Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СССР, образование государства в восточной Германии и берлинский кризис (1948-1949 ГГ. ).Стр 1 из 2Следующая ⇒
Й. Лауфер
Восемнадцать месяцев стали решающей фазой богатого конфликтами процесса образования двух государств в Германии. Проведение сепаратных денежных реформ в июне 1948 года стало наглядной демонстрацией того факта, что западная и восточная части рухнувшего в 1945 году германского рейха окончательно обособившись друг от друга не только в экономическом, но и в политическом отношениях. Раскол произошел отнюдь не в результате какой-то договоренности между державами-победительницами; напротив, он привел к серьезному международному кризису, в ходе которого по существу решался вопрос, где именно пройдет линия этого раскола, войдет или не войдет в создающееся на востоке Германии государство территория трех западных секторов столицы Германии – Берлина. Обострение ситуации в Берлине происходило, таким образом, не само по себе; его надо рассматривать не иначе, как в контексте процессов образования двух германских государств, в первую очередь восточногерманского. Источники, находившиеся в пашем распоряжении, демонстрируют далеко идущее совпадение взглядов руководящих деятелей СВАГ[1] и СЕПГ[2] в оценке положения в Германии и в определении исходящих из этих оценок конкретных целей. У руководителей обеих организаций имелись, конечно, разногласия по тем или иным конкретным вопросам, но их объединял сделанный ими к 1948 году вывод, что раскол Германии уже налицо. Этa общая позиция определяла их политические установки, которые и. заключались в том, чтобы сохранить и продолжить проходившие в Советской зоне оккупации (СЗО) преобразования. Разумеется, они не могли бы проводить эту линию без согласия со стороны Москвы, Эта политика определялась установкой па включение всего Берлина, который ввиду тесных экономических связей с СЗО рассматривался в качестве ее неотъемлемой части, в структуру создаваемого на территории СЗО государства. При этом они воздерживались от того, чтобы декларировать создание такого государства в качестве своей политической цели, а напротив, выдвигали на первый план «борьбу за единство Германии». Этот лозунг оставался для них единственно возможным средством, чтобы придать убедительность своим обвинениям в адрес Запада по поводу создания государства в западных зонах, а также оградить СЕПГ от обвинений в том, что ее политика ведет к утрате единства немецкой нации. Накануне берлинского кризиса начальник Управления информации СВАГ С.И.Тюльпанов, преисполненный революционной энергии, прямо призывал СЕПГ форсировать процесс создания собственной государственности, игнорируя при этом опасности и противоречия такого хода событий. Он заявлял, в частности: «Фактически произошло разделение Германии на две части, которые развиваются по различным законам. Развитие советской зоны - это развитие по типу новой демократии. У власти в советской зоне стоит партия рабочих и крестьян. [...] Партия ведет борьбу за завоевание всей Германии [...j. В партии надлежит культивировать ненависть к американскому империализму, который быстро движется к фашизму, и его союзникам». Между особым путем развития в СЗО и борьбой за завоевание власти во всей Германии руководство СЕПГ и многие члены этой партии, как и С.И.Тюльпанов, не видели никакого противоречия. Большевистская диалектика состояла в том, чтобы позволить СЕПГ как можно более громко призывать к единству - чтобы воспрепятствовать появлению движения за единство, которое было бы направлено против СЕПГ. Только в этом случае у Москвы могла возникнуть уверенность в том, что германское единство не будет достигнуто против воли Москвы… …Когда председатель СЕПГ В.Пик в беседе с И.В.Сталиным 26 марта 1948 г. выразил пожелание «союзников удалить из Берлина», реакция советского лидера была вполне положительной. Он заметил: «Давайте общими усилиями попробуем, может быть, выгоним». В России все еще находятся ведущие историки, которые считают, что данные слова И.В.