![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направление системы психолого-педагогической коррекионной помощи детям с комплексными нарушениями развития.
Основными задачами коррекционно-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития в специальных группах являются: • длительное углубленное психолого-педагогическое изучение детей в процессе воспитания и обучения, уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений; • обеспечение социального, физического, познавательного, речевого, эстетического развития детей; • индивидуально направленная коррекция нарушений в развитии воспитанников. Организация коррекционной работы с детьми со сложными нарушениями в специальной группе предполагает изменение в режиме дня, чередовании занятий и других видов деятельности. Уменьшается длительность занятий, увеличиваются перерывы между ними, включается большее количество дидактических и подвижных игр. Опыт организации групп для детей со сложным дефектом позволил выявить положительные стороны их деятельности: • уменьшенную наполняемость групп (пять детей по сравнению с восьмью в обычных группах для слабослышащих или шестью в группах для глухих дошкольников), что дает возможность систематической, целенаправленной работы с каждым ребенком; • возможность ежедневной индивидуальной работы в соответствии со структурой и выраженностью нарушений у каждого ребенка по различным разделам программы (развитие речи, формирование математических представлений и др.). а не только и не столько по развитию слухового восприятия и обучению произношению; • обучение ребенка в темпе, присущем ему, без постоянной оглядки на необходимость выполнения программных требований, рассчитанных на детей без комплексных нарушений; • проведение воспитателями развивающей работы по различным разделам программы в соответствии с возможностями детей. К негативным, сторонам обучения детей со сложными нарушениями в специальных группах можно отнести: • трудности организации детского коллектива и формирования межличностных отношений детей вследствие присутствия детей с нарушениями поведения, отсутствия положительных лидеров; • негативное отношение некоторых родителей к воспитанию их ребенка в группе для детей со сложными нарушениями. Ребенок со сложными нарушениями развития должен быть включен в целостную систему воспитания и обучения, что является условием системного характера психического развития человека. Особое значение приобретает в процессе обучения учет структуры нарушения, так как в зависимости от количества и выраженности первичных нарушений и обусловленных ими вторичных и третичных отклонений в развитии должны быть определены методы обучения, объем содержания при условии, что набор направлений работы остается общим для всех. Так, например, для детей с ЗПР важно обеспечить условия повторяемости материала, переноса в новые ситуации, подкрепление заданий наглядным материалом. Для детей с выраженными трудностями в формировании речи особое значение приобретают комплексный характер предъявления речевого материала, использование устной, письменной, дактильной речи, подкрепление значений слов естественными жестами, картинками, пиктограммами. Совершенно неразработанной проблемой остается работа с родителями детей с недостатками слуха со сложными нарушениями развития, обучение их полноценному взаимодействию с детьми, участию в процессе разностороннего развития сложного ребенка. От сурдопедагогов, работающих с данной категорией детей, требуется длительная разъяснительная и методическая работа с родителями, постепенное формирование заинтересованности и вовлеченности в процесс воспитания и обучения ребенка.
|