![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
педагогической консультации (ПМПК).⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Состав ПМПК. Основные задачи и направления деятельности ПМПК. Значение психодиагностического исследования при отборе детей в разные виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений и для интегрированного обучения в массовые школы.
1926г. В России вышло 1 постановление о медицинско-педагогических комиссиях, которые предназначаются для того, чтобы обосновано можно было уточнять состояние ребенка и поставить ему медицинский диагноз.
Выготский говорил о том, как должно проходить исследование:
1. Принцип комплексного подхода к обследованию ребенка на ПМПК. (обследование разными специалистами)
Психологическое обследование является неотъемлемой частью ПМПК.
1)Данные социального педагога -состав семьи -возраст, образование -проф. занятость родителей, -материально-бытовые условия, (наличие рабочего места у ребенка, сколько времени за ним проводит, рабочий стереотип, если нет – мб неустойчивость внимания) -психологический климат -кто воспитывает ребенка кроме родителей
2) Врачи
-медицинский анамнез всех членов семьи, отклонения, протекание беременности и родов, болезни, лечения -история развития самого ребенка
-Педиатр – на момент обследование необходимо заключение педиатра об общем соматическом состоянии ребенка
-Окулист - острота зрения, глазное дно, широта поля зрения -ЛОР – острота слуха, состояние всей системы -Хирург-ортопед – заключение -невропатолог (+ЭЭГ) Психиатр
3) Педагогическая характеристика -посещал ли образовательные учреждения (сколько и какие), если нет, то кто занимался воспитанием ребенка, возможное влияние -какие трудности возникали в учебном процессе
4) Логопед
5) Психолог
Специалисты обсуждают, психиатр ставит диагноз
2. Принцип всестороннего и целостного обследования ребенка на ПМПК (ребенок должен быть обследован психологом всесторонне – все сферы личности)
1) когнитивная -внимание -память -воображение -представление -мышление 2) эмоциональная 3) волевая (сформированность произвольной регуляции деятельности) 4) коммуникативная 5) мотивационная 6) самооценка 7) индивидуально-типологические особенности – особенности поведения
3. Принцип возрастной и содержательной валидности использованных методик
Методы должны соответствовать возрасту, уровню развития и предмету исследования
Розанова выделяет 9 возрастных этапов (1, 2, 3-4, 5-6, 7-9,..) 1 год жизни – Журба, Масценкова, Шкала Гезел (1926) 2-3 Стребелев 4-6 Забрамная 6-7 – готовность к школе
4. Принцип динамического подхода и обследования ребенка.
Тестирование предусматривает учёт фактора развития. Необходимо при любом обследовании оценить не только уровень актуального развития, но и зону ближайшего развития. Чтобы реализовать на практике, мы организуем исследование, опираясь на след. Принципы: -сверху вниз (уменьшение трудности) -снизу вверх (увеличение трудности)
Задание, с которым справляется ребенок – зона актуального развития. Где не справляется – зона ближайшего развития
5. Принцип деятельностного подхода. Учитывает сформированность ведущего вида деятельности. -сюжетно-ролевая игра -учебная деятельность (нач. школа) -коммуникативные навыки (старшие подростки) Психологическое обследование нужно проводить в словиях текущей деятельности.
6. Принцип соотнесения результатов обследования ребенка с нормами.
В данный момент существует проблема с нормативами, поэтому опора идет на среднегрупповые показатели, если показатели ребенка ниже, то на него стоит обратить внимание педагогов и психологов, или же он попадает в группу риска.
7. Принцип качественно-количественного анализа результатов обследования Значение количественного и качественного анализа очень хорошо дополняют друг друга (н-р, профиль интеллекта)
8. Соблюдение условий проведения психодиа Сообщение Это спам
#2 Фея Шал Фея 26 апр 2010 в 14: 30 8. Соблюдение условий проведения психодиагностического обследования: - помещение, методики, отдельный кабинет
Различные функциональные зоны: 1) рабочая зона – стол, два стула 2) стеллаж с игрушками и играми 3) зона для релаксации игры, мягкие кресла 4) рабочее место психолога+ компьютер 5) сейф с методиками, бланками, кодами детей (ничего лишнего), вытаскивать только необходимый стимульный материал
*дополнительно
Язык, которым пишется заключение, зависит от того, куда оно направлено. Лучше чтобы родители не присутствовали при обследовании. Стим. материал должен быть ориентирован на ребенка, можно менять характер задания.
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПМПК
.Цель ПМПК - организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания, пропаганда здорового образа жизни среди школьников, родителей, педагогов. .Основными задачами ПМПК являются: • Своевременное выявление и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии; • Комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей; • Определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии; • Содействие и инициирование организации условий развития и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка; • Внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми; • Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии; • Своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи; • Консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении; • Координация деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений; • Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения; • Профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению потребления психоактивных веществ; • Разработка и реализация программ, содействующих приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни; • Содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.
Значение психодиагностического исследования при отборе детей в разные виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений и для интегрированного обучения в массовые школы.
Думаю, речь здесь должна идти о том, чтобы ребенок получил образование, соответствующее способностям и возможностям в маскимально комфортной для ребенка среде
Билет 22. Под интегрированным обучением понимается обучение детей в общеобразовательном классе совместно с обычными детьми. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в создании специальных образовательных условий, специальных подходах в обучении и психолого-педагогическом сопровождении. Под психолого-педагогическим сопровождением в данном случае понимается создание специальных технологий помощи решения возникающих проблем ребенка путем объединения различных категорий специалистов: психолога, педагога, логопеда, дефектолога. Проблемы: 1) недостаточная разработанность и апробирование специальных коррекционных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) недостаточное обеспечение необходимыми учебниками, пособиями, дидактическим материалом, техническими средствами обучения. В практике работы общеобразовательной школы до сих пор не определены и не отлажены механизмы методического и материального обеспечения коррекционно-развивающего направления: недостаточное обеспечение необходимыми учебниками, пособиями, дидактическим материалом, техническими средствами обучения. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе – усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие обучающихся в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях. Задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья: 1. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка. 2. Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей. 3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии. Диагностика и коррекция: - ранняя диагностика проблем ребёнка способствует более полноценной их коррекции; - коррекция проблем наиболее эффективна на фоне успехов ребёнка в какой-либо сфере деятельности; - коррекция проблем ребёнка предполагает одновременную коррекцию поведения семьи и педагогов, взаимодействие семьи и школы. Коррекция – деятельность, направленнаю на повышение возможностей ребёнка в обучении, поведении, общении, на раскрытие его потенциальных возможностей. Решение этих задач осуществляется в процессе всей работы с учащимися, их родителями и педагогами в форме совместной деятельности на уроках и внеурочных мероприятиях, групповых и индивидуальных занятиях, основными принципами которых являются: - перестройка эмоциональной и коммуникативной сфер ребёнка; - ориентация на «зону ближайшего развития» каждого ребёнка; - использование преимущественно игровой формы проведения занятий; - соблюдение доброжелательности в отношениях с детьми, положительной эмоциональной оценки их достижений. Значительным элементом психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является работа с родителями в форме индивидуальных консультаций, в ходе которых решаю следующие задачи: - информирование родителей о динамике коррекционно-развивающей работы, достижениях и успехах ребёнка; - получение от родителей информации об особенностях поведения ребёнка дома, об его эмоциональном состоянии, об особенностях общения и взаимодействия с родителями; - выработка в процессе совместного обсуждения с родителями оптимальной тактики взаимодействия и общения с ребёнком в семье.
|