р.? (М.р. – ой, - ый, - ий Ж.р. – ая, - яя Ср.р. – ое, - ее) Запишите слова парами (из каждого столбика по слову), определите число и род прилагательных, выделите окончания. В одном ли числе стоят существительные? Определите число имён прилагательных и в каких словосочетаниях мы можем определить род? Вывод: прилагательные изменяются по числам. Также они согласуются с именами существительными в числе и роде. · Работа с текстом Учитель: Что такое тест – описание? (Даётся описание предмета или явления) Без какой части речи мы не сможем составить текст-описание? (Ответы детей) Прочитайте текст. Чего в нем не хватает? (Ответы детей) – Докажите, что данная запись является текстом.(Ответы детей.) – О ком говорится в данном тексте? (О дятле) Задание: - Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные прилагательные. Слова - помощники записаны в конце текста. - Прочитайте, что же у вас получилось? Дятел (красивая) птица. У него (короткие) крылья и ноги. Клюв у дятла (прямой) и (крепкий). (Весенняя) песня дятла похожа на звук барабана. Люди называют дятла (лесным) доктором. Дятлы поедают много (вредных) насекомых, лечат деревья. Какую роль сыграли прилагательные в данном тексте? (Они сделали текст более красивым, интересным) Учитель: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке? Вывод: с прилагательными текст становится красивее. Именно имена прилагательные нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. · “Сочини сам” Задание на карточках. - От данного имени существительного попробуйте образовать имена прилагательные всех трёх родов и записать их. (Каждой группе по два слова)   1 вариант – зима. 2 вариант – тепло. 3 вариант – зелень. 4 вариант – берёза. 5 вариант – вечер. 6 вариант – река.   Учитель: Что изменялось у образованных вами прилагательных? Ответы детей: Окончание. Учитель: Почему оно изменялось? Ответы детей: Потому что изменялся род имён прилагательных. Вывод: род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного, к которому оно относится. · Парк Поэзии. Пожалуй, весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года. · Употребление прилагательных в переносном значении. Задание группам: прочитать стихотворение, выбрать имена прилагательные и определить, в каком значении они употреблены. Работа со словом живая в переносном значении. Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Изчужого края. Под окошком вьется С песенкой живою: «Я весну и солнце Принесла с собою...» Учитель: зачем автор употребил имя прилагательное в переносном значении? (Вывод) · Письмо по памяти Учитель: Данное задание покажет, как хорошо вы усвоили тему «Имя прилагательное» Учитель читает отрывок из стихотворения, в это время дети записывают к себе в тетради только имена прилагательные · Конкурс командиров(отвечают только командиры групп) -Что такое антонимы (Слова противоположные по значению) а) Подберите антонимы Храбрый лев - трусливый заяц Большой слон – маленькая муха Сильный волк – слабый ягнёнок - Что такое синонимы? (Слова различные по написанию, но сходные по значению) б) Подберите синонимы Свежий хлеб – (мягкий, теплый, горячий хлеб) Свежий ветер – (прохладный, бодрящий, чистый, морской ветер) Свежая мысль – (оригинальная, новая, интересная мысль) - Для чего в речи нужны синонимы? 6. Обобщение материала: Учитель: Ребята, вот мы с вами все повторили, сделали столько заданий. Всё ли вам было понятно? А чтобы мне убедиться, хорошо ли вы усвоили материал я задам вам последнее задание. У каждого на парте лежат лепестки со словами относящиеся к имени прилагательному, имени существительному и глаголу. Ваша задача выбрать только имена прилагательные и по очереди сформировать наш букет знаний. (получилась ромашка) 7. Подведение итогов Учитель: для чего же в русском языке необходимы имена прилагательные? (Ответы детей) Учитель: Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним, что говорило о себе прилагательное? Можем ли мы теперь согласиться со всеми высказываниями? (Ответы детей) Учитель: Как вы думаете, можно ли было сначала изучать тему «Прилагательное», а потом «Существительное»? Почему? Итак, ответим на главный вопрос урока: «Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?» Дети: Прилагательные делают нашу речь богаче и выразительнее. Рефлексия содержания учебного материала Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось … Мне захотелось… Я выполнял задания… Выставление оценок. Разбор домашнего задания.  
 
    Приложения Игра «Что задумано?» 1 группа (осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая), 2 группа (чистое, высокое, голубое, безоблачное), 3 группа (пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый),     Работа с деформированным предложением. З…мли, тепл..й, выгл…нули, из-под, тр…винки, первые, з…леные, ро…кие.     Работа с текстом   Дятел (красивая) птица. У него (короткие) крылья и ноги. Клюв у дятла (прямой) и (крепкий). (Весенняя) песня дятла похожа на звук барабана. Люди называют дятла (лесным) доктором. Дятлы поедают много (вредных) насекомых, лечат деревья.     Сладков «Зацвела ива» (Выписать имена прилагательные) Зацвела ива − гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый новый барашек пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь − пожелтеет палец. Щёлкнешь − золотой дымок запарит. Понюхаешь − мёд.      

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мозговые оболочки | Алгебраические критерии устойчивости
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал