Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические этапы российского федерализма






В своем развитии российский федерализм прошел три основ­ных этапа:

создание основ социалистического федерализма (1918— 1936);

утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937—1985);

реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не ре­альную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В федерации, кроме того, виделся государственно-право­вой базис мировой социалистической революции, которую про­поведовали большевики. В. И. Ленин прямо называл советскую федерацию переходной формой к полному единству трудящихся разных наций1. Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. Но это, разумеется, с самого начала была не федера­ция в общепризнанном смысле этого слова.

Российская Федерация была провозглашена на Ш Всероссий­ском съезде Советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской импе­рии, на территории которой впоследствии был создан СССР. Но на первых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена неза­висимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Ту­вы, а Украина, Белоруссия, Туркестан и Закавказские республи­ки, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.

На собственно российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по нацио­нальному или географическому признаку, хотя ясных границ на­ционального расселения не существовало, да и население в на­циональном отношении часто было смешанным. Тем не менее этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Ясного представле­ния о различиях между республикой и областью (а были еше тру­довые коммуны и округа) не было, так как разграничения компе­тенции между центральным правительством и автономией не проводилось. Поэтому они часто меняли статус, а в ходе Граж­данской войны некоторые автономии вообще прекратили свое существование. Но большинство административно-территори­альных частей России оставались в статусе областей и губерний, в которых были созданы административные органы для решения вопросов национальных меньшинств. Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.

Процесс создания автономий, изменения их границ и полно­мочий продолжался и после принятия в 1925 г. новой Конститу­ции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР за­крепила создание союзного государства, в котором РСФСР стала одной из равноправных республик; статус ее автономий и адми­нистративно-территориальных единиц в принципе не изменился, подчиняясь проявившейся общей тенденции движения к факти­ческому унитаризму. Проводившаяся Коммунистической парти­ей политика индустриализации ломала национальные границы автономий, ибо была направлена на создание единой экономики страны. Постепенно утвердилось понимание того, что собствен­но национальные интересы укладываются в рамки культурной автономии каждого народа.

Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное фе­деративное государство, ибо состоял из равных субъектов с пра­вом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно увязано с антидемократической сущностью тоталитарного госу­дарства и являло собой фиктивную федерацию. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и со­циалистическими по содержанию, но главное звено реального управления, каковым была Коммунистическая партия, рассмат­ривалось как сила интернациональная, что и превращало фор­мально федеративное государство в фактически унитарное. Са­мым заметным результатом такого устройства как СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно опасный там, где он проявился в этнически смешанном общест­ве и на произвольно определенных территориях. Национальная государственность в таком обществе неизбежно порождала дис­криминацию других национальностей, поскольку в руководящие органы назначались или «избирались» преимущественно лица титульной национальности.

После создания СССР внимание к процессам государственно­го устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что утопическая идея мировой революции и ожидания соответствующего расширения террито­риальных границ РСФСР потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии оказались вопросы укрепле­ния Союза ССР, который преподносился как результат нацио­нальной политики партии и лично И. В. Сталина.

Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже, по существу, унитарным. В Кон­ституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся националь­ных округов не были названы). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения стра­ны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Автономные республики стали рассматриваться как несуверен­ные государства, их конституции, например, подлежали утвер­ждению Верховным Советом РСФСР. Весьма неопределенным оставалось положение автономных областей.

Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдержи­вающего влияния на политику репрессий, которая осуществля­лась под руководством Коммунистической партии в масштабе всей страны. Без какого-либо правового камуфляжа были ликви­дированы многие автономии, а целые народы подвергнуты мас­совой депортации. В 1941 г. эта варварская акция была осуществ­лена в отношении немцев Поволжья, в 1943 г. — калмыков и ка­рачаевцев, в 1944 г. — чеченцев, ингушей и балкарцев. С мест проживания были принудительно выселены крымские татары, турки-месхетинцы, корейцы, греки, курды и др. В послесталин-ский период (в конце 1950-х гг.) автономии некоторых из этих народов были восстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы.

Опыт государственного устройства советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идеи преодоления «национального гнета» и утверждения «националь­ной государственности» служили средством, отвлекающим наро­ды от создания подлинной демократии и правового государства. Интернационализм и «дружба народов», которыми так гордились коммунистические лидеры, держались на страхе и насилии, фе­дерализм являл собой только прикрытие для жестко централизо­ванного государства. В то же время идея национальной государ­ственности пустила глубокие корни, многие народы видели в ней некую гарантию национального самосохранения.

Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. На­родные массы поддерживали меры по преодолению наследия то­талитаризма, ликвидации формализма федеративного устройства. Они требовали подлинной свободы и самостоятельности в реше­нии вопросов собственного развития. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соеди­нении с нараставшими объективными потребностями в демокра­тизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР.

