![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проектирование регуляционных сооружений ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
К регуляционным сооружениям относятся струенаправляющие дамбы и траверсы. Согласно СНиП струенаправляющие дамбы устраивают в тех случаях, когда поймы пропускают не менее 15% расчетного расхода воды или при средней скорости потока под мостом более 1 м/с. Необходимость строительства дамб вызывается также ситуационными особенностями в месте расположения мостового перехода, а именно: наличием проток, подлежащих перекрытию, или прижимных течений в направлении слабо работающей поймы. Характерное очертание струенаправляющей дамбы в плане приведено на рис. 11 Большая полуось эллипса располагается вдоль речного потока и носит название длины вылета дамбы lв. Малая полуось называется шириной разворота дамбы b. Ниже в качестве примера определяются основные размеры струенаправляющей дамбы расположенной на правой пойме мостового перехода Рис 11. Очертания струенаправляющей дамбы в плане для рассматриваемого примера Для определения основных размеров струенаправляющей дамбы необходимо установить коэффициент стеснения потока подходной насыпью:
где
здесь w — площадь живого сечения, м2, части рассматриваемой поймы, перекрытая пойменной насыпью при РУВВp%. w= 1608, 9 м2
для правой поймы при РУВВ1%.=141, 7 м,
Qпер = 1608, 9*1, 31 = 2107, 66 м3/с
Ширина разворота дамбы определяется по формуле
где А — коэффициент, зависящий от δ; A=1, 11
b=1, 11*0, 12*275 = 36, 63 м Длина вылета дамбы определяется по формуле
где λ – значение отношения полуосей дамбы, принимаемое в зависимости от коэффициента стеснения потока; λ = 1, 5. Для рассчитываемой дамбы: lв = 1, 5*36, 63= 54, 95 м Криволинейная приставка в головной части верховой дамбы, сооружаемая для увеличения плавности ввода пойменного потока в отверстие и лучшего обтекания потоком головной части верховой дамбы, имеет угол разворота порядка 90º –120º и радиус, определяемый по формуле:
Размеры низовых струенаправляющих дамб находятся в зависимости от размеров верховых дамб.
Низовая дамба очерчивается по круговой кривой радиусом Для рассматриваемого случая: lн = 0, 5·54, 95 = 27, 47 м. Бровку верховой дамбы наносят на план перехода по координатам х и у, которые находят по формуле
Координаты бровки дамбы перехода приведены в табл. 9
Верх дамб на всем протяжении проектируется горизонтальным независимо от продольного уклона водотока. Для защиты подходной насыпи от размыва пойменным потоком используют отжимающие поперечные сооружния – пойменные траверсы. Схема размещения траверсов у пойменной насыпи приведена на рис.13
Рис 13. Схема размещения траверсов у пойменной насыпи.
Размещение и длина траверсов у подходной насыпи увязываются с размером струенаправляющей дамбы. Головы траверсов следует располагать на прямой, соединяющей голову верховой дамбы с точкой выхода насыпи за пределы разлива высоких вод. Максимально допустимое расстояние, м, между соседними траверсами определяется по формуле
где 1 – длина предыдущего (меньшего) траверса, м; β – угол растекания потока за траверсом; в расчетах принимается равным β = 14º. γ — угол между направлением трассы и направлением течения, определяемый из выражения:
где
Наивыгоднейший угол наклона траверса к насыпи α, при котором расстояния между траверсами будут максимальными, а объемы и стоимость их сооружения минимальными:
Чтобы местный размыв не затронул корень траверса и откос насыпи, минимальная длина траверса принимается не менее четырехкратной глубины воды в его голове. В учебных проектах и работах минимальная длина траверса ориентировочно может быть принята равной четырехкратной глубине воды в акватории. Тогда следовательно γ = 6, 5º, α = 90 – 14 + 6, 5 = 82, 5º, и Дальнейший расчет рекомендуется вести в последовательности, приведенной ниже. Сначала следует определить коэффициенты соотношения длин траверсов α тр. Отношение длины каждого последующего траверса ln к длине предыдущего 1n-1, которое для рассматриваемой конфигурации регуляционных сооружений является величиной постоянной, определяется по формуле
Приняв предварительно длину первого траверса равной l1 определяют расстояние от границы разлива паводковых вод до первого траверса L тр(0) по формуле: принимаем длину первого траверса l1 = 4м, Длина второго траверса l2 определяется по формуле:
где
Таким образом, Далее производим уточнение длины первого траверса. В целях сокращения объемов работ и уменьшения стоимости сооружения всего комплекса траверсов в пределах рассматриваемой поймы длину последнего из них (расположенного непосредственно перед струенаправляющей дамбой) ориентировочно можно определить по формуле
Длина траверса, предшествующего рассмотренному, соответственно определяется по формуле
Для рассматриваемого случая Далее производим окончательный расчет траверсов. В соответствии с результатом, полученным на предыдущем этапе, принимаем, что 11 = 15, 89 м, тогда
Роль третьего траверса уже будет играть сама дамба, т.к.
где Таким образом, расчет закончен, и на основании этого делается вывод о том, что в пределах левой поймы должно быть сооружено два траверса.
Список использованной литературы: 1. ГОСТ 26775-97. Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. - М.: ГУП ЦПП, 1997. -21 с. 2. Горинов А.В. Проектирование железных дорог. Т. П.- М.: Трансжелдор-издат, 1948.-547 с. 3. Изыскания и проектирование железных дорог: Учебник для вузов /Под ред.И.В.Турбина. - М.: Транспорт, 1989. - 480 с. 4. Кантор И.И. Определение отверстий средних и больших мостов: Конспект лекций. - М: МИИТ, 1977. - 31 с. 5. Конструкции сборных железобетонных и металлических типовых пролетных строений мостов на железных и автомобильных дорогах, изготавливаемые на предприятиях, входящих в систему фирмы МОСТОСТРОЙ: Каталог. - М.: Ассоциация мостостроителей; фирма МОСТОСТРОЙ, 1993. - 29 с. 6. Копыленко В.А., Цыпин В.Ш. Изыскания и проектирование мостовых переходов и тоннельных пересечений на железных дорогах. - М.: УМК МПС России, 1999. - 688 с. 7. Нефедъев В.И. Расчет отверстия моста: Метод.указ. - Л.: ЛИИЖТ, 1968. -30с. 8. СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы - М.: ЦИТП Госстроя РФ, 1996. -200с. 9. СП 32-102-95 Сооружения мостовых переходов и подтопляемых насыпей Методы расчета местных размывов.
|