Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание (фиксируется при выполнении самостоятельной и организованной взрослым деятельности).






1) Длительность сосредоточения внимания.

2) Переключение внимания.

Неустойчивое внимание у детей старше 3 лет может указывать на нарушения эмоционально-волевой или интеллектуальной сферы. Противоположностью неустойчивого внимания являются трудности переключения внимания, также указывающие на возможность каких-либо отклонений.

Контактность. Отмечается, насколько легко и быстро ребенок устанавливает контакт со взрослыми, какова длительность и полнота контакта, заинтересован ли в контакте, поддерживает ли сам контакт или порывает его в ответ на замечание и отказ дать требуемую ребенком игрушку, охотно ли подчиняется взрослому, заинтересован ли в его оценке.

Реакция на одобрение. Отмечается, радуется ли одобрению, ждет ли его или равнодушен к нему.

Реакция на замечание. Отмечается, есть ли какая-либо реакция на замечание или ребенок не понимает, что ему сделали замечание; исправляет ли поведение в соответствии с замечанием.

Отношение к неудаче. Отмечается, замечает ли ребенок неправильность своих действий, исправляет ли ошибку; дает ли эмоциональную реакцию на неудачу – отказывается ли от продолжения работы, спокоен ли при поисках решения или злится.

Моторика. Отмечается, устойчива или неустойчива походка (спотыкается, падает, задевает нога за ногу, шаркает); является ли походка спастической или стремительной; хорошо ли ребенок сидит без поддержки; имеются ли патологические движения (навязчивые движения, стереотипии, тики, тремор); являются ли движения координированными и целесообразными (не производит ли лишних, ненужных, нет ли сопутствующих); отличаются ли мелкие движения точностью и ловкостью; какая рука является ведущей. Записи ведутся по ходу проверки. В случае, если имеются сомнения, ребенку предлагают бросить мяч в корзину, достать какой-либо упавший или закатившийся под мебель предмет, пройти по комнате.

Эмоционально-волевая сфера. Фиксируется, активен или пассивен ребенок, деятелен или инертен, бодр или вял, с удовольствием ли работает или из подчинения, как относится к трудностям, спокоен или возбужден, жизнерадостен или мрачен и др.

Проверка слуха начинается уже в то время, когда ребенок заинтересован игрой.

По окончании наблюдений за игрой ребенка начинается специальное обследование его слуха.

При педагогическом, обследовании слуха выделяются три основных параметра: сила голоса, расстояние между обследователем и ребенком и характер реакции ребенка.

Отоларинголог, фиксирующий результаты проверки, должен сидеть так, чтобы видеть лицо ребенка и наблюдать за его поведением при обследовании слуха.

Оценка. Если ребенок выполняет, заданное ему действие только в ответ на произнесение голосом повышенной громкости, то его следует отнести к категории глухих.

Если он скатывает шарик при ощущении голоса разговорной громкости хотя бы на расстоянии 5 см от ушной раковины, то его нужно квалифицировать как слабослышащего, даже если он при этом не будет воспроизводить слова, предложенные ему обследователем В данном случае ребенок находится на том этапе, когда он только ощущает голос, но не умеет еще пользоваться своим слухом в силу ряда обстоятельств (условий жизни, уровня развития и т. д.).

Если ребенок ощущает голос разговорной громкости и ушной раковины, не повторяя слов, с ним должна проводиться систематическая слуховая работа в условиях диагностической группы или в семье. Через год необходима повторная консультация для уточнения состояния слуха данного ребенка. Такой ребенок может оказаться или слабослышащим, или глухим со значительными остатками слуха и в зависимости от этого должен быть направлен в соответствующий тип дошкольного учреждения.

Отсутствие у маленького ребенка реакций на звуковые раздражители разной силы не может само по себе являться показателем снижения слуха. При задержке физического развития у ребенка могут оказаться заторможенными, подавленными все реакции – ребенок может не реагировать на стук по коляске (кроватке), в которой он лежит, на щекотание, на зрительные раздражители и т. п. Однако, если нет реакции на звук при наличии реакций на остальные раздражители, можно говорить о снижении слуха. Но при этом трудно установить степень нарушения. Более точное заключение о состоянии слуха ребенка дается во время повторной консультации, которая проводится по решению комиссии не ранее чем через 6 месяцев.

В. Проверка состояния речи

При обследовании ранее не обучавшихся детей следует установить уровень развития их устной и жестовой речи (не мимической). При этом выделяются два аспекта – понимание устной речи и жестов и самостоятельное пользование ими.

1. Проверка уровня развития устной речи

В процессе наблюдения за игрой ребенка (в начале обследования) сурдопедагог фиксирует:

• реакцию ребенка на обращенную к нему устную речь обследователей и родителей;

• наличие и понимание этой речи;

• употребление ребенком фраз, слов (полных, лепетных) и звуков.

 

Для специальной проверки уровня развития устной речи педагог пользуется книжками, имеющими крупные, четкие, яркие иллюстрации. Эти картинки должны быть двух родов:

• предметные, где изображаются животные или игрушки;

• сюжетные.

При проверке состояния речи лицо педагога должно быть освещено, сам он должен сидеть на близком расстоянии от ребенка и произносить слова громким голосом (не кричать!), чтобы ребенок воспринимал речь слухо-зрительно.

 

Необходимо проверить также понимание ребенком элементарных поручений типа: «Дай мне (маме)», «Положи», «Иди», «Встань», «Сядь», «Иди к окну» (к столу, к двери), «Открой книгу» (дверь), «Закрой глаза» и т.д.

У детей, имеющих фразовую речь, нужно проверить понимание вопросов, предлогов, понимание причинно-следственных связей (проверяется с помощью картинок или разложенных заранее предметов).

Оценка. Понимание, хотя бы ограниченное, Обращенной речи исключает его глухоту. Непонимание необученным ребенком речи не может являться показателем его глухоты: слабослышащие дети в возрасте моложе 4 лет, а некоторые умственно отсталые дети на протяжении всего дошкольного детства часто не понимают речи, если до этого с ними не проводилось специальной работы в этом направлении.

В протокол заносятся все самостоятельные голосовые и словесные реакции ребенка. Кроме того, фиксируется реакция ребенка на картинки, предъявляемые во время специального обследования.

Наличие спонтанной речи необученного ребенка – самостоятельное пользование словами и фразами пусть с фонетическими и грамматическими искажениями, – говорит об отсутствии у данного ребенка глухоты (исключая оглохших детей, сохранивших речь). Произнесение ребенком лепетных или искаженных полных слов с сохранением их ритмического рисунка может быть показателем того, что ребенок слабослышащий.

Отсутствие самостоятельной речи у детей до 4 лет не может свидетельствовать о том, что данный ребенок страдает глухотой. Часть слабослышащих детей начинает овладевать речью (без обучения) в возрасте около 4 лет (иногда несколько раньше или несколько позже). Умственно отсталые дети в отдельных случаях до конца дошкольного периода совсем не овладевают речью.

Наличие активного нерасчлененного и не отнесенного к какому-либо предмету лепета не является показателем того, что ребенок слабослышащий. Довольно часто такой лепет характеризует самостоятельную речь маленьких глухих детей, отличающихся эмоциональностью и активным отношением к окружающему.

Навязчивое повторение ребенком какого-либо слова в течение всего обследования, эхолалическое повторение слов и фраз вслед за взрослым может быть следствием отставания в психическом развитии ребенка или каких-либо нарушений его эмоционально-волевой формы или интеллекта.

2. Проверка уровня понимания естественных жестов и пользования ими

Данная проверка осуществляется только в процессе наблюдения за ребенком в течение всего обследования; специального обследования для этой цели не организуется.

Педагог следит за тем, как ребенок понимает естественные жесты, с которыми обращается к нему обследователь (Если ребенок не владеет устной речью). Наблюдает, пользуется ли ребенок жестами для выражения своих желаний, эмоций; какие именно жесты он употребляет – разнообразные, в соответствии с различными потребностями, или однотипные.

Понимание жестовой речи фиксируется в протоколе во время всего обследования ребенка – во время свободной игры, обследования развития восприятия и интеллекта, в процессе общения с родителями и обследователями, фиксируется понимание указательного жеста, просьбы, запрещения.

Оценка. Понимание детьми старше двух лет жестов (для детей двух лет эти жесты могут быть элементарными) может расцениваться как показатель нормального интеллекта. Непонимание естественных жестов детьми старше 3 лет может свидетельствовать об отклонении детей в развитии или о нарушении их поведения.

Употребление жестовой речи фиксируется также в течение всего обследования. Фиксируется, употребляет ли ребенок какие-либо жесты, адекватно ли употребляется жест (под неадекватным понимается употребление одного жеста в значении другого).

Активное пользование жестами встречается как у глухих, так и у умственно отсталых дошкольников. Однако неадекватное употребление жестов может свидетельствовать о снижении интеллекта.

 

Г. Обследование восприятия и интеллектуального развития

 

После того как оканчивается проверка слуха и речи, следует приступить к обследованию развития восприятия и интеллектуального развития ребенка.

Обследующий садится на маленький стул напротив ребенка. Весь необходимый для обследования материал находится справа от взрослого так, чтобы было удобно брать необходимые предметы, но остается закрытым от ребенка.

Фиксируются:

• принятие задачи;

• способы выполнения действия;

• адекватность действий;

• обучаемость.

Задания:

• матрешка

• пирамидка

• почтовый ящик

• конструирование по подражанию

• конструирование по образцу

• разрезанная картинка

• включение в ряд

• невербальная классификация

• счет

У каждого из детей проверяются состояние слуха, особенности речи и игра; детям разных возрастов соответственно предлагается разное количество заданий для проверки уровня развития восприятия и интеллекта.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал