![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды неполной индукции.
По способу отбора исходного материала и обоснования заключения неполная индукция делится на два вида – популярную (индукцию через перечисление частных случаев) и научную (индукцию путем исключения несущественного, лишнего – элиминативную). Популярная индукция – такая индукция, в которой общее заключение о наличии какого-то признака у класса предметов делается на основе повторяемости данного признака у некоторой части однородных предметов и при отсутствии противоречащего случая. Степень вероятности заключения в популярной индукции невысока, так как не раскрываются причинные связи между наличием тех или иных признаков предметов. Но этим способом рассуждения часто пользуются люди в обыденной жизни, повседневной практике, наблюдая повторяющиеся явления. На основе популярной индукции в народе создаются приметы, пословицы и поговорки. Например: «Береги платье снову, а честь смолоду»; «Старый друг лучше новых двух»; «Лето год кормит»; «Делу время – потехе час»; «Ласточки летают над землей – к дождю» и т. п. Обоснованность выводов определяется главным образом количественным показателем: соотношением множества предметов (выборки) ко всему классу явлений (популяции). При этом систематического анализа случаев, подтверждающих предположения общего характера, не проводится. Такие индуктивные обобщения основываются на выявлении поверхностных, чаще всего бросающихся в глаза свойств вещей и явлений, вследствие чего они в наибольшей степени подвержены риску опровержения. Выводы получаются малоправдоподобными, а если обнаружатся противоречащие случаи, то заключения могут оказаться ложными — как было с опровержением общего суждения «Все лебеди белые» (которое было получено на основе простого перечисления случаев наблюдения окраски лебедей в Европе) с обнаружением в Австралии черных лебедей. Типичные ошибки в индуктивных умозаключениях: а) «поспешное обобщение» –когда заключение делается на основе случайных фактов, а повторяемость признака может оказаться результатом совпадения. Или когда производится субъективное обобщение – предвзятый выбор фактов ради подтверждения своего мнения и игнорирование (сокрытие) иных фактических обстоятельств, подтасовка данных. Данная ошибка лежит в основе слухов, сплетен, непроверенных суждений; б) «после этого, значит, по причине этого» – ошибка, совершаемая тогда, когда заключение о причинах явления делается на том основании, что оно произошло раньше его. Например, день предшествует ночи, но это совсем не значит, что день – причина наступления. Подобная ошибка лежит в основе суеверий и предрассудков; в) подмена условного безусловным – ошибка, которая совершается, когда не учитывается, что всякая истина конкретна – в конкретных, определенных условиях. Например, если в обычных условиях вода закипает при 100°С, то с изменением давления она закипает при более низкой температуре. Заключения, полученные в результате популярной индукции, постоянно находятся под угрозой опровержения их истинности: достаточно одного случая, противоречащего общему утверждению, чтобы оно стало ложным. Чтобы повысить степень надежности обобщения, необходимо: I) выявлять наиболее важные и существенные свойства изучаемых явлений (больше существенных свойств, разнообразных и наиболее существенных); 2) устанавливать существенные, необходимые связи между вновь открытыми свойствами и уже известными свойствами. Вероятность истинного заключения популярной индукции увеличивается, если не допускаются логические ошибки. Разновидностью популярной индукции является энумеративная индукция (от лат. enumination –перечисление, перечень) – индуктивное обобщение, основанное на перечислении частных случаев, в котором частные случаи располагаются в определенной последовательности, начиная с простейших и постепенно восходя к исследованию всех остальных. Такой систематический отбор частных случаев – первый шаг на пути к выдвижению обобщения на основе исследования более надежных случаев и исключения менее надежных. Научная индукция – такое умозаключение, в котором общий вывод (заключение) делается на основе систематического отбора повторяющихся случаев и исключения случайных обстоятельств, а также на основе изучения существенных, повторяющихся, причинно-следственных связей между явлениями. ü Индукцию на основе систематического отбора называют селективной, в которой общий вывод о принадлежности признака классу явлений основывается на знании об образце (подклассе) явлений. Этот образец получен методическим отбором явлений из различных частей этого класса. Например, необходимо проверить доброкачественность поставленных товаров (допустим, консервов). Вскрыть все, чтобы проверить, – нечего будет продавать. Целесообразно выбрать из партии отдельные банки с консервами и на основе образца судить (с большей или меньшей степенью вероятности) о доброкачественности всей поставленной партии. Важно обеспечить репрезентативность образца. Но даже если мы провели тщательный и систематизированный отбор, нет гарантии, что все предметы класса (популяции) будут обладать теми же признаками, что и образец, т. е. остается опасность ложного обобщения. Поэтому общее заключение в таком умозаключении может быть только вероятностным. Например, при изучении причин преступности среди несовершеннолетних можно взять 100 первых попавшихся несовершеннолетних, проанализировать бюджет их свободного времени, уровень образования и на этом основании сделать общий вывод о причинах преступности несовершеннолетних всей области. Это – пример популярной индукции. Но можно поступить иначе. Можно произвести целевой отбор несовершеннолетних для исследования – исследовать определенные репрезентативные группы школьников, учащихся средних образовательных учреждений, училищ – и выявить наиболее часто повторяющиеся причинно-следственные связи между наследственностью, обстоятельствами жизни и девиантным (отклоняющимся от норм) и делинквентным (преступным) поведением их в обществе. К наиболее важным причинам относятся: духовное неблагополучие, неспособность трудиться и преодолевать трудности законным путем, плохое социальное окружение, отсутствие материальных средств к существованию, правовой нигилизм, распущенность, наркомания, пивной алкоголизм и др. ü Индукция, основанная на выявлении причинно-следственных связей, дает наиболее правдоподобные заключения. Что понимать под причиной при применении указанных методов? Причинной или причинно-следственной связью называют такое взаимодействие между явлениями, в котором одно явление при определенных условиях порождает другое явление, называемое следствием или действием причины. Причина предшествует и порождает другое явление (следствие). Следствие – явление, порождаемое причиной. Это взаимодействие всегда осуществляется при наличии необходимых условий и сопутствующих обстоятельств. Например, причина гриппа – взаимодействие вируса с ослабленным организмом. Обстоятельства, ослабляющие действие вируса: закалка организма, иммунитет, качественное питание, активный образ жизни и т. п. Сопутствующие болезни обстоятельства: истощение организма, усталость, авитаминоз и т. п. Важнейшими свойствами причинной связи являются следующие: • объективность (независимость от сознания человека); • всеобщность (в природе нет беспричинных явлений, каждое явление имеет свою причину); • необходимость (определенная причина в соответствующих условиях обязательно вызывает определенное следствие; отсутствие причины с необходимостью ведет к отсутствию следствия); • последовательность во времени (причина предшествует следствию во времени, по крайней мере не может появиться раньше причины); • повторяемость и однозначность (каждая конкретная причина всегда вызывает вполне определенное следствие, изменения в причине необходимо влекут изменения в следствии; изменение следствий свидетельствует об изменении в причине или причинах). Рассматривая класс явлений и выявляя причинно-следственные связи между обстоятельствами и следствиями (действиями), исследователь осуществляет следующие общие шаги: 1) сбор информации, анализ явления как сложного целого, состоящего из простых обстоятельств; 2) формирование суждений о свойствах изучаемых явлений, необходимых условиях и сопутствующих им обстоятельств; 3) исключение обстоятельств, не являющихся необходимыми; 4) выделение повторяющихся обстоятельств и предположение о том, что данное обстоятельство является причиной действия Конечно, в установлении причинно-следственных связей есть свои трудности: всякому явлению предшествует бесконечное множество других явлений; причина и следствие не изолированы, а взаимодействуют; не всегда легко распознавать предшествующие и последующие обстоятельства явления; у каждого явления может быть множество причин, а одна и та же причина (при наличии разных обстоятельств) может порождать разные следствия. Научная индукция включает в себя совокупность логических методов, с помощью которых устанавливаются причинно-следственные зависимости.
МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ИНДУКЦИИ Существует пять методов научной индукции: 1. Метод сходства – метод, основанный на сравнении двух и более случаев изучаемого явления, имеющих общим только одно обстоятельство (общий признак, фактор), которое повторяется и является, вероятно, причиной искомого явления. Схема: 1-й случай: при обстоятельствах А, В, С происходит явление D. 2-й случай: при обстоятельствах А, В, С происходит явление D. 3-й случай: при обстоятельствах А, В, С происходит явление D. По-видимому, В является причиной D. Например, наблюдая случаи дорожно-транспортных происшествий (в разное время суток, разных марок машин и т. д.), можно сделать заключение, что большинство из них происходит в результате превышения скорости или алкогольного опьянения водителей. Трудности этого метода: нелегко отделить разные случаи изучаемого явления; общую причину следует предварительно угадать или предположить, прежде чем искать ее в различных случаях; причина может быть не одна и связана с условиями протекания явлений. В нашем примере причин аварий может быть много. Степень вероятности выводов по данному методу зависит от числа рассмотренных случаев и от степени различия всех обстоятельств, кроме того, которое проявилось во всех случаях и оказалось единственно существенным. 2. Метод различия – метод, основанный на сравнении случаев (по крайней мере двух), в которых интересующее нас явление происходит при определенном обстоятельстве, а в других – не происходит из-за отсутствия данного обстоятельства, что дает основания предположить, что именно данное обстоятельство является причиной наблюдаемого явления. Схема: 1-й случай: при обстоятельствах А, В, С происходит явление D. 2-й случай: при обстоятельствах А, С не происходит явление D. По-видимому, В является причиной D.
|