Сталина вряд ли были связаны с конкретным планом выдавливания западных держав из Берлина и приписывают данное намерение исключительно СЕПГ. Такая интерпретация противоречит представленным документам, которые однозначно свидетельствуют, что сразу после безрезультатного окончания Лондонской сессии СМИД[3] появились согласованные с московским центром планы СВАГ, которые предусматривали «выкуривание западных держав из Берлина»… …О мерах по оказанию давления на западные державы в Берлине в Москве задумывались задолго до того, как в июне 1948 года из-за односторонних действий западных держав возникло чрезвычайное положение с валютой, на которые советская оккупационная администрация должна была отреагировать в интересах защиты своей зоны. В кругах западных военных администраций также давно отдавали себе отчет в том, что распространение западногерманской денежной реформы на Берлин будет чревато конфликтом. Однако ни с их стороны, ни со стороны СВАГ не было предпринято попыток поиска взаимоприемлемого решения, и тем более чужда была им мысль обратиться за соответствующими предложениями к самим немцам. К компромиссу никто не стремился, все были озабочены тем, чтобы добиться преимущества для себя. На поступившее 18 июня заявление о предстоящей в Западной Германии денежной реформе СВАГ в тот же день отреагировала выборочным закрытием зональной границы. Было остановлено пассажирское сообщение в обоих направлениях, однако пешеходы по- прежнему могли пересекать границу в западном направлении. Перекрыто было также автомобильное сообщение - за исключением автострады Берлин - Хельмштедт, выезду по которой из Берлина по-прежнему не чинилось никаких препятствий. Речные суда и баржи могли пересекать границу, но под строгим контролем и лишь в том случае, если они имели выданный СВАГ пропуск. Ограничительные меры не касались товарных поездов, но «лишь при условии осуществления тщательного досмотра грузов и личных вещей сопровождающего персонала и охранников». Эти мероприятия лишь в ограниченных масштабах могли предотвратить угрозу наводнения восточной зоны потоком обесценившихся рейхсмарок из западных зон. Отношения между представителями оккупационных держав в Берлине были в этот период напряжены до предела, хотя и не выливались в прямую конфронтацию. Еще 16 июня французский комендант Берлина генерал Ганеваль, который в этот месяц возглавлял союзническую комендатуру, предложил созвать ее чрезвычайное заседание. 19 июня последовал публичный отрицательный ответ со стороны заместителя советского коменданта, выдержанный, однако, в подчеркнуто вежливой форме. Очевидно, СВАГ еще не считала момент подходящим для начала переговоров по решению вопроса о нал валюте в Берлине. 20 июня В.Д.Соколовский[4] отправил ответное письмо своему американскому коллеге. В нем он выразил недоумение тем, что западные союзники объявляя о проведении в западных зонах денежной реформы, одновременно настаивают на сохранении четырехстороннего статуса для Берлина. Глава СВАГ не упомянул в этом письме о предстоящей денежной реформе в СЗО и связанных с ней мероприятиях в Берлине, однако со всей ясностью сформулировал положение о том, что в Берлине может быть в обращении только одна валюта. Американский губернатор в письме, датированном 21 июня, указывал на то, что каждая из оккупирующих держав имеет в Берлине равные права и что город «не подлежит прямой юрисдикции советской военной администрации». Вместе с тем, Л.Клей признал, что в обращении в Берлине должна быть единая валюта, и предложил направить своих экспертов для переговоров с советскими специалистами, дабы «найти нужное решение». Между союзниками еще прослеживалась готовность к переговорам… … Многим на Западе тогда казалось, что в эти недели и месяцы речь идет не только о том, кто должен распоряжаться вопросами денежного обращения в Берлине, но и о том, быть или не быть советскому господству над Германией и над всей Европой. Для всех тех, кто рассматривал события в странах Восточной Европы как результат советских манипуляций, Берлин стал своего рода символом решительного сопротивления Советскому Союзу. Вечером 22 июня, В.Д.Соколовский направил союзникам проект своего датированного следующим днем приказа за номером 111. Приказ при полном игнорировании прав западных оккупационных держав вводил новую валюту СЗО «на территории Большого Берлина»[5]. О правах, которыми располагали там западные оккупационные власти, вообще не упоминалось. Это была попытка распространить компетенцию СВАГ на западные сектора Берлина. Если с советской стороны рассчитывали застать в Берлине западные державы врасплох, то это была крупная ошибка. Западные губернаторы отреагировали немедленно: они объявили приказ В.Д.Соколовского не имеющим силы в западных секторах и вводили там новую валюту западных зон («марку Б»). Одновременно они разрешали проведение обмена старых денежных знаков на валюту СЗО и таким образом временно смирились с хождением двух валют в западных секторах Берлина. Характерно, что в драматический момент назревания кризиса - 22 июня - В.М.Молотов был озабочен не достижением договоренности с западными державами, а вопросом о благосостоянии трудящихся в СЗО: как сделать так, чтобы в результате денежной реформы они почувствовали себя в лучшем положении, чем их соотечественники в других зонах. Еще ранее, 18 июня советский министр иностранных дел охарактеризовал объявление денежной реформы в западных зонах как искомое доказательство намерения западных держав осуществить политический и экономический раскол Германии. В ночь с 23 на 24 июня СВАГ распорядилась перекрыть единственную железнодорожную магистраль, которая связывала западные сектора Берлина с западными зонами. Вскоре последовало прекращение подачи электроэнергии в Западный Берлин и водного сообщения с ним. На следующий день орган СВАГ следующим образом прокомментировал ожидаемые последствия: «Поскольку снабжение трех западных секторов продуктами питания зависит от перевозок, осуществляемых по этим путям, возникли сильные опасения по поводу этого снабжения». Прекращение снабжения электроэнергией западных секторов Берлина, а также полный запрет товарооборота из западного Берлина и обратно были блокадными мерами и тем самым косвенной формой применения силы против его жителей. В Москве, очевидно, никто не предвидел масштабов той реакции осуждения (не только в западноберлинской и западногерманской, но и в международной прессе), которое вызвали советские меры, с явно присутствовавшей в них готовностью к применению силы. Представители российской исторической науки все еще пытаются затушевать агрессивный характер такого поведения СССР. Они выдвигают тезис о том, что перекрытие путей доступа между западными зонами Германии и Западным Берлином не имело целью устранить западное военное присутствие в городе, а лишь должно было принудить Запад к переговорам и добиться лишь некоего частичного изменения его политики. Этот тезис не выдерживает критики, поскольку западные державы с полным на то основанием отклоняли всякие переговоры под давлением. Напротив, именно устранение мер давления в отношении западных секторов Берлина они считали предпосылкой к началу серьезных переговоров. Имевшие место в Москве встречи послов трех западных держав с И.В.Сталиным привели лишь к чему-то отдаленно похожему на переговоры, однако переговоры в подлинном смысле слова, когда каждая из сторон представлена на равном уровне, - так и не состоялись. Западные державы последовательно занимали позицию, что никакие официальные переговоры с СССР невозможны, пока и поскольку продолжаются советские блокадные мероприятия. Для СССР и его приверженцев в Германии, напротив, дело представлялось так, что в Берлине ведется «валютная война» против восточной марки, война, целью которой является «разграбление» советской зоны путем закачивания в нее западных марок (или «марок Б»). Ответные меры считались в этих условиях неизбежными. Что касается принятого на Западе обозначения этих мер как «блокада Берлина», то ввиду тех страхов, которыми была охвачена общественность на Западе, этот термин в какой-то мере можно было понять, и таким образом он вошел в историю. Постоянное бездумное повторение этого термина игнорирует, однако, объективный исторический контекст. Сам термин «блокада» приобрел свою специфическую окраску морального осуждения в ходе той войны на уничтожение, которую Гитлеровская Германия вела против Советского Союза. Применение этого термина к конфликту, который имел место вокруг Берлина, равнялось тогда и равняется ныне надругательству над памятью о сотнях тысяч погибших за более чем девятьсот дней немецкой осады Ленинграда, его обороны и снятия блокады. В 1948 году современников от этих драматических событий отделяло всего четыре года! Между тем, на всем протяжении тогдашнего берлинского кризиса границы западных секторов оставались открытыми, а кроме того, западные державы, прежде всего США, смогли организовать весьма успешный «воздушный мост» между Берлином и западными зонами. Поэтому, если и говорить о блокаде, то лишь о неполной, негерметичной. И.В.Сталин мог принять решение о полном блокировании Западного Берлина, но он этого так и не сделал.. … Несмотря па все запреты и контрмеры со стороны СВАГ и восточноберлинских органов довольно быстро возникла система полулегальных сделок, большей частью в рамках «черного рынка», благодаря чему западноберлинцы получали возможность покупать дополнительные продукты питания на прилегающей территории. Обменный курс между двумя валютами в Берлине с самого начала развивался не в пользу марки СЗО. Нa Западе, между тем, давно уже ожидали, что Советский Союз прибегнет к силовым акциям в отношении западных секторов Берлина. Сразу же после введения транспортных ограничений между западными зонами и западными секторами в Лондоне начались интенсивные контакты между представителями западных держав. Инициатором их выступила Франция. Результатом были идентичные ноты, которые три западные державы направили 6 июля советскому правительству. Это был также первый дипломатический демарш, с которым три правительства обратились к правительству СССР по поводу нараставших уже в течение нескольких месяцев транспортных ограничений на путях доступа в Берлин. За три дня до этого три западных губернатора обратились к В.Д. Соколовскому с просьбой о безотлагательной встрече. Глава СВАГ выразил мнение, что такая встреча является «целесообразной». Со стороны Москвы возражений не последовало. Встреча состоялась, но не принесла каких-либо результатов. Западные губернаторы по непонятной причине не использовали самый веский аргумент - они не сослались на то, что именно на них в июле 1945 года была возложена ответственность за снабжение западных секторов Берлина. Кстати, инициатором такого решения выступил советский представитель - маршал Г.К.Жуков. Правда, тогда ни одна из сторон не пошла на то, чтобы оформить эту договоренность формальным соглашением. Однако западные державы строго выполняли взятые на себя обязательства, никогда не требуя признания этого факта советской стороной. Когда СССР стал выдвигать аргумент о том, что после прекращения деятельности Контрольного совета четырехсторонний статус Берлина утратил свои основания, и начал с марта 1948 года постепенно вводить транспортные ограничения на коммуникациях между западными зонами и западным Берлином, то по логике вещей он должен был бы заявить, что западные державы более не несут ответственности по снабжению своих секторов и, соответственно, достигнутое в 1945 году соглашение уже не имеет силы. Этого, однако, сделано не было. Причины такого упущения - сознательного или неосознанного - до настоящего времени неясны. 14 июля 1948 г. в ноте советского правительства, явившейся ответом на ноты протеста западных держав, было указано, что «право на участие в управлении Берлином» связано с исполнением достигнутых четырьмя державами-победительницами договоренностей. В ноте подтверждалась позиция, согласно которой Берлин представляет собой часть советской зоны, однако не содержалось требования об уходе союзников из Берлина и не ставился вопрос о распространении юрисдикции СВАГ на западные сектора. Впервые было заявлено, что «если потребуется, советское правительство не будет возражать против того, чтобы своими средствами обеспечить достаточное снабжение для всего Большого Берлина». Советское правительство заверяло, что оно отнюдь не против переговоров между «четырьмя союзными оккупационными властями», при условии, что начало таких. переговоров не будет ставиться в зависимость от выполнения каких либо предварительных условий и что на них будут обсуждены вопросы, касающиеся четырехстороннего контроля над Германией в целом. Советская готовность к переговорам объяснялась, возможно, осознанием факта растущей интенсивности воздушного сообщения и между западными зонами и Берлином; прервать их насильственным путем - на это советские власти не решились ни разу на всем протяжении кризиса. Особый интерес со стороны Москвы вызывала реакция западноберлинского населения. Еще на стадии планирована денежной реформы СВАГ исходила из того, что одновременно с ее проведением будет объявлено и о новом порядке снабжения населения западных секторов. Однако необходимые мероприятия для выполнения обещания снабжать «своими средствами» жителей всего Берлина - и восточного, и западного, были завершены только неделю спустя после опубликованияноты, в которой это обещание содержалось. Объем и ассортимент поставок еще не были окончательно согласованы, а Теглихе рундшау» в номере от 20 июля уже провозгласила: «Советский Союз берет на себя снабжение населения всего Берлина». | Организация снабжения Берлина - даже восточной его части (западноберлинцы в большинстве своем не восприняли советские предложения) потребовала от советской экономики значительных усилий. СССР осуществлял снабжение всего Берлина до июля 1945 года, до вступления туда западных гарнизонов, однако с тех пор такая задача перед ним не стояла, да он и не был бы в состоянии ее выполнить,. Именно это стало слабым местом советской позиции во время кризиса. Министр внешней торговли А.И.Микоян неоднократно требовал прояснить вопрос о деталях оплаты за поставляемые товары и обращал внимание на то, что «Министерство внешней торговли не в состоянии и в дальнейшем финансировать зону» Прекращение раз и навсегда тех объемных поставок, которые шли в Берлин с запада, в долгосрочном плане создало бы лишь проблемы для СЗО и для самого СССР. После того, как между западными державами и Советским Союзом в июле 1948 года произошел обмен нотами, правительства в Париже, Лондоне и Вашингтоне стали искать возможности встречи с И.В.Сталиным, который после некоторой паузы согласился на таковую. Оказалось невозможным выяснить, была ли эта беседа подготовлена в Москве и в Карлсхорсте и каким образом. Если судить по содержанию доклада об оперативной обстановке за июль 1948 года, подписанного начальником Главного управления внутренних войск МГБ, которое отвечало не только за охрану учреждений СВАГ, но и за обеспечение общей безопасности в СЗО (за исключением чисто военных вопросов), то трудно обнаружить какую-то склонность к компромиссу - ни у представителей советских властей, ни у представителей немецких политических партий. И.В.Сталин принял послов в первый рабочий день августа. Беседа началась около 9 часов вечера и длилась больше двух часов. Обсуждались по сути два вопроса: о валюте в Берлине и о приостановке выполнения лондонских решений. Исходным пунктом была сделанная Сталиным уступка, намек на которую уже содержался в упомянутой ноте от 14 июля и которая касалась присутствия американских, британских и французских войск в Берлине. Он никак не высказался по вопросу о правах союзников в Берлине, но тем не менее, это было первым существенным изменением по сравнению с предшествовавшей советской позицией по Берлину: военное присутствие западных держав в Берлине, далее без урегулирования его правовой основы, давало гарантию осуществления тамошними политическими силами независимых действий, включая проведение свободных выборов. Эту свою уступку И.В.Сталин связал с требованием ввести марку СЗО в Берлине на период, пока четыре державы не достигнут соглашения относительно единой валюты для всей Германии. Представитель США У.Смит немедленно принял это требование, оговорившись лишь, что он не может говорить от имени правительства (западные финансовые эксперты на июньских переговорах еще 23 июня готовы были принять этот вариант - но с условием, что они будут иметь право голоса во всех валютных вопросах, касающихся Берлина). После этого Сталин выдвинул второе требование: приостановить действие лондонских решений до момента встречи представителей четырех держав. Па этот раз первым свое согласие выразил представитель Великобритании Ф.Робертс, к нему присоединились представитель Франции И.Шатеньо и У.Смит. И.В.Сталин отметил, что период, пока будет приостановлено выполнение лондонских документов, следует использовать для поиска общих решений по вопросам репараций, демилитаризации, создания германского правительства и заключения мирного договора. Все эти четыре темы раньше уже обсуждались на предшествовавших сессиях СМИД в Москве и Лондоне, где стало очевидным, что по каждой из них между участниками существуют непреодолимые разногласия. Новых предложений по ним И.В.Сталин не выдвинул, не высказался он и по напрашивавшемуся вопросу о том, что произойдет в Берлине и в советской зоне, если никаких общих решений достичь не удастся. В заключение этой длительной беседы И.В.Сталии, после короткого обмена мнениями со своим министром иностранных дел, представил резюме достигнутого взаимопонимания. Без колебаний Сталин согласился на публикацию совместного заявления для прессы, в котором говорилось бы о происходивших в Москве переговорах - без указания на предварительно достигнутое взаимопонимание. Характерно, что И.В.Сталии не настаивал па каких-либо конкретных и немедленных изменениях в политике Запада в отношении Германии. У.Смит, как и британский представитель Ф.Робертс, был целиком и полностью удовлетворен результатами этой беседы и попытались добиться от своего руководства согласия на достигнутый компромисс. Возражения последовали со стороны губернатора американской зоны генерала Л.Клея. Он, как и ранее, в связи с июньскими переговорами финансовых экспертов, настаивал на том, чтобы обеспечить участие западных держав в решении проблем денежного обращения в Берлине. В результате переговоры застопорились. С 6 по 30 августа прошло семь встреч между западными посланцами и Молотовым (6, 9, 12, 16, 21, 27 и 30 августа). На всех этих встречах присутствовал заведующий Третьим европейским отделом МИД А.А.Смирнов. 27 августа руководство диалогом вновь взял на себя И.В.Сталин. 6 августа в самом начале беседы с В.М.Молотовым У.Смит передал ему согласованный с французским и британским правительствами проект коммюнике. В нем реализация программы, которую И.В.Сталин сформулировал 2 августа в качестве резюме прошедшей тогда дискуссии, ставилась в зависимость от достижения договоренности между четырьмя главнокомандующими в зонах оккупации Германии по вопросам эмиссии валюты в Берлине и контроля над ней. В дополнение были сформулированы четыре условия такой договоренности, выполнением которых должна была заняться союзная комендатура. Советский министр иностранных дел сразу же заявил, что западные союзники не будут иметь возможности участвовать в контроле над валютой в Берлине после введения там марки советской оккупационной зоны, поскольку четырехсторонний контроль над валютой в Берлине более не существует. В изложении советской позиции по берлинскому вопросу он пошел дальше, чем это сделал И.В.Сталин в ходе встречи 2 августа. В.М.Молотов преследовал цель добиться признания де-факто всего Берлина в качестве столицы восточногерманского государства. Наметившаяся в Москве перспектива соглашения крайне обеспокоила тех берлинских политиков, которые стремились предотвратить распространение на Берлин уже далеко зашедшего в советской зоне Процесса советизации. 14 августа в газетах «Телеграф» и «Тагесшпигель» было опубликовано совместное заявление земельных организаций СДПГ, ХДС и ЛДП, а также «временного руководства ОСНП» большого Берлина (УГО), в котором решительно отвергалась идея любого компромисса с СССР по вопросу о валюте в Берлине. По крайней мере с момента появления этого заявления в Москве и в восточном Берлине вновь задумались над проблемой предстоявших в Берлине выборов, предотвратить проведение которых во всяком случае в западных секторах было невозможно, пока там были расположены западные гарнизоны. Со своей стороны западные державы не использовали тех долгосрочных возможностей, которые им могли бы дать эти выборы в качестве вотума против советской политики. Они ни разу не поставили введение новой валюты СЗО во всем Берлине в зависимость от проведения выборов во всех секторах Берлина. После того, как три западных представителя согласовали между собой и со своими правительствами текст окончательных предложений, У. Смит 21 августа запросил о возможности «интервью» с И.В.Сталиным. Двумя днями позже встреча со Сталиным состоялась. С самого начала он ошеломил своих собеседников совершенно новым проектом коммюнике переговоров. В нем содержалась существенная ревизия той позиции, которую занимал В.М.Молотов в ходе предшествовавших бесед. Впервые советская сторона согласилась с участием трех западных держав в контроле над денежной эмиссией и денежным обращением в Берлине. Отвечая на уточняющий вопрос У.Смита, И.В.Сталин, хотя и настаивал на регулировании обращения восточной марки находящимся в СЗО Немецким эмиссионным банком, но сделал при этом; далеко идущие уступки в отношении права голоса западных держав. 30 августа после длительных переговоров В.М.Молотову удалось согласовать приемлемый для всех сторон вариант директивы главнокомандующим оккупационными войсками в Германии, который был одобрен правительствами четырех держав. Американский губернатор сразу же выразил сомнение в ее осуществимости, отметив, что раскол города зашел уже достаточно далеко. Не только он, но и глава СВАГ, равно как и его политсоветник выступили против принятия директивы, выделив конкретные частные вопросы, которые могли бы сыграть роль подводных камней и из-за которых достигнутое согласие могло бы рухнуть. Это был, насколько известно, первый случай, когда руководство СВАГ подвергло критике директиву московского Центра. Однако объяснить это можно тем, что руководство СВАГ отдавали себе отчет в компромиссном характере директивы, что прежде всего требовало должного проявления бдительности со стороны тех, кому поручалось ее исполнять. Критика, впрочем, не возымела действия, что говорит о том, что директива получила одобрение со стороны И.В.Сталина. В.М.Молотов воздержался от какого-либо порицания и дал указание строго следить, чтобы западные губернаторы не допускали отклонений от положений согласованной директивы. Это указание вряд ли могло усилить у В.Д.Соколовского готовность к достижению быстрого и успешного исхода начавшихся переговоров. Тем не менее, в СВАГ рассчитывали на возможность прийти к соглашению. Фактически принятые в Москве решения привели к восстановлению деятельности Контрольного совета - хотя и на короткое время и при том, что никто не хотел этого факта признавать. С 31 августа по 7 сентября 1948 г. четыре главнокомандующих семь раз встречались друг с другом в привычном для них здании, где ранее заседал союзный Контрольный совет. Происходили также встречи финансовых экспертов, заседания комиссий по торговле и транспорту. Несмотря на относительно интенсивный характер переговоров, участники не достигли согласия ни по одному из технических вопросов. Центральным, как и до этого в Москве, стал вопрос о праве участия западных держав в контроле над восточногерманским эмиссионным банком. В.Д.Соколовский уже на втором заседании отклонил соответствующее предложение своего американского коллеги, который исходил из содержания уступки, сделанной ранее И.В.Сталиным. Беседы четырех главнокомандующих закончились безрезультатно. Западные участники совместно представили доклад своим правительствам о возникших разногласиях. Советские документы об этих беседах остаются все еще недоступными. Совещания главнокомандующих привели не к уменьшению напряженности, а, напротив, лишь накалили обстановку. Последствия этого стали ощущаться и в Москве. И.В.Сталин не пожелал отложить отпуск, чтобы дать еще одну аудиенцию послам США и Франции и личному представителю министра иностранных дел Великобритании. Продолжение диалога с ними было возложено на В.М.Молотова. Опираясь на записку, подготовленную А.А.Смирновым, он все еще придерживался линии на принципиальную готовность к компромиссу, однако целью по-прежнему оставалось добиться распространения юрисдикции СВАГ на весь Берлин. Что касается западных держав, среди которых США претендовали (далеко не всегда успешно) на роль лидера, то после провала первой попытки дипломатического решения конфликта, предпринятой в Москве и Берлине, они уже не прилагали усилий для того, чтобы вступить в прямой диалог с СССР ради поиска гармонизации интересов обеих сторон. Вместо этого они открыли прямую публичную полемику с советским правительством: Весь этот обмен пропагандистскими ударами широко освещался и смаковался в средствах массовой информации; мировой общественностью он был воспринят как «война слов». В ходе этой интенсивной нотной переписки не выдвигалось каких-либо новых предложений по урегулированию кризиса; позиции сторон лишь стали жестче. В конце концов, западные державы обратились в Совет Безопасности ООН, требуя от него принятия мер, «дабы мир и международная безопасность более не подвергались угрозе». Одновременно они заявили о своей решимости «принять любые меры, необходимые для того, чтобы отстоять свои позиции в Берлине». СССР заявил, что ООН некомпетентна обсуждать этот спорный вопрос, и предложил взамен созвать вновь Совет министров иностранных дел четырех держав - победительниц… … Когда в последние два месяца года политическое разделение города стало реальностью и кризис достиг своего пика, советская сторона стала предпринимать меры к выходу из него.. Поначалу, однако, на сцену вновь выступила ООН. 3 ноября Генеральная Ассамблея единогласно приняла резолюцию, призывавшую великие державы «предпринять новые усилия по преодолению существующих разногласий и созданию прочного мира». 13 ноября Генеральный секретарь ООН Трюгве Ли и председатель Генассамблеи министр иностранных дел Австралии Г.Эватт, один из вдохновителей идеи принятия ООН «Декларации прав человека», обратились с весьма амбициозным посланием к державам - победительницам, «настоятельно» потребовав от них «продолжить поиски урегулирования берлинского кризиса». Со стороны США в это время активно обсуждался вопрос о запрете хождения марки СЗО в западных секторах и объявлении западной марки единственным платежным средством, чтобы покончить таким образом с состоянием неопределенности, в котором находился Берлин. Вышинский ответил на послание Трюгве Ли и Эватту 16 ноября - до того, как это сделали его западные коллеги, но уже после того, как в Москве было принято решение о превращении советского сектора Берлина в самостоятельную политическую единицу. Ссылаясь на октябрьское интервью И.В.Сталина, он заверил авторов послания в готовности СССР к соглашению с западными державами по вопросу о единой валюте в Берлине. В тот же день бывший член Центрального секретариата СЕПГ Э.Гниффке, тремя неделями ранее сбежавший в Западный Берлин, заявил допрашивавшим его американцам, что советские позиции в Берлине и в Германии в целом заметно ухудшились и что восточная зона все больше становится бременем для СССР. Позиции западных держав, напротив, улучшились: продолжались государствообразующие процессы в западных зонах, «воздушный мост» показал свою эффективность в деле снабжения Западного Берлина (притом, что таким образом удовлетворялась только часть его потребностей), курс «марки Б» и западной марки неизменно демонстрировал их превосходство над восточной маркой. Это создавало для западных держав возможность вести дипломатическую борьбу с позиции силы. 17 ноября они совместно заявили о своем согласии с призывом Генассамблеи, но на послание Эватта-Ли последовали несколько отличающиеся друг от друга ответы. США и Великобритания выразили точку зрения, что прямые переговоры с СССР невозможны до тех пор, пока сохраняются транспортные ограничения на путях доступа из западных зон в Западный Берлин, тогда как во французском ответе содержался призыв к продолжению посреднической миссии ООН. Собственно, против этого прямо не выступали и американцы с англичанами, так что временный председатель Совета Безопасности смог продолжить свои усилия по сближению позиций сторон. Он сформулировал ряд вопросов, на которые 22 ноября снова первым свои ответы дал советский представитель. Лишь спустя четыре дня ответы представили три западные державы. В Восточном Берлине уже начались подготовительные мероприятия к созданию «временного общегородского магистрата», однако В.