Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Т.А.Власова и М.С.Певзнер. - ретардация – запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения; недоразвитиеСтр 1 из 17Следующая ⇒
Клинический подход - ретардация – запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения; недоразвитие. Есть два вида ретардации общая (тотальная) и частичная (парциальная) – незрелость отдельных функций, сторон психики, школьных навыков, свойств личности. - асинхрония – сочетание выраженного опережения одной функции, со значительным отставанием темпа формирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности. Классификация - монофакторные – в основе патология какого-то одного органа или системы - мультифакторные – комбинация двух и более патологий Т.А.Власова и М.С.Певзнер - дети с отклонениями в развитии, вызванными органическими нарушениями ЦНС - дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС - дети с отклонениями в развитии, связанными с депривационными ситуациями Ряд классификаций отражает существующую систему специального образования - группы, соответствующие типам коррекционных школьных и дошкольных образовательных учреждений. В эмпирических классификациях признак возраста представлен в усеченной форме: школьный и дошкольный. Классификация Лебединского (наиболее распространена) - Психическое недоразвитие – типичная модель – умственная отсталость - задержанное развитие – разнообразные варианты инфантилизма, нарушение школьных навыков, недостаточность высших корковых функций. Характеризуется парциальной ретардацией и разными степенями обратимости. - Поврежденное развитие – длительный период нормального развития, впоследствии нарушенный заболеваниями, прежде всего ЦНС и травмами - Дефицитарное развитие – варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. - Искаженное развитие – сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития - Дисгармоничное развитие – нарушения в формировании личности. Типичный вариант – различные формы психопатий. Плюсы данной классификации – компактна, представленные группы полиморфны, удобна в использовании Минусы – формы дизонтогенеза, как правило, в чистом виде не встречаются, а представляют собой один из симптомов нарушенного развития, сочетания которых образует определенную форму.
2. Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья Долгое время специальная психология развивалась как психология отдельного индивида, имеющего те или иные отклонения в развитии. В.М. Бехтерев – создатель комплексного подхода – один из первых начал рассматривать отклонении в психическом развитии в социально-психологическом контексте. Л.С Выготский рассматривал проблему аномального развития исключительно как социальную. Равно как и возможности преодоления м компенсации нарушенных функций видел на путях преобразования отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Чрезвычайно важная проблема для современной специальной психологии – соотношение общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее общим и принципиальным в решении этой проблемы является идея единства законов, характерных для процесса развития в норме и патологии. Особенности, характерные для этого процесса в сравнении с параметрами в норме, обозначаются как специфические. Они делятся на модально-специфические (характеристики, свойственные определенной группе детей с ограниченными возможностями, например особенности психического развития детей с умственной отсталостью, слепых, глухих детей) и модально-неспецифические (связаны с теми качествами, которые наблюдаются у всех категорий этих детей, то есть общее между ними, но отличающее их от нормально развивающихся детей). Общие закономерности развития детей в норме и патологии Г.Я Трошин (видный русский психиатр) последовательно и доказательно отстаивал идею общности развития в норме и патологии. Рассматривая последовательно становление и развитие каждого психического процесса, автор пришел к выводу, что детям и подросткам с тяжелой степенью умственной отсталости доступно овладение наиболее элементарными процессами, которые соответствуют в основном периоду младенчества; детям с умственной отсталостью доступно овладение и более сложными процессами, но только такими, которые соответствуют периоду дошкольного детства. Сказанное позволило автору сделать вывод об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей: - развитие нормальных и аномальных детей проходит одинаково - вместе с тем в развитии нормальных и аномальных детей имеются существенные различия - разница заключается в сроках и способе развития: нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии филогенетического развития - развитие аномальных детей идет медленнее, и при тяжелых формах нарушений они проходят не все стадии, а только низшие, не доходя до высших - в зависимости от стадии, на которой остановилось развитие, можно различить несколько степеней патологического недоразвития (например, при умственной отсталости – идиотизм, имбецильность, дебильность). Идея общности законов в норме и патологии была ключевой в работах Выготского. Он сформулировал ряд положений, отражающих закономерности психического развития аномального ребенка. К их числу относятся: - утверждение о системности строения психики человека, в силу чего нарушение одного из звеньев существенно изменяет функционирование всей системы - выделение зон актуального и ближайшего развития ребенка - утверждение идентичности основных факторов, обуславливающих развитие нормальных и аномальных детей - выделение в развитии аномального ребенка первичных и вторичных отклонений, и, соответственно, определение важнейших направлений коррекционной учебно-воспитательной работы с каждым учеником - утверждение об изменениях у ребенка при умственной отсталости, о соотношении между аффектом и интеллектом. Не отвергая биологической природы возникновения дефекта, Выготский считал, что первичное нарушение приобретает в процессе развития ребенка четкую социально-средовую и культурную обусловленность. При этом роль полноценного и неполноценного социального окружения и культурного воспитания значимы для развития личности ребенка в условиях дизонтогенеза настолько, что могут способствовать либо полной его компенсации (при соответствующем воспитании), либо приводит к дальнейшему усложнению, отягощению, особой структуризации. Это выражается в появлении, помимо основного дефекта, вторичных осложнений – в виде недоразвития высших психических функций, третичных осложнений – недоразвития воли, «власти аффекта над поведением», наслоений «четвертого порядка» - выражающихся в недоразвитии личности в целом. Модально-неспецифические особенности – своеобразное проявление общих законов развития, точнее закономерная реакция процесса развития на факт неблагоприятных условий, в рамках которых разворачивается этот процесс. Можно выделить несколько наиболее общих закономерностей развития присущих как норме, так и патологии: - Процесс развития – перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований. В ходе психогенеза происходит перестройка отношений между отдельными компонентами психики - Универсальной характеристикой является неравномерность. Периоды активного развития тех или иных функций называется сенситивность - Процесс развития непрерывен и необратим. (Особенно важно в отношении понимания умственной отсталости, так как долгое время она трактовалась как остановка в развитии) - Развития психики подчинено закону целостности. Если неживые системы формируются от части к целому, то живые от целого к целому - Внутренним механизмом развития выступает единство процессов дифференциации (выделение в формирующейся системе новых компонентов) и интеграции (сочленение этих компонентов с другими) - Принцип единства эволюционирования и функционирования. (Живые системы развиваются в процессе функционирования и функционируют в процессе развития). - Психическое развитие осуществляется в процессе разнообразных форм предметной деятельности. На каждом этапе выделяется ведущий вид деятельности. Психическое развитие невозможно вне общения. Т.К. в процессе общения ребенок осваивает и присваивает культурно-исторический опыт, что составляет сущность формирования человеческого сознания, когда на базе элементарных психических способностей образуются высшие психические функции. Еще одна важная функция общения – социальная ситуация развития. Она подразумевает требования и ожидания по отношению к ребенку. Не является пассивным фоном, а активным динамическим образованием, одним из элементов в структуре генеза психики. Перечисленные законы характерны как для нормально развивающихся детей, так и для лиц с отклонениями Наиболее емко общие закономерности были представлены В.П.Зинченко и Е.Б. Моргуновым в характеристиках, главная из которых связана с творческим характером процесса психогенеза. Чрезвычайно важна роль социокультурного контекста, сенситивных периодов, совместной деятельности и общения, закономерная смена ведущих видов деятельности. Важна ориентация на зону ближайшего развития. Необходимо учитывать ценность всех этапов развития, принцип единства аффекта и интеллекта, механизмов интериоризации – эктериоризации, опосредующей роли зноково-символических структур и неравномерности всего хода психического развития.
Специфические закономерности нарушений развития у детей Специфические закономерности не встречаются в норме, но их можно рассматривать как реакцию процесса развития на неблагоприятные условия его протекания. - Замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой – наиболее общая черта всех форм дизонтогенеза – имеет устойчивый или переменный характер. Может затрагивать развитие психики в целом или ее отдельных сторон. - Замедление скорости приема и переработки информации при сохранных сенсорных системах. Возможно, это является снижением уровня интегративости в функционировании мозга. - общее снижение психической активности, прежде всего познавательной активности (=> сужение запаса знаний и представлений о себе и окружающем мире), ограниченность в пространственных перемещениях (напр. У детей с Дцп) - Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития – спонтанное развитие страдает больше, часто связано со снижением познавательной активности или затрудняется патологией. Оказывает тормозящее влияние на направленное развитие. Коррекционная работа опирается на направленное развитие. - недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности – нарушения в пределах одного вида деятельности могут носить тотальный характер, распространяясь на все ее структурные компоненты - недоразвиие моторики – может приводить к замедлению темпов формирования двигательных навыков. Недостатки часто проявляются в многообразных частых стереотипных движениях. - Более высокая психофизиологическая «цена» достижения результата – гораздо большая затрата усилий для достижения к-л результата, чем для нормально развивающего ребенка для достижения такого же результата - иной характер протекания возрастных кризисов – позже, более длительны, приобретают нетипичные черты, часто переживаются наиболее остро и драматично, особенно подростковые. - нарушение речевой деятельности - недостатки словесного опосредования поведении и психической деятельности - затруднения в сфере общения – обедняет соц опыт, затрудняет формирование высш психич функц - несогласованность в образной и вербальной сферах психики – - деформация социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с ближайшим окружением
|