Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды индукции.
1. В зависимости от полноты исследования предметов какого-либо класса различают полную и неполную индукцию. Полная индукция – такое умозаключение, в котором общее заключение о классе предметов делается на основании изучения всех предметов данного класса. Заключение в полной индукции имеет достоверный характер, и поэтому некоторые логики относят его к необходимым (демонстративным) умозаключениям. Схема полной индукции: S1 суть Р. S2 суть Р. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Sn суть Р. S1 ,... Sn – весь класс предметов. Все S суть Р. Например, заключение «Все студенты нашей группы – отличники» можно сделать только при условии, что мы знаем всех студентов нашей группы и все они в действительности обладают признаком быть отличником». Главное достоинство полной индукции состоит в том, что она дает достоверные заключения (как дедуктивные умозаключения). Но полная индукция дает достоверные заключения при наличии следующих условий: а) когда класс предметов или явлений, подлежащих изучению, представляет собой небольшое число элементов – ограничен, поддается «регистрации»; б) когда точно известен признак, принадлежащий предметам данного класса. Недостатки полной индукции: 1) она не дает принципиально нового знания и не выходит за пределы того, что содержится в ее посылках. Хотя общее заключение, полученное на основе исследования частных случаев, суммирует содержащуюся в них информацию и позволяет обобщить ее, взглянуть на нее с иной, общей точки зрения, систематизирует и интегрирует знания. Именно поэтому полная индукция используется не только в повседневной практике, но и в ходе научного познания и обучения; 2) применима только для ограниченного класса предметов; 3) чем больше класс изучаемых предметов, тем труднее ее использовать (тем более она трудоемка). Например, с помощью полной индукции нельзя установить достоверность в обобщениях такого рода, как «Счастливые часов не наблюдают»; «Все тела тонут»; «Гадюки ядовиты» и т. п. В таких обобщениях может использоваться только неполная индукция. Неполная индукция – такое умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на основании изучения некоторой части класса однородных предметов, т. е. от знания некоторых предметов определенного класса переходят к знанию о классе предметов в целом (в том числе на неисследованные его части).
Схема неполной индукции: S1 суть Р. S2 суть Р. S 3 суть Р. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, S1 S2, S 3 .... — элементы класса К. Некоторые элементы S класса К суть Р. Если не всем предметам класса присущ выделенный нами признак, то тоже можно сделать умозаключение по неполной индукции. На основании изученной части определенного класса явлений можно сделать общее заключение обо всем классе явлений, но оно может быть только вероятностным (правдоподобным) знанием, при этом степень его вероятности зависит от глубины и тщательности исследования тex конкретных случаев, на которые опирается индуктивное обобщение.
|