М.Молотов попытался переложить ответственность за происходящее в Берлине на западные державы. С этой целью он направил В.Д.Соколовскому и В.С.Семенову проект письма главнокомандующим трех западных держав в Германии, в котором попытался обосновать советское требование об отсрочке выборов в Берлине (и решение не проводить их в Восточном Берлине) ссылкой в том числе на условия, создавшиеся в Берлине в результате денежной реформы в Западной Германии. С другой стороны, В.М.Молотов в то время пытался убедить И.В.Сталина в необходимости дать дополнительные ответы на вопросник Х.Брамуглиа, указывая, что это «тем более необходимо в условиях, когда проводимые с 30 ноября мероприятия по преобразованию берлинского магистрата могут создать впечатление, будто мы не хотим никакого соглашения по берлинскому вопросу, что было бы для нас нежелательно». И.В.Сталин прислушался к этим аргументам, и СССР дал свое согласие на образование технического комитета ООН по изучению финансовой ситуации в Берлине. 23 декабря 1948 г. этот комитет распространил компромиссное предложение (в котором все еще сохранялась идея о введении во всем Берлине восточной марки - при выполнении ряда предварительных условий). Советский Союз сразу же заявил о своей готовности принять это предложение. Американцы выступили против, англичане и французы, поначалу выразившие, хотя и с оговорками, свое согласие, в конечном счете присоединились к позиции США. Комитет успел еще опубликовать свой заключительный доклад, прежде чем новый председатель Совета Безопасности Альварес 18 марта 1949 г. объявил о прекращении посредничества со стороны ООН ввиду его бесперспективности. О «валютной войне» в Берлине и сложном положении в этом городе руководители СЕПГ проинформировали лично И.В.Сталина во время встречи с ним 18 декабря 1948 г. Сталин не обнаружил особой заинтересованности в обсуждении этого вопроса. Тема выборов в Западном Берлине и их вероятного исхода вообще не затрагивалась. Без каких-либо консультаций с немецкими друзьями и/ или со своим собственным МИД, И.В.Сталин опубликовал в январе 1949 года ответы на доставленные ему в письменном виде вопросы европейского директора информационного агентства «Интернешнл ньюс сервис» Дж. Кингсбери Смита. В них советский руководитель не упомянул о проблеме денежного обращения в Берлине. Молчаливый выход из безнадежного спора о валюте в Берлине открыл путь к урегулированию берлинского кризиса, что немедленно отметила «Нью-Йорк таймс». Действительно ли И.В.Сталин имел намерение посредством этого интервью выступить с инициативой по разрешению кризиса? Документальных свидетельств для ответа на этот вопрос обнаружено не было. В.М.Молотов еще достаточно длительное время не считал выраженный американской стороной интерес к высказываниям И.В.Сталина достаточным основанием, чтобы начать какую-либо дипломатическую активность. Лишь спустя три недели, уже от А.Я.Вышинского поступило разъяснение, что И.В.Сталин не случайно опустил упоминание о спорном вопросе, касающемся валюты. Только после этого возник неофициальный «канал связи» между Москвой и Вашингтоном, отсутствие которого самым отрицательным образом сказалось накануне и во время кризиса. Между тем западные державы в Берлине продолжили линию на то, чтобы ставить советскую сторону перед свершившимися фактами. Без всякого предварительного информирования советских властей три западных губернатора 20 марта 1949 г. объявили, что «с сего дня восточная марка более не будет считаться законным платежным средством в западных секторах Берлина». Эту свою меру они охарактеризовали как «давно назревшую». Несмотря на то, что это одностороннее решение окончательно ставило крест на первоначальных советских планах введения восточной марки в качестве единственной валюты во всем Берлине, а вдобавок осложняло жизнь восточноберлинцев и деятельность СВАГ, советская сторона воздержалась от официального протеста. А 9 мая, как раз в четвертую годовщину победы над Германией, новый главноначальствующий СВАГ В.И.Чуйков издал приказ № 56. В нем говорилось о безоговорочной отмене всех введенных после марта 1948 г. транспортных ограничений между Берлином и западными зонами. Это было равносильно далеко идущей капитуляции перед Западом – СССР фактически признал все мероприятия, проведенные западными державами с 18 июня 1948 г. в Германии и в Берлине.
|