![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полиморфизм синдромов аутизма как проблема организации деятельности в специальном образовательном учреждении, 7. Особ-ти соц взаимодействия аут детей и сущность псих-го взаимод-я.
Аутизм (1920 Блейер). В 1943г Каннером описан ранний детский аутизм. В настоящее время используется термин «расстройства аутистического спектра» В МКБ – 10 относятся к общим (первазивным) расстройствам психического развития – характ-ся качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении с ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Триада признаков аутизма: качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия, кач ухудшение в сферах вербальной и неыербальной коммуникации и воображения, органиченный репертуар видов активности и интересов. Причины и классификации: 2 направления исследования причин – биологич и психологич Биологическое – органич патология Г.мозга; хромосомные и генетич нарушения; биохимич нарушения. Их роли велика у детей с аутизмом распространены эпилептиформные состояния, ПЭП, признаки подкорковой и лобно-теменной атрофии, гидроцефалии. Часто сочетается с умств. Отст. При хромосомном генезе, аутистическая симптоматика не всегда проявляется ярко по сравнению с другими нарушениями. Психологическое – психологический генез аутизма, не отрицая биологических механизмов. Родители аутичных детей часто абстрагированы, проявляли мало интереса к ним. Последние исследования дают убедительные факты, что есть психодинамические факторы в сембях, приводящие к аутистическому расстройтву. Однако психогенные факторы могут играть роль пусковых механизмов. Клинико-психологические и психолого-педагогические проявления. Первые признаки сразу после рождения; отсутствие потребности в общении и целенаправленного поведения; стремление с сохранению стабильности окружающей среды; своеобразные страхи; своеобразие моторики; симптомы нарушения этапности и иерархии психического и физического развития; своеобразие речи и ее формирования; своеобразное сочетание низших и высших эмоций; интеллектуальная неравномерность; стереотипии в поведении, моторике, речи, игре; нарушение формулы сна; недостаточность или отсутствие реакции на дистантные раздражители; нарушение дифференцировки одушевленных и неодушевленных предметов; способность к отноительной компенсации в сфере быта при наличии постороннего помощника; возможность регресса психических функций при отсутствии правильного коррекционного подхода. Внимание. Недостаточность психического тонуса, отрешенность. На попытки привлечь внимание реакция негативная или ее нет, проявляется с раннего возраста. Однако отдельные стимулы могут вызвать даже завораживающее воздействие, особенно вращающиеся предметы. Восприятие. Особенности внимания приводят к большой селективности восприятия: воспринисая одни стимулы может игнорировать другие. Трудность в воспиятии и оценке социоэмоциональных сигналов. Возможна бурная реакция на слабые стимулы при отсутствии реакции на сильные. Нарушение целостности картины мира. Воспринимают не сам объект, а его отдельные характеристики. Недостаточна способность к восприятию глубины, объема и удаленности. Снижена болевая чувствительность, что может привести к нанесению себе серьезных повреждений на фоне аффективной реакции, сопровождаемой аутоагрессией. . Может быть способен к обобщению и абстрагированию. Личность и деятельность. Эмоциональное расстройство, отсутствие комплекса оживления, признаков привязанности, стремлению к общению. Недостаточно сформирована установочная, ценностная и морально-нравственная сфера. Эмоции и чувства, связанные с абстрактными понятиями могут проявляться слабо в виду трудностей их понимания. Ролевая игра неутойчива может прерываться беспорядочными действиями, склоны к индивидуальной игре, насыщенной аутодиалогами, в спонтанной игре способны действовать целенаправленно. Организация психокоррекционной работы. 1.В связи с легкой возбудимостью ребенка, импульсивностью, хаотичностью его деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению безопасности детей в процессе занятий. Занятия должны проходить в специально оборудованном зале, где обязательно должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале не должно быть острых и тяжелых предметов. 2.Необходима строгая организация режима в группе. Обязательным является идентичность обстановки занятий и постоянство состава группы, так как аутичные дети трудно приспосабливаются к новой обстановке и новым людям. 3.Психолог должен бережно относится к любой, даже самой примитивной активности ребенка. 4.Необходимо создание индивидуальных психокоррекционных программ для каждого ребенка. Задачи психологической коррекции с детьми с РДА. 1.Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком. 2.Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта. 3.Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми. 4.Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения. 5.Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.). 6.Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности. Основные этапы психологической коррекции: 1) Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. 2) Второй этап усиление психической активности детей. Важно умение почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. 3) Третий этап организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Кроме общих задач в процессе коррекции детей с РДА, выступают и частные задачи, направленные на преодоление негативных аффективных переживаний и патологических форм поведения. Важно, чтобы ребенок не застревал на своих агрессивных действиях. 4) Четвертый этап - работа с родителями.
|