В 1990—1991 гг. большинство автономных республик и мно­гие автономные области России провозгласили себя суверенны­ми государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».

В условиях усилившихся центробежных тенденций, создавав­ших опасность распада Российской Федерации, большое значе­ние имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора.

Федеративны1й договор — совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией в лице ее Прези­дента Б. Н. Ельцина и органами государственной власти субъек­тов РФ в лице их высших должностных лиц или глав админист­раций (президентов, губернаторов).

Первый из договоров касался разграничения предметов веде­ния и полномочий между федеральными органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Он установил пред­меты ведения Российской Федерации и совместного ведения, за­крепил неизменность территории и статуса республики без ее со­гласия. Республики были признаны самостоятельными участни­ками международных и внешнеэкономических отношений, земля и ее недра объявлялись достоянием народов, проживающих на территории республик. В отдельно принятом Протоколе к этому Договору республики заявили о необходимости обеспечить пре­доставление не менее 50% мест в одной из палат парламента РФ представителям республик, автономных областей и автономных округов. Договор был подписан представителями 19 республик (кроме Татарстана и Чечено-Ингушской Республики).

Второй Договор — о разграничении предметов ведения и пол­номочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга — включал аналогичный круг вопросов, но предусматривал меньше прав для этих государст­венных образований. Если, например, чрезвычайное положение, согласно первому Договору, могло быть объявлено на территории республики только с ее согласия, то согласно второму Договору объявлялось достаточным уведомление. В Протоколе к Договору края, области и другие субъекты РФ просили Верховный Со­вет РФ расширить их права по ряду вопросов.

Третий Договор устанавливал разграничение предметов веде­ния и полномочий между федеральными органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами власти автоном­ной области, автономных округов в составе Российской Федера­ции. Он был построен по той же схеме, но по ряду вопросов (например, о земле и недрах) права автономных образований бы­ли меньшими.

Договоры были заключены в обстановке острой напряженно­сти общественно-политических отношений при формировании основ новой российской государственности, под давлением раз­личных сепаратистских националистических сил, угрожавших распадом России. Все три договора были одобрены Съездом на­родных депутатов РФ и стали рассматриваться как составная часть действовавшей тогда Конституции.

В договоры были включены некоторые положения, которые не имели достаточного правового или исторического обоснова­ния. Так, первый из договоров закрепил за республиками статус «суверенных республик», в то время как эти новеллы опирались только на произвольное самопровозглашение суверенитета от­дельными республиками. Договоры не пытались изменить преж­нюю природу российского федерализма, в котором не было рав­ноправных субъектов Федерации. Но они создали неравное по­ложение различных частей Федерации, прямо закрепив более широкие полномочия республик. Другие же части Федерации (края, области) оставались на положении административно-тер­риториальных единиц.

Договоры дали некоторые основания для ошибочного пред­ставления о Российской Федерации как о договорной федера­ции, в то время как Россия десятилетиями развивалась как кон­ституционная федерация. Договор, заключенный между органа­ми власти Федерации и «суверенных республик», не изменил и не мог изменить статуса этих субъектов РФ, он не явился кон­ституционно-правовым признанием их суверенитета. Не случай­но изменения, внесенные 21 апреля 1992 г. в основной текст прежней Конституции, не определяли республики как суверен­ные государства (ст. 78).

Тем не менее можно утверждать, что все три договора, осо­бенно первый, оказали положительное влияние на политическую обстановку в стране, способствовали ослаблению сепаратистских тенденций в ряде регионов и укреплению Федерации. Многие из положений Федеративного договора, и прежде всего разграниче­ние предметов ведения и полномочий на федеральные, совмест­ные и предметы ведения субъектов Федерации, были в принципе восприняты Конституцией 1993 г. В ч. 3 ст. 11 Конституции РФ установлено, что разграничение предметов ведения и полномо­чий между органами государственной власти Российской Феде­рации и органами государственной власти субъектов РФ осуще­ствляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными до­говорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Однако Федеративный договор не является составной частью Конституции РФ и не имеет равнозначной с ней юридической силы. В разделе втором «Заключительные и переходные положе­ния» Конституции прямо указывается (п. I), что в случае несоот­ветствия положениям Конституции РФ положений Федеративно­го договора (отмечены все три его части) действуют положения Конституции РФ. Конституция ввела для всех государственных образований единое понятие субъекта Федерации и закрепила их равноправие.

Договоры не решили основных проблем государственного устройства Российской Федерации и не привели к полной лик­видации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равнопра­вие, по существу, закреплено не было.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал